Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание ОБЖ

Конспект урока по ОБЖ на тему: Изготовление ватно-марлевой повязки

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 276

Зайцева Татьяна Григорьевна, учитель

Человек в процессе жизни стремится к улучшению условий своего существования, создаёт искусственную среду обитания, повышает производительность труда и т.д. Однако это способствует не только улучшению, повышению уровня жизни и материальному благополучию общества, но и приводит к возрастанию риска аварий и катастроф технических средств.

Мир вокруг изменился, и эти изменения связаны не только с политической и экономической обстановкой. Новое оборудование, электроника, персональные компьютеры и др. стали не только помощниками, но и в некоторых случаях источниками или причинами опасности. Наличие вокруг нас потенциальных опасностей не означает, что несчастье непременно произойдёт. Но знание, как избежать этих опасностей, это уже половина дела.

Причиной несчастных, а порой и трагических случаев обычно служит наша беспечность или неосторожность окружающих. Чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, надо хорошо знать элементарные правила безопасности.

Неумение обеспечить безопасность жизнедеятельности в реальной окружающей среде отрицательно влияет на здоровье человека и общества в целом.

Одной из важнейших задач данного предмета является практическая отработка навыков безопасного поведения обучаемых, характерных для данного региона.

Многие города нашей страны являются промышленными и, соответственно, как все промышленные города, они в определённой степени являются объектами потенциальной опасности для людей и окружающей среды. Хладокомбинаты, мясокомбинаты, водоочистные сооружения и т.п. являются объектами, на которых при аварии возможно заражение воздуха парами хлора, аммиака и других отравляющих веществ. Знание учащимися состава и назначения средств индивидуальной защиты, умение изготавливать простейшие из них могут пригодиться им в дальнейшей жизни.

Мы хотим предложить вам разработку урока про практическому изготовлению ватно-марлевой повязки. Урок может быть проведён в любом классе. Мы его проводили в 10-х классах.

Тема урока: “Изготовление ватно-марлевой повязки” (практическое занятие)

Цели урока:

Оборудование:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка наличия учащихся, готовность к занятию.

II. Проверка усвоения пройденного материала (проверка домашнего задания)

Вариант 1.

Тестовое задание.

1. Какое из перечисленных средств защиты не является средством защиты органов дыхания:

А) противогаз общевойсковой;
Б) респиратор;
В) индивидуальный противохимический пакет;
Г) противопыльная тканевая маска?

2. Для определения размера противогаза необходимо знать:

А) рост человека;
Б) высоту лица;
В) обхват груди.

3. Шлем-маска гражданского противогаза ГП-5 имеет:

А) 2 роста;
Б) 3 роста;
В) 4 роста;
Г) 5 ростов.

4. Что не относится к специальной защитной одежде:

А) лёгкий защитный костюм Л-1;
Б) защитный комбинезон;
В) производственная одежда;
Г) общевойсковой защитный комплект?

5. Индивидуальный противохимический пакет ИПП-8 предназначен:

А) для обезвреживания капельно-жидких отравляющих веществ, попавших на открытые участки кожи и одежду;
Б) для оказания само- и взаимопомощи в целях предотвращения тяжёлых последствий воздействия отравляющих веществ и т.п.;
В) оказания первой медицинской помощи при травмах.

6. Для более надёжной защиты от АХОВ, например, от хлора, рекомендуется ВМП смочить:

А) 5 % раствором лимонной (уксусной) кислоты;
Б) 2 % раствором питьевой соды;
В) 2 % раствором перманганата калия (марганцовкой).

Ключ: 1 – В, 2 – Б, 3 – В, 4 – В, 5 – А, 6 – Б.

Вариант 2.

Фронтальный опрос.

  1. Для чего предназначены средства индивидуальной защиты (СИЗ) и что к ним относится?
  2. Какие основные типы противогазов и респираторов используются населением для защиты органов дыхания?
  3. Назовите простейшие средства защиты органов дыхания.
  4. Подлежат ли респираторы повторному применению?
  5. Назовите средства защиты кожных покровов, их назначение и правила пользования.

Вариант 3.

Индивидуальные карточки. ( см.Приложение.)

При проверке домашнего задания возможно использование нескольких вариантов одновременно.

III. Изучение нового материала

Объявление темы и цели урока.

– Как мы с вами уже знаем, средства индивидуальной защиты предназначены для предотвращения сверхнормативного воздействия на людей опасных и вредных аэрозолей, газов и паров, попавших в окружающую среду при разрушении оборудования и коммуникаций соответствующих объектов и при применении оружия массового поражения. И сегодня на уроке мы с вами изготовим простейшее средство защиты органов дыхания – ватно-марлевую повязку и проведём тренировку по применению ВМП.

Практическая часть.

А) Вводный инструктаж.

Берут кусок марли 100 х 50 см; в средней части куска на площади 30 х 20 см кладут ровный слой ваты толщиной примерно 2 см; свободные от ваты концы марли (около 30–35 см) с обеих сторон посередине разрезают ножницами, образуя две пары завязок; завязки обшивают.
Хочу обратить ваше внимание, что при отсутствии ваты можно изготовить марлевую повязку. Для этого вместо ваты на середину куска укладывают 5–6 слоёв марли.

Б) Изготовление ВМП.

Текущий контроль за выполнением работ и соблюдением ТБ при работе с иголкой и ножницами.

В) Гимнастика для глаз. (Рисунок 3)

Г) Проверка изделий.

Д) Упражнение по применению ВМП в случае выброса хлора или аммиака.

Инструкция по правильному применению ВМП с демонстрацией:

ВМП или марлевую повязку при использовании накладывают на лицо так, чтобы нижний край её закрывал низ подбородка, а верхний – доходил до глазных впадин, при этом она должна хорошо закрывать рот и нос. Разрезанные концы повязки завязываются: нижние – на темени, верхние – на затылке. (Рисунок 4)

Можно задать вопросы:

– При выбросе хлора чем можно смочить ВМП для более надёжной защиты органов дыхания? (Смочить 2%-ным раствором питьевой соды)
– Чем смачивают ВМП при выбросе аммиака? (5%-ным раствором лимонной кислоты)

Команда: “Ватно-марлевую повязку одеть! Газы!”

Одевание ВМП, проверка правильности закрепления ВМП.

Команда: “Ватно-марлевую повязку снять!”

Упаковать ВМП в индивидуальные пакеты и подписать их.

IV. Закрепление материала

Ответить на вопросы:

– Что необходимо иметь для изготовления ВМП?
– Для чего служит ВМП?

V. Подведение итогов (выставление оценок за практическую часть занятия)

VI. Домашнее задание: изготовить ВМП для своей семьи.