Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание технологии

Авторская программа по технологии Декоративно-прикладное творчество народов Сибири, 8 класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 608

Оскорбина Наталья Петровна, учитель технологии

Пояснительная записка

Данная программа рассчитана для учащихся 8-х классов, в которую входят разделы декоративно-прикладного творчества: вышивка ковровая и декоративная ручная вышивка. Данный курс является авторской программой “Декоративно-прикладное творчество народов Сибири”, изучается 34 часа, 1 раз в неделю. Основан на учебном пособии, одобренном Министерством Образования и Науки РБ, Бабуевой В.Д. “Материальная и духовная культура бурят”. Также на основе учебника по технологии, 8 класс, под редакцией В.Д. Симоненко. Уникальность программы заключается в том, что учащиеся выбирают творческий проект, используя богатый материал декоративно-прикладного искусства нашей Республики.

Следует отметить, что народное творчество Бурятии корнями уходит в прошлое, является ценным наследием национальной культуры народов, населяющих Сибирь. Это русские, буряты, семейские, эвенки, армяне.

Изучая историю, выяснено, что в Верхнеудинск приезжали купцы со всей России, Китая, Монголии, других стран. Сюда привозили самые разнообразные товары, следовательно, здесь оседали и развивались многие промыслы. В наши дни народные ремесла и художественные промыслы – основа и неиссякаемый источник мудрости, доброты и талантов. Мастера восстанавливают ранее бытующие ремесла.

В современном мире особую индивидуальность в творчестве можно проявить в вышивке ковровой, крестом и гладью, создавая непрерывную творческую нить между поколениями: сохраняя и развивая традиции народов Сибири, в частности Бурятии. Художественные промыслы и ремесла – важная составная часть народной культуры, основанная на коллективном творчестве, развивающие местную культурную традицию. На основе данной программы будет создана коллекция работ по возрождению и сохранению национальной культуры народов Сибири.

Важно научиться понимать нравственную ценность трудовой деятельности. Для проектирования идеи работы необходимо владеть не только технологической, но и гуманитарной культурой, уметь оценивать экономические, экологические и социальные последствия преобразования мира. Осваивая технологии данного курса, учащиеся научаться соединять мысль с действием. Совершенство технологий проверяется их экономичностью, практичностью, значимостью.

Самая эффективная, действенная и одновременно наиболее результативная форма приобщения учащихся к пониманию высокой духовной значимости, поэтичности и красоты произведений народного искусства – практическое участие самих детей в создании разнообразных изделий. Сопричастность к творческому процессу изготовления художественных изделий. Близких тем в технологии, что создают народные мастера, не только и не столько развивает в учащихся навык работы с материалом, но главное позволяет им ощутить радость от того что они научились делать красивые и полезные вещи, почувствовать себя творцами и художниками.

Цель программы:

– освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

В процессе преподавания предмета “Технология” решаются следующие задачи:

Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.

Одним из важных условий реализации программы является развитие у детей активного стремления к личному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение, самоутверждение. Необходимо чтобы учащиеся проявили интерес к творческим технологиям, которые связаны с расширением знаний, с формированием умений и навыков по декоративно-прикладному творчеству, желанием самостоятельно заниматься творческим трудом. Таким образом, происходит формирование системы личных ценностей, которые определяют содержание деятельности учеников, сферу общения, избирательность отношения к людям, оценки людей и самооценку.

Следовательно, профессиональные интересы возникают в собственном учении и в труде, и это создает благоприятные возможности для развития деловых и личностных качеств учащихся. Значит, декоративно-прикладное искусство, как один из видов трудового воспитания, дает детям возможность не только приобрести различные ремесленные навыки, но и возможность самоутвердиться и самореализоваться через творческий процесс.

Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Таким образом, достижение цели и решение задач предполагается осуществлять посредством использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения. Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей. Применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.

Содержание учебного материла

8-й класс (34 часа)

Раздел 1. Введение, правила ТБ (2 часа)

Тема 1. Введение в предмет “Технология” (1 час)

Сущность предмета “Технология”. Цели и задачи предмета. Разделы предмета и объекты труда. Необходимые инструменты, материалы, приспособления. Творческий проект, требования к его оформлению. Научная организация труда.

Основное понятие темы: технология, творческий проект, научная организация труда.

Тема 2. Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете.

(1 час)

Внутренний распорядок и правила поведения в кабинете. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. Правила оказания первой помощи.

Основные понятия темы: правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования.

Раздел 2. Декоративно-прикладное творчество (16 часов)

Тема 3 Ковровая вышивка народов Сибири (2 час)

Анализ существующего состояния.

Экскурсия, посещение выставок декоративно-прикладного творчества Республики.

Презентации работ в технике “Вышивка ковровая”.

Изучение орнаментов народов Восточной Сибири.

Использование цветовой гаммы в авторских изделиях.

Тема 4 Ковровые композиции (2 час)

Обоснование проектной работы.

Создание банка идей и предложений.

Выбор проектного изделия.

Изучение литературы, сбор информации.

Тема 5. Оборудование, инструменты, материалы по ковроткачеству в технике ковровой вышивки (1 час)

Упражнения по заправке нити в ковровую иглу.

Упражнения работы на демонстрационном изделии.

