Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Урок географии в 6-м классе. Тема: Обобщение темы Гидросфера

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 514

Федосеева Людмила Михайловна, учитель географии

Цели:

Оборудование урока:

Раздаточный материал для групп: а) узнай объект, б) пословицы.

Ход урока

Подготовка учащихся к уроку идет на фоне демонстрации фрагмента видеофильма “Водопады и фьорды Норвегии”

Вступление учителя: Сегодня у нас заключительный урок по теме гидросфера. Какие вопросы вы считаете необходимо обсудить на уроке?

Ученики: повторить части гидросферы, характеризовать объекты, читая географическую карту, показать роль гидросферы на планете, определить проблемы человечества при взаимоотношении с водной оболочкой планеты

(Цели урока открываются на слайде)

Учитель: на первом уроке по гидросфере мы убедились, что с точки зрения многих наук вода – самое удивительное вещество на планете. Ученые составили перечень водных чудес света (1 ученик – рассказывает, 1 ученик – показывает объект на карте мира).

Водные чудеса планеты (демонстрация презентации)

  1. Оказывается, в западной части Тихого океана, в 480 км к западу от США есть глубоководные горячие источники – “ черные курильщики”, температуры вод составляет 404 градуса по Цельсию. Эта вода не превращается в пар, т. к. источник находится на большой глубине в условиях высокого давления.
  2. К водным чудесам относятся Галапагосские острова, где обитают самые большие на Земле черепахи.
  3. Самые протяженные коралловые острова – Большой Барьерный риф к северо – востоку от Австралии.
  4. Красное море – одно из самых теплых ( до + 32 градусов) и соленых ( до 42 промилле) морей в мире.
  5. Озеро Байкал имеет самую чистую и прозрачную воду на Земле.

Учитель: в Ленинградской области тоже есть водные объекты, которые можно причислить к водным чудесам. Назовите их.

Река Нева. Удивительна тем, что короткая (74 км), но полноводная, не мелеет летом – подарок природы для судоходства. Главная река нашего города. Со всех концов света едут смотреть, как разводятся мосты Невы.

Учитель: как архитектура нашего города отражает роль рек?

Ученики: у подножий Ростральных колонн могучие скульптуры из пудосткого камня – аллегории русских рек: Волги, Невы, Днепра, Волхова.

Учитель: река Лава – единственная в Лен. области, образующая каньон (мы с вами имели радость видеть это чудо природы). Но много еще предстоит нам узнать. На юго – востоке Лен. области есть исчезающая река Рагуша. В верхнем течении – совсем обычная река, а далее путь идет по сухому руслу, через 2 км река родниками, почти фонтанами снова выходит на поверхность.

Какие чувства вы испытали сейчас, узнавая новое о водных объектах. (Радость, удивление, восхищение, гордость, удовольствие…)

Уже давно известно, чтобы стать счастливым человеком, нужно многое уметь, в том числе – уметь смотреть и видеть красоту природы. Ваша точка зрения: только ли видеть?

Ученики: нужно не только видеть, но и беречь красоту.

Учитель: верно, вопросы охраны природы начинаются с любви человека к природе. Обращение к эпиграфу урока: “Вода – краса всей природы”. (С.Т. Аксаков).

Маршрут нашего урока проложили ученые – географы. На уроке вы проведете самооценку знаний, заполняя маршрутный лист.

Работа со схемой учебника стр. 104. Назовите состав гидросферы.

Учитель: какой процесс лежит в основе существования гидросферы. (Мировой круговорот воды в природе).

Учитель: не пересказывая сути круговорота воды в природе, назовите его значение (единство вод, взаимосвязь оболочек, перенос тепла, круговорот веществ в природе).

Первый маршрут. Воды океанов, морей.

Учитель: докажите, что это главная часть гидросферы (3/4планеты по площади занимают океаны). Кто изучает воды океанов? (Океанологи). Прикрепляется карточка к магнитной доске.

