1. Тема учебного проекта тесно связана с изучением предпринимательской деятельности в рамках предмета «Экономический практикум» в 10 классе.
2. Проблема: Как организовать ярмарку новогодних подарков.
3. Цели:
4. Задачи:
5. Возраст учащихся: 10 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.
6. Время работы над проектом:октябрь – декабрь.
7. Режим работы: 16 учебных часов.
8. Дополнительно привлекаемые участники:руководители школьных мастерских, кружков, педагоги дополнительного образования, классные руководители, воспитатели групп продленного дня.
9. Мотивация к познанию: личный интерес учащихся, самореализация, получение прибыли, самомотивация от удовлетворения собственным трудом.
10. Знания и умения, необходимые учащимся для самостоятельной работы:
– умение рекламировать товар;
– знания о маркетинге;
– умение по разработке изделия как конкурентоспособного товара;
– умение определять себестоимость продукции методом прямой калькуляции;
– знания о факторах, влияющих на ценообразование;
– знания о способах сбыта продукции;
– умение составлять план доходов и расходов, прогнозировать прибыль;
11. Развитие навыков:
– самостоятельного принятия решения;
– коммуникативности в ролевом взаимодействии;
–мыслительной деятельности при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании информации;
– самоанализа и рефлексии.
12. Осуществление учебного проекта
1 этап. Знакомство с целью и смыслом проекта. Постановка задач
Учащимся 10 класса предлагается перед Новым годом организовать ярмарку новогодних подарков. Сразу же возникают вопросы: что продавать на ярмарке?, где брать подарки?, как организовать продажу? Ответы на эти вопросы можно получить, реализуя задачи проекта.
2 этап. Планирование
1. Подготовка продукции школьных мастерских, кружков, классных коллективов к реализации на ярмарке (изучается ассортимент продукции, качество).
2. Маркетинговая разработка товара (учащиеся 10 класса оформляют упаковку для товара, товарный знак, продумывают дополнительные услуги: доставка, установка, технические консультации и т.д.).
3. Расчет себестоимости и окончательной цены изделий, выставляемых на продажу.
4. Рекламирование ярмарки новогодних подарков (реклама проведения ярмарки проходит на территории рынка микрорайона, в соседних школах, в сквере).
5. Расчет ожидаемой прибыли (методом калькуляции ребята предварительно высчитывают доход от ярмарки, расход и прибыль).
6. Проведение акции «Ярмарка новогодних подарков» (в украшенном фойе школы располагаются прилавки с товаром, сами учащиеся осуществляют торговлю, привлекают покупателей рекламой, покупатели могут выпить горячего чая с выпечкой, продумывается музыкальное сопровождение ярмарки).
7. Подведение итогов, получение прибыли (ребята самостоятельно рассчитывают доход от продажи, отнимают расходы на затраты, получают прибыль).
3 этап. Выполнение исследования. Получение информации, ее анализ и обобщение
По каждому пункту планирования учитель предоставляет учащимся необходимые теоретические знания. Рассматривают темы: «Организация торговли», «Реклама – двигатель торговли», «Экономический интерес предпринимателя», «Планирование предпринимательской деятельности», «Маркетинг».
Закрепление полученных знаний, выполнение творческих заданий, поиск оптимальных решений происходят на практических занятиях: «Ассортимент новогодних подарков», «Разработка товаров», «Реклама продукции школьных мастерских и кружков», «Расчет ожидаемой прибыли», «Ценообразование».
Степень самостоятельности зависит от того, насколько учащиеся овладеют знаниями и умениями, необходимыми для выполнения заданий. Когда учащимся не хватает знаний, каких-то умений, то наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель постоянно «держит руку на пульсе»: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности. Допускать стихийной самостоятельности нельзя.
4 этап. Демонстрация продукта проектной деятельности. Презентация
Презентация проекта представляет собой проведение самой ярмарки новогодних подарков. Оформление зала, прилавков, товаров и организация торговли происходит силами самих учащихся. Общешкольное мероприятие проходит с привлечением жителей микрорайона, на ярмарку могут прийти учащиеся и работники соседней школы, отдыхающие в школьном сквере, родители учащихся и все желающие.
5 этап. Оценка результатов (коллективное обсуждение и самооценка)
На этом этапе учащиеся производят расчет дохода, затрат, прибыли, оценивают вклад в общее дело каждого участника проекта. А самое главное – учащиеся коллективно решают, как распорядиться прибылью.
6 этап. Рефлексия деятельности.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья этот этап очень важен. Он помогает создать полную картину выполненной работы. Учащиеся обсуждают, с какими трудностями им пришлось столкнуться и способы их преодоления. Что дала работа над проектом в плане личностного развития каждого учащегося.
Реализация данного проекта – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей и самореализацию через предпринимательскую деятельность.
Конечно, выпускники не станут владельцами своих предприятий, и при организации такой работы встречается много трудностей, но положительные стороны такой организации учебной деятельности очевидны:
– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;
– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);
– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);
– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному виду деятельности);
– приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.
А самое главное, при такой организации учебной деятельности в полной мере раскрывается основной тезис современного понимания метода проектов – «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить».
Литература.