Преподавание ОБЖТестовые задания для внутришкольного контроля по предмету Основы безопасности жизнедеятельности. 7-й класс
Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 530
Сичевая Вера Анатольевна, учитель технологии, ОБЖ
Назначение и педагогическое содержание. Тест предназначен для определения уровня усвоения основных понятий, тем по разделу «Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий» учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности в 7-м классе (по учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности» 7-й класс под редакцией Ю.Л. Воробьева).
Состав теста. Тест состоит из 30 заданий.
В первом варианте тестовые задания сгруппированы по пройденным темам: «ЧС природного характера, их источники», «Наводнения», «Ураганы, бури, смерчи», «Землетрясения», «Цунами», «Обвалы, оползни, сели», «Лесные и торфяные пожары» (Приложение 1).
Во втором варианте тестовые задания сгруппированы по типам тестов: задания дополнения, задания множественного выбора, задания альтернативных ответов, задания на восстановление соответствия, задания свободного изложения (Приложение 2).
Каждое тестовое задание состоит из трех частей:
- инструкции;
- текста задания (вопроса);
- правильного ответа.
Инструкция содержит указания на то, что учащемуся следует сделать, каким образом выполнить задание, где и как делать пометки и записи, как дописывать. Например:
- Дополните определение, записывая ответ в бланке.
- Обведите ответ «да» или «нет». (Если Вы согласны с утверждением – обведите кружком «да» в клеточке таблицы ответов, а если не согласны - обведите "нет").
- Обведите кружком букву, соответствующую правильному ответу.
- Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2. (Запишите в таблицу ответов цифры из столбца 2, которые соответствуют утверждениям из первого списка).
Текст задания или вопроса представляет собой содержательное наполнение задания.
Правильный ответ – обязательный атрибут любого тестового задания – необходим проверяющим для ясного и недвусмысленного оценивания результатов тестирования.
Для того чтобы учащиеся поняли инструкцию, проводится пробное тестирование, состоящее из 10 заданий, которые разбираются вместе с учителем (Приложение 3).
На пробном тестировании учащиеся подробно знакомятся с инструкцией для учащихся, включающей правила заполнения бланков для ответов, образцы решения тестовых заданий, образцы исправления неверно выполненного задания, предупреждение для учащихся.
Инструкция для ведущего
- Условия проведения теста:
- Тест проводится на уроке ОБЖ согласно школьному расписанию уроков (желательно не проводить тестирование после занятий физической культурой).
- Тест проводится в кабинете ОБЖ, где находятся 15 столов и 30 стульев, т.е. за каждым столом располагаются 1-2 ученика в зависимости от наполняемости класса.
- В качестве инструмента используются только шариковые ручки.
- Перед началом тестирования необходимо оценить состояние учащихся. Желательно не допускать к тестированию учеников, находящихся в состоянии возбуждения или депрессии.
- Каждому ученику выдается:
- тестовая тетрадь, включающая инструкцию и предупреждение для учащихся, тестовые задания;
- бланк для ответов соответствующего варианта;
- черновик.
Ученику понадобится только шариковая ручка. Использование справочных материалов, конспектов на любом виде носителей, мобильных телефонов не разрешается.
- Временные ограничения. Тестирование проводится в течение одного урока, включая организационный момент (2-3 мин.). После звонка, который является сигналом окончания решения тестовых заданий, каждый ученик по очереди кладет на стол организатора отдельно тестовую тетрадь, бланк для ответов, черновик.
- Инструктирование учащихся занимает значительное время, поэтому с инструкцией следует самым подробным образом ознакомить тестируемых на пробном тестировании.
Инструкция для учащихся
1. Назначение теста – внутришкольный контроль по результатам обучения в течение года по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7-х классах.
2. Правила заполнения бланков для ответов. Вы получили комплект материалов, состоящий из тестовой тетради и бланка для ответов. Внимательно послушайте правила заполнения бланков. Тестовая тетрадь содержит 30 заданий:
- из них 11 заданий требуют ответа в краткой форме (закончите предложение; вместо многоточия впишите только одно слово; вместо каждого многоточия впишите пропущенное слово), который Вы будете записывать в бланке для ответов в строке, соответствующей номеру этого задания. Писать нужно понятно. Почерк должен быть аккуратным и разборчивым. Во избежание ошибок лучше сначала записать ответ на черновике. Если вместо слова нужно написать другое, то старое слово аккуратно зачеркивается и справа от него вписывается новое.
- 2 задания (дополните определение) – свободного изложения – предполагают свободный ответ, который Вы будете записывать в бланке для ответов в строке, соответствующей номеру этого задания.
- 4 задания – с выбором ответа – вам предстоит выбрать один из предложенных вариантов и в бланке для ответов обвести кружком букву, соответствующую правильному ответу. Если вы ошиблись, кружок необходимо заштриховать и обвести правильную букву.
- 7 заданий – альтернативных ответов [да/нет] (обведите в бланке для ответов ответ «да» или «нет». Если Вы согласны с утверждением – обведите кружком «да» в клеточке таблицы ответов, а если не согласны - обведите "нет").
- 6 заданий – на восстановление соответствия - соотнесите написанное в столбцах 1 и 2. Запишите в бланке для ответов в таблицу ответов цифры из столбца 2, которые соответствуют утверждениям из первого списка.
3. Образцы решения тестовых заданий.