  1. Работа в парах. Игра “ Третий лишний”

Балтийское, Охотское, Японское.

План сравнения – на листах раздаточного материала. 1 вар. отвечает второму первые два пункта. 2 вар. отвечает первому 3 и 4 пункты.

  1. Работа с атласами, устная – 3 мин.
  2. Проверка работы.

1 ученик: По геогр. положению: по отношению к экватору – все моря – в сев. полушарии: по отношению к 0 меридиану: все - в вост. полушарии;

2 ученик: принадлежность моря к океану: Балтийское море – часть Атлант. океана, остальные – моря Тихого океана.

3 ученик: По положению: Балт. море – внутреннее, остальные – окраинные.

4 ученик: По глубине: Балт. море – шельфовое, остальные – глубоководные.

  1. Самооценка первого вопроса.

Дополнительные вопросы учителя:

Учитель: поскольку мы с вами жители балтийского побережья, судьба Балтики нам не безразлична. Назовите ветвь географии, занимающуюся вопросами охраны природы (экология, экологи)

Учитель: почти 30 лет назад государства Балтийского региона впервые в мире заключили международное соглашение по охране моря. Балтийское море – внутреннее, затруднена связь с океаном, воды медленно меняются на более чистые океанические воды.

Домашнее задание.

Каждый из вас при изучении темы выступал в роли картографа при заполнении контурных карт. Подготовить к сдаче контурные карты, проверить полноту их заполнения.

Второй маршрут путешествия. Решение географических задач - 13 мин.

Работа в группе по 4 человека: 3 мин. – обсуждение задачи.10 мин. – отчет групп. Группа выделяет 1 картографа, показывающего объект во время отчета группы на настенной карте и контурной карте.

1 задача.

2 задача

3 задача.

4 задача

5 задача.

Заполнение маршрутного листа.

Учитель: человек издавна общался с каждой частью гидросферы, старался выяснить законы жизни природы. Ученые, изучающие быт, жизнь народов – этнографы. Знание природы ярко отразилось в пословицах и поговорках. Вам предлагается в народном творчестве найти географический смысл, объяснить географическую суть пословицы.

Маршрут третий. Работа с пословицами.

Задание выполняется по группам: 4 чел. Первый человек в группе переходит в другую группу. Время: 7 мин.: 1 мин – обсуждение, 6 мин. – отчет групп.

Проверка домашнего задания. Награждение гидросферы. Вручение медали.

Гидросфера награждается за следующие заслуги:

Проблемы гидросферы. (Оборотная сторона медали). Отчет второй группы по домашнему заданию

Вывод урока (делают ученики). Мы еще недостаточно полно изучили воды гидросферы.

Учитель: изучение темы продолжится в других курсах географии.

Подведение итогов урока. Работа с маршрутным листом.

Маршрутный лист Путешествие по гидросфере.

Ученика/цы 6 ….кл…………………………….

Маршруты баллы
1 маршрут. Океанологи. Гидрологи. Сравнение морей. 1.
2.
2 маршрут. Решение географических задач 1.
3 маршрут. Этнографы. Работа с пословицами 1.
Дополнительные ответы

Итого баллов… Итоговая отметка….

Литература:

  1. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова “ Начальный курс географии 6 класс”. Дрофа Москва 2006г.
  2. Г.Н. Элькин “ Физическая география” справочно – информационные материалы к урокам 6 класса. Санкт – Петербург “ Паритет” 2003
  3. О.В. Крылова “ Интересный урок географии” Из опыта работы. Москва “ Просвещение” 1989
  4. Г.П. Субботин “ Задачник по географии” 500 заданий тестов, вопросов. Москва “ Аквариум” 1997
  5. С. В. Рогачев “ Обучающие задачи, вырабатывающие умения работы с физической, административной и тематическими картами, развивающие аналитические способности и логику, формирующие знания по реальной географии” “ География” 2006, № 2