Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных образовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы - обязательные для посещения по выбору учащихся.
Элективные курсы входят в состав профиля обучения и связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
При введении предпрофильного обучения в 9 классах были разработаны элективные курсы, которые позволили получить информацию для дальнейшего продолжения профильного образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения. Особенностью курсов по выбору в 9 классах являются нестандартизованность, вариативность и краткосрочность.
Весной 2004 я решила принять участие в создании программ элективных курсов для учащихся 9 и 10 классов. Были предложены для экспертизы и рецензирования следующие курсы:
Курс “Экономика и бизнес” предназначен для учащихся 9 классов, как предпрофильная подготовка Получаемые знания позволят учащимся более четко определить сферу своих интересов в будущей карьере предпринимателя. Воспитательный потенциал программы формирует экономически активную личность, способствует профессиональной ориентации учащихся, допрофессиональной подготовке, которая позволяет осуществить осознанный выбор будущего профиля обучения.
Продолжительность курса 34 часа при 1 занятии в неделю. В структуре курса 12 тем, которые, разделены на отдельные уроки. Теоретический материал чередуется с историческими сведениями и практическими занятиями (мастерскими), что позволяет поддерживать интерес и желание школьников к предмету посредством разнообразных методических приемов.
Контроль усвоенных знаний осуществляется через тест-контроль по каждой теме, что позволяет организовывать получение “обратной связи” и определять уровень усвоения знаний.
По окончании курса ученик получал сертификат за подписью учителя, который является результатом его личных достижений и количество баллов в Портфолио ученика.
Цель курса сформировать у учащихся представление об экономической жизни государства в условиях рыночной экономики; значимости экономических знаний и умений, правильно пользоваться экономической информацией для принятия решений в общественной и частной деятельности; подготовить учащихся к изучению экономических курсов в старшей школе и выбору будущей профессии.
В содержание курса включены следующие темы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическая часть представлена разнообразными видами деятельности- дискуссии, тестирование, конкурс игровых денег, практикум по решению задач, экскурсия на биржу, деловая игра, заполнение налоговой декларации, рекламный практикум.
Программа предусматривает перечень умений и навыков, которые ученики должны усвоить по окончании курса, список литературы для подготовки и проведения занятий.
Большой интерес вызвал у 9-классников курс “Основы рекламного дела”, поэтому было сформировано 2 группы. Эта программа является составной частью курса “Основы маркетинга”, так и самостоятельным курсом. Программа рассчитана на 34 часа и включает в себя 9 тем по самым актуальным вопросам рекламного дела.
Задачами курса являются:
Интерес к курсу был связан с рекламными практикумами, где анализировались рекламные тексты, составлялась реклама на интересные мероприятия и предстоящие праздники, КТД, экскурсии в рекламное агентство, деловая игра “Предпринимательство и реклама”, защита своего рекламного проекта.
Элективный курс “Лидерство” предлагался учащимся 10 класса. Школа создает воспитательную среду, способную обеспечить развитие лидерства с учетом ее возможностей, в том числе и лидерских.
Лидеры нужны стране. Роль грамотного, образованного руководителя-лидера для бизнеса возрастает. Воспитание лидерских качеств подразумевает научение их быть “настойчивыми в достижении цели, ответственными за собственные замыслы, способности пробуждать в людях воображение, раскованность в мыслях, стремление к самым высоким достижениям”.
Занятия курса организуются так, что предполагают интенсивную самостоятельную деятельность, эмоциональные переживания и поиск.
Курс предусматривает преобладание активных методов обучения, при минимуме лекционных часов. Основной объем времени отводится участию членов группы в ролевых играх, дискуссиях, тренингах, в работе над диагностиками развития.
Методический арсенал учителя предполагает свободное владение организацией и проведением групповой работы, дебатов, ролевых игр, моделирования ситуаций, анкетирование, игровых тренингов.
