Цель урока: познакомить учащихся с одной из основных проблем экономики – безработицей.
Задачи:
Оборудование урока: мультимедийное оборудование, учебник Любимов Л.Л.; Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М.: Вита – Пресс, 2000, материалы практикума «Что делать безработному?»
Подготовительный этап:
ХОД УРОКА
Учитель: «Сегодня мы с вами продолжаем изучать тему «Труд и экономика». На предыдущих уроках речь шла о таких экономических понятиях как «труд», «рабочая сила», «заработная плата». А теперь пришло время познакомиться с одной из сложнейших экономических проблем – безработицей.
Запишите тему урока (учащиеся делают запись в тетради).
Я думаю вам понятно, что выбор темы урока не случаен, так как через несколько месяцев вы закончите школу и перед вами встанет вопрос «Что делать дальше?». В условиях нестабильного экономического развития России некоторые из вас, возможно, пополнят ряды безработных. Поэтому цель нашего урока познакомиться с понятием «безработица», выявить ее причины, определить виды и, самое главное, узнать, что делать человеку, оставшемуся без работы.
Вопросы к учащимся:
– Как вы думаете, кого можно считать безработным? (Ответы учащихся, затем обращаем внимание на учебник стр. 158 – 159.)
– А что такое безработица? (Ответы учащихся, затем обращаем внимание на учебник стр. 158, запись в тетради понятия «безработица».)
Учитель: Безработица, как любое экономическое явление имеет свои причины
Вопрос к учащимся: Как вы думаете какие? (Ответы учащихся, обобщение, запись в тетрадь.)
Учитель: Одной из причин вы назвали сокращение рабочих мест.
Вопрос к учащимся: Как вы думаете, кого нельзя сократить? (Ответы учащихся, затем предоставляем слово учащемуся с сообщением «Кто не может быть сокращен на производстве»).
Учитель: Этими причинами объясняется рост или спад безработицы в определенных регионах России, в том числе у нас и наших ближайших соседей. Обратите внимание на графики роста безработицы в городах Ханты-Мансийск и Сургут.
Вопрос к учащимся: Что вы видите и как вы это объясните?
Учитель: Теперь сравним темпы безработицы в ХМАО и соседних регионах (Екатеринбургская, Тюменская области, ЯНАО).
Вопрос к учащимся: Что вы видите и как вы это объясните?
Учитель: Таким образом, мы видим, что в нашем городе наблюдается повышение уровня безработицы. Чтобы выяснить объективные причины данной ситуации, выслушаем сообщение учащегося «Причины повышения уровня безработицы в г. Сургуте».
Учитель: Экономисты различают несколько видов безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. Сейчас в группах вы прорабатываете теоретический материал по определенному виду безработицы
Ваша задача дать определение вида безработицы. На работу вам дается 5 минут. По окончанию работы вам будет выдано задание – описание экономической ситуации вы должны определить вид безработицы и доказать это. (Приложение 1)
Вопрос к учащимся: А какой вид безработицы существует у нас в городе? Слушаем варианты, затем предоставляем слово учащемуся с сообщением «Основной вид безработицы в нашем городе».
Учитель: Таким образом, мы видим, что в нашем регионе преобладает структурная безработица. Для того чтобы решить проблему безработицы, в каждом городе создан Центр занятости населения, который принимает меры по снижению ее темпов.
Вопрос к учащимся: Как вы думаете, какие меры? Слушаем варианты, затем предоставляем слово учащемуся с сообщением «Меры снижения темпа безработицы в нашем городе»
Учитель: Но если вдруг вы все таки пополнили ряды безработных, то что вам делать? Подготовленный заранее учащийся проводит практикум «Что делать безработному?»
Я думаю, что урок не прошел даром. Верю, что столкнувшись с проблемой безработицы, вы вспомните наше занятие. В конце урока мне хотелось бы услышать от вас, какими из полученных сегодня знаний, вы сможете воспользоваться в будущем. Ответы учащихся.
Домашнее задание: Составить программу мер по снижению темпов безработицы в городе.
Литература