Правила техники безопасности при работе ковровой иглой.

Тема 6. Изготовление проектного изделия: подготовка основы к работе (2 часа)

Составление эскиза на бумаге.

Перенос рисунка на ткань.

Технология работы ковровой иглой.

Тема 7. Изготовление проектного изделия: подготовка пряжи к работе (1 час)

Цветовой и фактурный подбор пряжи.

Практическая работа.

Тема 8. Изготовление проектного изделия:

технологическая карта (2 час)

Составление технологической карты: работа над изделием.

Тема 9. Изготовление проектного изделия: экологическое обоснование (1 час)

Экологическое обоснование проекта.

Культура труда.

Практическая работа.

Тема 10. Изготовление проектного изделия: экономическое обоснование (1 час)

Экономическое обоснование: себестоимость и цена.

Работа над изделием.

Тема 11. Изготовление проектного изделия: окончательная обработка изделия (2 час)

Художественный дизайн оформления изделия: окантовка, изготовление рамки, использование декоративной тесьмы и прочее.

Тема 12. Защита проектного изделия (2 часа)

Подготовка технологической документации.

(Выставка, конкурс, смотр, фестиваль).

Примерный банк проектных работ:

Картины, панно, сувениры, коврики, чехлы и прочее, с использованием национального колорита по выбору: например, орнаменты и символика.

Раздел. Художественная обработка материалов:

Ручная вышивка народов Сибири (14 часов)

Тема 13.История развития ручной вышивки.(1 час)

Коллекция художественных работ мастеров, виды вышивок, применяемых на Руси, историческое наследие декоративно-прикладного творчества.

Тема 14. Оборудование, инструменты, материалы (1 час)

Подготовка к работе. Приспособления, инструменты и материалы для вышивки, применяемые в традиционных художественных ремеслах.

Тема 15. Виды вышивки. (2 часа)

Правила безопасности работы с ручными инструментами, классификация текстильных волокон, свойства нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон; правила заправки изделия в пяльцы, правила посадки и постановки рук во время работы. Понятие “счетные швы”, гладьевые швы, простые швы; Значение слов “орнамент”, “симметрия”, “композиция”, “ритм”.

Практическая работа.

Тема 16. Технология работы с вышивкой. (2 часа)

Процесс изготовления ручной вышивки в разных городах России: крестом, гладью, тамбурным швом, узелком “Рококо”.

Практическая работа “Ручная декоративная вышивка”.

Тема 17. Ручная вышивка художественной композиции (4 часа)

Подбор нитей и ткани для вышивки.

Этапы изготовления изделия.

Практическая работа “Декоративная вышивка”.

Тема 18.Творческая работа над проектом (2 часа)

Индивидуальная работа.

Критерии оценки готового изделия.

Тема 19. Изготовление проектного изделия: окончательная обработка изделия (2 часа)

Художественный дизайн оформления изделия.

Тема 20. Презентация творческих проектов (2 часа)

Защита творческих проектов.

Презентация.

Итоговая выставка работ учащихся.

Примерный банк проектных работ:

платок, полотенце, скатерть, картины, панно, сувениры, подарки к праздничным и семейным событиям.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1

Введение, правила ТБ

2

Введение в предмет “Технология”

1

Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете

1

2

Декоративно-прикладное творчество

16

Ковроткачество народов Сибири

2

Ковровые композиции

1

1

Оборудование, инструменты, материалы по ковроткачеству в технике ковровой вышивки

1

Изготовление проектного изделия: подготовка основы к работе

1

1

Изготовление проектного изделия: подготовка пряжи к работе

1

. Изготовление проектного изделия:

технологическая карта

2

Изготовление проектного изделия: экологическое обоснование

1

Изготовление проектного изделия: экономическое обоснование

1

Изготовление проектного изделия: окончательная обработка изделия

2

Защита проектного изделия

1

1

3

Художественная обработка материалов:
Ручная вышивка народов Сибири

16

История развития ручной вышивки

1

. Оборудование, инструменты, материалы

1

Виды вышивки.

1

1

Технология работы с вышивкой.

2

Ручная вышивка художественной композиции

4

Творческая работа над проектом

2

Изготовление проектного изделия: окончательная обработка изделия

2

Презентация творческих проектов

2

ИТОГО

34

9

25

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Перечень учебно-методического обеспечения

Оборудование и инструменты:

Профессиональные ковровые иглы.

Ножницы.

Иглы и булавки швейные.

Материалы:

Ткань: двунитка, бортовка, мешковина, канва, пряжа, мулине.

Дидактический материал:

Банк проектных работ с ковровыми изделиями.

Образцы работ учащихся ручной художественной вышивки (презентации).

Эскизы сюжетных композиций для изделий.

Цветовой круг.

Схемы цветовой гармонизации.

Выставочные композиции.

Литература для учащихся

Литература для педагога

Интернет-ресурсы

https://metodic-school.ru/?link=292.1 программа “Ковровая вышивка” по дополнительному образованию.

https://metodic-school.ru/?link=292.2 популярный сайт о рукоделии.

https://metodic-school.ru/?link=292.3 – схемы для ковровой вышивки.

https://metodic-school.ru/?link=292.4 сайт для любительниц ручной художественной вышивки.