В содержание курса вошли следующие темы:
Теории лидерства. Лидерские роли. | Лидерские стили руководства. |
Исторические традиции лидерства. | Лидерские стили и характеристика лидеров. |
Лидеры и риск. | Герои и лидеры. |
Мотивация в управлении | Диалоги с лидерами. |
Развитие навыков общения. Эффективное общение. | Символы признания. |
Планирование принятие решений, прогнозирование. | Женщины - лидеры. |
Лидер и творческое решение проблем. | Лидер и поиск информации. |
Лидерские стили руководства. | Модель индивидуальной работы. |
Практическая часть представлена дискуссиями, практикумами, ролевой игрой “Остров”, опросами населения, встречи с лидерами, социальные опросы, тестирование на определение лидерских способностей и работа над ними, задания по теории ТРИЗ,
тренинги по общению, по созданию своей команды, по выходу из стрессовых ситуаций. Обязательным условием в работе курса было проведение мероприятий с учащимися школы.
Юноши и девушки принимали участие в обучении школы актива, в организации школьных перемен, в совете старшеклассников, в Дне самоуправления
16 декабря 2005 года в школе проходил семинар для заместителей директоров по УВР по теме: “Теоретические и практические аспекты профильного обучения”.
Открытое занятие курса “Лидерство” по теме “Лидер и поиск информации” получило высокую оценку, а учащиеся продемонстрировали не только знания в области менеджмента, но и умение работать на тренинге, анализировать свои действия, оценивать ощущения, свободно говорить и общаться с товарищами, соблюдая принцип толерантности.
Все учащиеся получили сертификаты об успешном окончании курса и продолжили активную работу в школьных органах самоуправления, подтверждая высказывание, что ЛИДЕРЫ ХХI века сегодня УЧАТСЯ В ШКОЛЕ.
В 2007/08 году учащимся 11 класса был предложен новый курс “Прикладной маркетинг”, который был завершающим в цикле экономических курсов. Элективный курс “Прикладной маркетинг” предназначен для учащихся старшей ступени. Изучение курса необходимо для того, чтобы учащиеся могли осуществлять осознанный и рациональный выбор с экономической точки зрения, определять план действий, эффективно использовать свои ресурсы.
Основной акцент делается на поведение производителя, который управляет собственными ресурсами в условиях постоянно меняющегося конъюнктурного рынка.
Изучение теории предмета сочетался с практическими занятиями, организованные в различных формах - практикумы, дискуссии, работа в малых группах, деловых и имитационных игр, тренингов, анализа конкретных ситуаций, экскурсий, мини - проектов, что способствует качественному усвоению знаний, поддерживает интерес к предмету, облегчает и ускоряет изучение понятий.
Предполагается подготовка одной проектной или исследовательской работы во внеурочное время.
Курс может быть использован в образовательных областях “Экономика” и “Технология”, на спецкурсах, факультативах.
Подводя итоги работы на элективном курсе, учащиеся ответили на вопросы анкеты, получили сертификаты об окончании элективного курса. Группой учащихся были выполнены интересные исследовательские работы по следующим темам:
“Маркетинг и его составляющие”; “Мерчендайзинг-технология успешных продаж”;
“Организация брендинговой политики на примере Центрального универмага г. Северодвинска; “Реклама и бизнес”. Они стали прекрасными экзаменационными работами по экономике.
Большинство учащихся 11-х классов, прошедших обучение на элективных курсах экономического направления, стали студентами экономических вузов Архангельска, Северодвинска, Москвы и Санкт-Петербурга. Свой выбор они осуществили осознанно.
Открытое занятие элективного курса “Лидерство”
Цель занятия:
Оборудование к занятию:
Ход занятия
I.Организационный момент.
Учитель: Важнейшая форма взаимодействия людей - ОБЩЕНИЕ. Общение лежит в основе практически всего, что мы делаем. Менеджмент - та сфера человеческой деятельности, где общение играет определяющую роль.