Задание 1
- Инструкция: закончите предложение, вставляя вместо каждого многоточия пропущенное слово, записывая ответ в бланке.
- Вопрос: Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории – это … …
- Правильный ответ: …лесной пожар.
Задание 2
- Инструкция: дополните определение, записывая ответ в бланке.
- Вопрос: Подземный или торфяной пожар – это …
- Правильный ответ: …пожар, который возникает в торфяном слое, находящемся в почве на глубине от нескольких десятков см до десятков м.
Задание 3
- Инструкция: Обведите кружком букву, соответствующую правильному ответу.
- Вопрос: К каким опасным природным явлениям относятся лесные пожары?
| Группы опасных природных явлений |
A | Опасные геофизические явления |
B | Опасные геологические явления |
C | Опасные метеорологические явления |
D | Опасные морские гидрологические явления |
E | Опасные гидрологические явления |
F | Природные пожары |
- Правильный ответ: F.
Задание 4
- Инструкция: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2. (Запишите в таблицу ответов цифры из столбца 2, которые соответствуют утверждениям из первого списка).
- Вопрос: К какой группе поражающих факторов лесных пожаров, указанных в столбце 1, относятся поражающие факторы этого опасного природного явления из столба 2?
Столбец 1 | Столбец 2 |
Поражающие факторы лесных пожаров |
A. Первичные поражающие факторы | 1. уничтожение флоры и фауны леса |
B. Вторичные поражающие факторы | 2. ядовитые газы, образующиеся в процессе горения |
| 3. высокая температура воздуха |
| 4. огонь |
| 5. повреждение органического слоя почвы |
| 6. обрушение деревьев |
| 7. обширные зоны задымления |
| 8. загрязнение атмосферы продуктами горения |
- Правильный ответ: A 2, 3, 4, 6, 7; B 1, 5, 8
Задание 5
- Инструкция: Обведите ответ «да» или «нет». (Если Вы согласны с утверждением – обведите кружком «да» в клеточке таблицы ответов, а если не согласны - обведите "нет").
- Вопрос: Какие способы относятся к непосредственному тушению пожаров?
да | нет | Создание заградительных полос и барьеров на пути распространения огня |
да | нет | Тушение водой или растворами химикатов |
да | нет | Выжигание или обработки горючих материалов химикатами для временного исключения возможности их горения |
да | нет | Тушение пожаров искусственно вызываемыми осадками |
да | нет | Захлестывание огня ветками и другими подручными средствами |
да | нет | Тушение грунтом |
- Правильный ответ: нет – да – нет – да – да – да.
Предупреждение для учащихся
Вы имеете право:
- задавать вопросы по процедуре проведения до полного понимания того, что от Вас требуется;
- в рамках временных ограничений выбирать темп работы;
- выбирать порядок выполнения тестовых заданий.
Во время тестирования запрещается:
- пользоваться справочными материалами, конспектами на любом виде носителей;
- пользоваться мобильными телефонами;
- разговаривать с кем бы то ни было, получать консультации, подсказки каким бы то ни было способом;
- умышленно портить бланки;
- вставать с места без разрешения организатора;
- меняться вариантами и бланками ответов;
- продолжать выполнение заданий после истечения отведенного на нее времени;
- оставлять себе бланки ответов, черновики, тестовые тетради.
Поведение организатора во время проведения теста:
- Приветствие.
- Организатор объясняет назначение теста, ожидаемые результаты.
- Организатор объясняет учащимся, почему они должны приложить максимум усилий для его выполнения; акцентирует внимание тестируемых на возможность проверки своих сил, подчеркивая при этом, что как сильная мотивировка, так и слабая в одинаковой степени негативно сказываются на результативности выполнения заданий.
- Организатор медленно, громко, без запинок напоминает учащимся основные положения инструкции к тесту.
- Организатор напоминает о временном ресурсе, о правилах исправления допущенных ошибок, о том, чего не рекомендуется делать при решении заданий, к кому обращаться в случае возникновения вопросов.
- Организатор вместе с тестируемыми заполняет биографические данные в бланке ответов.
- До начала тестирования организатор должен ответить на возникшие вопросы.
- Во время проведения тестирования организатор следит:
- за наличием материалов;
- за тем, чтобы учащиеся не писали на тестовых тетрадях;
- за тем, чтобы учащиеся не общались между собой, не шептались, не мешали друг другу, не подглядывали друг у друга;
- за состоянием учащихся;
- за тем, чтобы учащиеся своевременно получали ответы на вопросы в ситуациях, связанных с процедурой проведения (ответы не должны служить подсказкой для решения). - После сигнала окончания решения заданий теста организатор дает команду сложить тестовые тетради, бланки для ответов и черновики в исходное положение. Каждый ученик по очереди кладет на стол организатора отдельно тестовую тетрадь, бланк для ответов, черновик.
Требования к личности организатора. Проводить тестирование может только специально подготовленный человек. Он должен понимать задачи тестирования, быть компетентным в проведении теста, а если ему предстоит обработка результатов, то и в их оценивании; уметь контролировать себя, быть эмоционально уравновешенным, общительным, тактичным.
Список литературы:
- Майоров А.Н. Основы теории и практики разработки тестов для оценки знаний школьников. Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2011.
- Основы безопасности жизнедеятельности, 7 класс, под редакцией Ю.Л.Воробьева, АСТ, Астрель, Москва, 2008.