Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

Урок-представление В этом мире я только прохожий

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 263

Милякова Нина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Цели:

Творческая работа учащихся:

Оборудование: записи на доске, магнитофон, портрет С.А. Есенина.

Ход урока

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь.
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
С.А. Есенин

1. Вступительное слово учителя.

Существует внешняя и внутренняя биография поэта:

внешняя - в фактах его жизни, внутреннюю можно проследить по творчеству. Лирические стихотворения становятся точками, по которым мы выстраиваем "график" этой внутренней биографии, истории души. Мы сегодня попробуем проследить основные "точки" биографии С.А. Есенина.

2. Работа с текстами стихотворений, с воспоминаниями о поэте.

А. Точка первая. Детство. Сельская школа.

Ученик: "Среди учеников он всегда отличался способностями и был в числе первых учеников:Он верховодил среди ребятишек и во внеурочное время. Без него ни одна драка не обойдётся, хотя и ему попадало, но и от него вдвое". Но не только драться умел этот мальчик по прозвищу "Монах". Умел он видеть красоту русской земли, в обычном - прекрасное.

Чтец: "За горами, за жёлтыми долами".

За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озер водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь -
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом Спасителя
За погибшую душу мою.

Беседа по вопросам:

- О чём стихотворение? ( О любви к Родине, о любви к Богу,о любви к женщине, о любви к миру).

- Какие поэтические образы помогают передать ощущения поэта? (Олицетворение, звукопись, цветность, музыкальность, эпитеты).

- Как вы думаете, откуда "погибшая душа" у такого ещё совсем юного человека?

Б. Вторая точка. Петербург. Знакомство с А.Блоком и другими поэтами.

Ученик: "Крестьянин Рязанской губернии, 19 лет, стихи чистые, голосистые, многоголосые". А. Блок. Сергей же Александрович вспоминал, что при встрече с Блоком он вспотел, потому что перед ним был "живой Блок".

Чтец: " Я по первому снегу бреду".

Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.

Я не знаю-то свет или мрак?
В чаще ветер поет иль петух?
Может, вместо зимы на полях,
Это лебеди сели на луг.

Хороша ты, о белая гладь!
Греет кровь мою легкий мороз.
Так и хочется к телу прижать
Обнаженные груди берез.

О лесная, дремучая муть!
О веселье оснеженных нив!
Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив.

Беседа по вопросам.

- Что изменилось в восприятии мира? (Нет образа Бога, более отточенные фразы, более точные образы).

- Какие новые литературные приёмы появляются в стихотворении? (Обращение, риторические восклицания, вопросы, метафоры более яркие: "ландыши вспыхнувших сил").

- Как бы вы определили основную тему стихотворения?

(Человек и природа, любовь к жизни, показанная через природу).

В. Третья точка. Имажинисты.

Ученик: "У собратьев моих нет чувства родины во всём широком смысле этого слова:, поэтому они любят так тот диссонанс, который впитали в себя с удушливыми парами шутовского кривлянья ради самого кривлянья:Они никому не молятся, и нравится им одно пустое акробатство: Ищи родину! Не найдёшь - всё псу под хвост пойдёт! Нет поэта без родины:"

Чтец: "Я последний поэт деревни".

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.

На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.

Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!

Беседа по вопросам.

- Почему, по-вашему, для поэта, который стал уже кумиром многих, так важно иметь родину?

- Как вы думаете, почему поэты, которые не воспринимались страной, как идеологи строя, всё своё творчество посвящали Родине?

Г. Точка четвёртая. Исповедь хулигана.

Ученик: "От кудрявого игрушечного мальчика остались только очень ясные глаза, да и они как будто выгорели на каком-то очень ярком солнце. Беспокойный взгляд его скользил по лицам людей изменчиво, то вызывающе и пренебрежительно, то вдруг неуверенно, смущённо и недоверчиво".

Прослушивание песни в исполнении А. Малинина:

"Мне осталась одна забава".

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот - и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, -

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Беседа по вопросам:

- В один ряд с какими литературными героями можно поставить лирического героя стихотворения?

- Какое чувство является в стихотворении ведущим?

- Прокомментируйте выражения:

Д. Точка пятая. Философская.

Ученик: "Если он ничего не писал неделю, он начинал сходить с ума от страха. Есенин, который однажды не писал ничего два года, боялся трёхдневного молчания. Есенин, обладавший даром импровизации, теперь тратил несколько часов на то, чтобы написать шестнадцать строчек".

Чтец: "Жизнь- обман с чарующей тоскою".

Жизнь - обман с чарующей тоскою,
Оттого так и сильна она,
Что своею грубою рукою
Роковые пишет письмена.

Я всегда, когда глаза закрою,
Говорю: "Лишь сердце потревожь,
Жизнь - обман, но и она порою
Украшает радостями ложь.

Обратись лицом к седому небу,
По луне гадая о судьбе,
Успокойся, смертный, и не требуй
Правды той, что не нужна тебе".

Хорошо в черемуховой вьюге
Думать так, что эта жизнь - стезя
Пусть обманут легкие подруги,
Пусть изменят легкие друзья.

Пусть меня ласкают нежным словом,
Пусть острее бритвы злой язык, -
Я живу давно на все готовым,
Ко всему безжалостно привык.

Холодят мне душу эти выси,
Нет тепла от звездного огня.
Те, кого любил я, отреклися,
Кем я жил - забыли про меня.

Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.

Беседа по вопросам:

- Что нового появилось в мировосприятии лирического героя в этом позднем стихотворении?

- Докажите примерами из стихотворения, что "жизнь- обман с чарующей тоскою".

Е. Точка шестая. Последняя. :И вечная любовь.

Ученик: Анна Сардановская, Мария Бальзамова, Л.И. Кашина,Анна Изряднова, Зинаида Райх, Айседора Дункан, Шагане Тальян,Надежда Вольпин, Августа Миклашевская, Галина Бениславская, Софья Толстая. Все эти женщины так или иначе вошли в жизнь С.А.Есенина. Некоторые исследователи творчества поэта утверждают, что сам поэт "был не способен любить", однако в это не хочется верить: не может человек с "пустой" душой так трепетно писать о любви к Родине, к женщине, к жизни. В конце жизни С.А.Есенин как-то особенно трепетно относился ко всем, "что живут со мною на земле".

Чтец: "Заметался пожар голубой".

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Беседа по вопросам:

- Высоко ли поэт оценивает саму возможность чувствовать?

- Выделите основные чувства поэта, которые открылись вам на этом уроке.

Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.

- Стала ли теперь нам понятнее личность С. А. Есенина?

Знакомство с творчеством такого поэта - это всегда счастье открытия, читая стихотворения поэта, мы проникаем в его внутренний мир, причём каждый из нас открывает СВОЕГО Есенина, он словно приходит к нам в гости, делясь своими переживаниями, убеждениями, настроениями. Так же происходит и в реальной жизни: человек становится ближе и роднее при более близком с ним знакомстве.

Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру: "Жизнь-обман с чарующей тоскою".