Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности, и опасности, и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
Основное направление в моей педагогической деятельности: «Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения на дорогах в непосредственно образовательной деятельности «Физическая культура».
Воспитание общей культуры поведения в нашем детском саду начинается в младших группах. С этого времени начинается и его подготовка к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода. Обучение правилам дорожного движения дает желаемый результат, если оно прочно связано со всеми образовательными областями основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 1 «Березка» п.г.т. Кукмор».
Анализируя методическую литературу, содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность» основной общеобразовательной программы нашего МБДОУ, совместно с творческой группой педагогов нашего детского сада, было принято решение о разработке и реализации физкультурно-оздоровительного проекта «Движение + движение» = формула здоровья». Реализация данного проекта осуществлялась в процессе разнообразных видов детской деятельности.
Целью данного проекта является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно – транспортной среде.
Содержание деятельности включает следующие этапы работы: |
Шаг 1. Взаимодействие с педагогами, специалистами – обучающий семинар для педагогов на тему: «Организация непосредственно образовательной деятельности по обучению дошкольников безопасному поведению на улице». |
Шаг 2. Составление списка аудиозаписей для каждой возрастной группы. |
Шаг 3. Разработка рабочей программы, перспективного планирования, конспектов НОД, сценариев воспитательно-образовательной деятельности. |
Шаг 4. Родительские встречи: «Вы, ребенок и автомобиль» Обмен опытом между родителями и педагогами о воспитании у детей навыков безопасного поведения на дорогах и улицах, анкетирование «Я и мой ребенок на улицах города», изучение степени заинтересованности родителей в данном направлении. |
Шаг 5. Работа с детьми Реализация данного проекта осуществляется в процессе интеграции образовательных областей, а именно: ОО «Музыка»: – выполнение упражнений, слушание соответствующей возрасту детской музыки; двигательные, танцевальные этюды. Совместное и индивидуальное исполнение песен о правилах дорожного движения с инсценировкой |
ОО «Физическая культура»: Непосредственно образовательная деятельность, спортивные праздники и развлечения («Внимательный пешеход и водитель», «Путешествие в страну Светофорию», «К нам приехал цирк», «Дорожная наука», «Нежданный гость» и др.). |
ОО «Художественное творчество»: – рассматривание и обсуждение с детьми иллюстраций художников; |
ОО «Коммуникация»: – беседы и обсуждения с детьми (««Грузовой и легковой автомобиль», «Что я видел, когда шел в детский сад», «Зачем нужно знать и соблюдать ПДД»); |
ОО «Социализация»: – театрализованные (игра-импровизация по правилам дорожного движения («Дорожные приключения в Лукоморье», «Незнайка на улицах города», «К нам приехал цирк», «По дороге в детский сад»); инсценировка фрагментов сказок о животных ("Репка", "Теремок"). |
ОО «Здоровье»: – физкультурно-оздоровительные досуги; утренняя, дыхательная гимнастика («В автомобильном кресле»), пальчиковая гимнастика, физминутки, гимнастика после дневного сна с музыкальным сопровождением. |
ОО «Чтение художественной литературы»: чтение сказок, стихов, отгадывание загадок в соответствии с возрастом детей; рассматривание и обсуждение энциклопедий. ОО «Безопасность»: экскурсии по улицам поселка. |
Так, шаг за шагом, совместно с педагогами, я пришла к выводу, что благодаря интегрированному подходу к формированию навыков безопасного поведения на дорогах, к моменту поступления в школу наши дети хорошо ориентируются в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагируют на них, знают основные правила для пешеходов и пассажиров.
Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности «Физическая культура» по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Приложение 1.
Список используемой литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.– 4-е изд., испр.и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006;
2. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: учеб. Пособие/ авт.- сост.: Р.Ш. Ахмадиева, Е.Е Воронина, Р.Н. Минниханов и др.; под ред. Р.Н.Минниханова и Д.М. Мустафина.– Издание ГУ «НЦ БЖД», 2008.– 288с.
Дополнительные программы и технологии:
Пособия: