Цель:
Оборудование и материалы: презентация урока (Приложение 1), проектор. Эбонитовая и стеклянная палочки, мех, шелк. Электроскоп, металлический стержень. Таблица химических элементов Д.И.Менделеева. Карточки с названиями атомов химического элемента. Задания в тестовой форме.
План урока
Сценарий урока
Учитель (У): перед вами дверь, чтобы «войти» в наш урок, ее необходимо открыть (слайд 1, приложение 1).
Школьник (Ш): обсуждают в парах, предлагают способ – сообщить ручкам одноименные заряды (слайд 2, приложение 1)
(У):
Я в электричества страну
Всех приглашаю вас.
Итак, пожалуй, я начну,
Послушайте рассказ.
Весну сменяет лето,
И как-то Фалес из Милета
Открыл внезапно, что о мех
Янтарь, потертый, может всех
Нас удивить: способен он
тела притягивать.
Как назвали явление, которое открыл Фалес? Почему дали такое название? (слайд 3, приложение 1)
(Ш): электризация тел. Янтарь – электрон.
(У): поставьте перед собой цели
(Ш): Повторить знания; проверить знания; провести коррекцию знаний (по необходимости) (слайд 4, приложение 1).
(У): повторим изученный материал по вопросам к ДЭЗ (доминирующим элементам знаний).
(Ш): работают в парах по методике ВТ (взаимотренаж).
(У): «Стихотворный» эксперимент.
Эбонит в руке держу,
Натираю, не тужу,
НУ, а стержень из металла,
Если в руки его взять,
Можно ль наэлектризовать?
(Ш): Металл нельзя наэлектризовать, держа в руке, так как металл и рука человека проводники.
(У): У электроскопа стержень металлический.
Почему не деревянный, не стеклянный?
Мне ответьте: «Почему?»
Ничего я не пойму!
(Ш): Электроскоп служит для обнаружения электрического заряда, принцип действия которого основан на взаимодействии одноименных зарядов. Стержень получает заряд и передает его стрелке, которая отталкивается от стержня вдоль шкалы прибора.
(У): Каждый из вас Атом. Расскажите о своем строении (слайд 7, приложение 1).
(Ш): «Я атом лития. В моем ядре три протона, четыре нейтрона. Вокруг ядра движется три электрона» и т.д.
(У): Какой заряд по знаку приобретает эбонит после натирания о мех? Почему? (слайд 5, приложение 1)
(Ш): Эбонит получает по знаку отрицательный заряд. Электроны от атомов меха переходят при натирании на эбонит, мех, теряя электроны, имеет положительный заряд, оба тела электризуются.
(У): Какой заряд по знаку приобретает стеклянная палочка, потертая о бумагу? Почему?
(Ш): Стеклянная палочка приобретает положительный заряд. При натирании электроны от атомов стекла переходят на шелк, шелк получает отрицательный заряд.
(У): Сохраним свое здоровье, подвигаемся немного (образуем пары, слайд 8, приложение 1).
Вы заряды положительные. Изобразите их взаимодействие.
Одни из вас заряд положительный, другой отрицательный. Изобразите их взаимодействие.
Вы заряды отрицательные. Изобразите их взаимодействие.
Посредством чего вы передавали действие друг на друга?
(Ш): Взаимно отталкиваются, взаимно притягиваются, взаимно отталкиваются.
Действие передавали посредством электрического поля.
(У): предлагаю выполнить задания в тестовой форме (слайд 9)
Электризация тел (Обведи кружком правильный ответ (Ы.))
Вариант 1
Вариант 2
(Ш): Выполняют задания по вариантам.
Взаимопроверка (слайд 10, приложение 1)
1 вариант |
| 2 вариант |
1. б), в) |
| 1. в) |
2. б), д) |
| 2. а), в), г), е) |
3. в) |
| 3. б) |
4. б) |
| 4. г) |
5. а) |
| 5. б) |
(Ш): Взаимооценка результатов (слайд 11, приложение 1).
Критерии оценки результатов:
(У): Учащиеся, допустившие ошибки находят в учебнике необходимый параграф. Записывают домашнее задание (коррекция знаний).
Учащиеся, выполнившие работу без ошибок, получают творческое задание: составить кроссворд, ребус (по выбору) к данной теме.
(У): подводим итоги урока. Удалось ли достичь поставленных перед собой целей?
Насколько удовлетворен каждый своим результатом? Почему?
(Ш): Проводят рефлексию.
(У): Спасибо всем!