Информацию получают и передают посредством процесса, который называется коммуникацией (communicatio - делать общим, связываться, общаться)
Без процесса коммуникации, без передачи от субъекта (отправителя) к объекту (получателю), без правильного понимания передаваемой информации, управленческая работа невозможна.
Менеджеры расходуют на различные виды общения до 80% своего времени и чтобы оно было продуктивным (эффективным) нужно знать и использовать технологию передачи информации, или правила коммуникации.
II. Информационный блок
Учитель: Важную роль при осуществлении менеджерами управленческих функций и принятия решений играет информация. Без процесса коммуникации, без передачи информации от субъекта управления к объекту управления, и наоборот, без правильного понимания передаваемой и получаемой информации управленческая работа невозможна. На обыденном уровне коммуникацию определяют как передачу информации от человека к человеку, как общение. В менеджменте коммуникация - это обмен информацией между людьми, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия решений, и доводит принятие решения до работников организации. Коммуникация может иметь место, если общающиеся люди понимают друг друга, т.е. у них имеется общий социальный опыт или говорят на одном языке. Коммуникаций не бывает без информации, т.е. того, что передается в ходе коммуникативного процесса, чем люди обмениваются при коммуникации. Информация имеет определенного носителя. Носители социальной информации - речь, графика, знаковые системы, коды, символы, различные технические средства.
Способы передачи информации - устные сообщения (личные и по телефону), письменные (от писем до электронной почты) и даже язык жестов.
Если источником сообщения выступает субъект управления, то говорят об управленческой информации.
Управленческую информацию различают как:
Управленческую информацию можно также подразделить на:
По предназначению управленческая информация может быть:
открытой, для служебного пользования, секретной, совершенно секретной,совершенно секретной особой важности.
Средства передачи и получения управленческой информации на современных предприятиях самые разнообразные, чаще всего это технические средства передачи и получения информации – радио, телефон, факс, компьютеры.
Структурная модель коммуникации состоит из элементов (компонентов):
ИСТОЧНИК (отправитель) — СООБЩЕНИЕ — КАНАЛ — ПОЛУЧАТЕЛЬ — ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.
Коммуникационный процесс можно разложить также на составляющие его взаимосвязанные этапы:
Процесс обмена информацией можно показать схематически (схема 13)
На этой схеме показаны факторы, которые затрудняют точную передачу информации, ведут к ее потере, искажению. Факторы, которые снижают успешную коммуникацию называют коммуникативными барьерами.Различают макробарьеры и микробарьеры.
Макробарьеры препятствуют успешной коммуникации в целом. К ним относятся:
Микробарьеры препятствуют успешной коммуникации в конкретных узких сферах. Это:
Во всех случаях достигнуть лучшего понимания помогает обратная связь.
Существуют интересные данные, которые показывают, сколь значительными бывают потери информации, перемещающейся сверху вниз. Так, руководитель может рассчитывать лишь на понимание 60% информации, которую он пытается передать заместителю. В свою очередь подчиненный зама тоже поймет не более 60%. И так далее, до последнего звена в руководящей цепочке. Если же руководство состоит из пяти уровней, самый младший руководитель поймет только 13 % смысла первоначального распоряжения. Считается, что при использовании письменных документов, отправляемых сверху вниз, результат может быть еще хуже.
Графическая схема - модель.
III. Практический( тренинговый ) блок
Учащиеся пересаживаются в игровую (тренинговую зону класса) на стулья, расположенные полукругом.
Тренер (учитель):
-Поприветствуйте друг друга, поворачивая голову направо (приветствуют),
-дыхательные упражнения на счет 1,2,3,4,5,6,7,8 (вдох - выдох),
-разогрев рук (на счет 1 – 4 хлопок над головой, 5 – 8 - у коленей).
-потереть ладошки, чтобы стало горячо.
Для работы на тренинге необходимо соблюдать правила. Учащиеся называют их (на доске также вывешен плакат с правилами).
Упражнение 1. “Испорченный телефон”.
Тренер говорит сообщение, содержащее несколько предложений по теме, интересной учащимся.
“В нашу школу купили новые компьютеры. Через месяц оборудуют компьютерный класс, а библиотеку переместят на 1-й этаж. По вечерам можно будет играть в компьютерном классе тем, кто отработал 30 минут после уроков на благоустройстве школьной территории”.
Тренер шепотом говорит первому ученику, он передает второму и т.д. Последний сообщает, что услышал.
Тренер повторяет фразу, которая была сказана первоначально. Результат вызывает у учащихся сначала смех, а потом удивление, что информация во - первых сократилась в двое, а во - вторых сильно изменилась.
Обсуждение:
Задание: Составьте правила передачи информации, чтобы она не искажалась.
Учитель – тренер записывает маркером правила, предложенные учащимися на листах А - 3 , прикрепленные к доске.
Вами названные правила подтверждают слова Норберта Винера
“Действительно жить - это значит жить, располагая правильной информацией”.
Упражнение 2 “Дом моей мечты”.
Задание: Для задания необходимо 4 человека, 3 ученика выходят за дверь,
Все рисунки вывешиваются, ученики занимают свои места.
Остальные учащиеся смотрят и затем анализируют результаты упражнения.
Обсуждение:
Задание: предложите ваши правила общения в данной ситуации.
Учитель – тренер записывает маркером на листе №2 формата А-3, предложенные правила.
Упражнение 3 “Рисование по инструкции”.
Задание: Учащиеся разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу.1й ученик получает карточку с изображением геометрических фигур. Его задача - проинструктировать 2 го так, чтобы он не глядя (не видя) карточки нарисовать точно такую же! Мы проигрываем упражнение с обратной связью, т.е. можно задавать уточняющие вопросы (чтобы не получить результат как в задании. 2) Обратная связь - это реакция получателя на сообщение. Чем активнее используется обратная связь, тем она эффективнее.
По команде тренера учащиеся начинают работу.
Затем сравниваются итоги (образец - рисунок ученика).
Обсуждение:
Задание: Продолжаем составлять правила коммуникации:
Учитель - тренер записывает на 3й лист формата А-3 маркером правила коммуникации.
Обобщение учителя. Лучшее понимание достигается обратной связью. При отсутствии внимания или при наличии коммуникативных барьеров (шум, настроение, речь, состояние здоровья, индивидуальные особенности и др.) Помните, лидеру важно уметь осуществлять различные виды коммуникаций для повышения эффективности работы фирмы.
Практикой менеджмента выработаны заповеди успешной коммуникации (учащиеся знакомятся с текстом “Десять заповедей успешной коммуникации” (по книге “Общий менеджмент”, под ред. А.К.Казанцева, М.,ИНФРА-М, 1999), которые лежат на столах.
Мне бы очень хотелось надеяться, что вам в школьной жизни, а затем во взрослой жизни пригодятся те важные умения, которые мы с вами сегодня отрабатывали.
Окончание тренинга.
Тренер. Рефлексия:
- Что сегодня вы узнали на занятии?
- Какие выводы сделали для себя?
- Слушать и слышать, смотреть и видеть – это одно и тоже?
- Что было сложнее: выполнять упражнения или анализировать? Почему?
- Чья работа вам понравилась на занятии? Аргументируйте!
- Как работали наши новички?
- Что вы им можете посоветовать?
- Какие предложения будут тренеру?
Завершение тренинга.
Задание: Поднимите руки, согнув их в локтях, соедините ладони с рядом сидящими соседями. Прощаясь, назовите друг друга его тренинговым именем и скажите хорошие приятные слова.
БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА РАБОТУ НА ЗАНЯТИИ, СПАСИБО!
IV. Домашнее задание. К следующему занятию составить 3-5 вопросов на встречу с лидером. Подумать, какие вопросы хотели бы задать предпринимателю по организации собственного дела.
ДО ВСТРЕЧИ.
Литература к занятию: