Цели урока:
Оборудование:
Теория литературы:
“Записки охотника” - “это часть твоей России, ее старина, прелесть, природа, очарования…” Б.К. Зайцев.
(Индивидуальное сообщение.)
Презентация. <Слайды 1>
“Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в городе Орле, в богатой помещичьей семье, жившей на широкую ногу, роскошно и весело. В деревне у Тургеневых был свой оркестр из дворовых людей, там нередко давались домашние спектакли. Его отец, Сергей Николаевич, женившись на Варваре Петровне, присоединил к своему имению богатое приданое, прекрасное село Спасское - Лутовиново в Орловской губернии.
Отец был суровый и холодный, мало занимался своими детьми. Мало доброго видел поэт и от своей матери, женщины бессердечной, обращавшейся очень дурно со своими крестьянами и дворовыми...
<Слайды 2>
Воспитывала же гениального ребенка, на месте которого всякий другой сделался бы надутым, ничтожным баричем, сама жизнь, и окружавшая его в детстве роскошная природа, поэтому будущий писатель мог зачастую уходить из дому и проводить целые часы в обществе дворни или мужиков, очень его любивших.
А природа, окружавшая поэта в детстве, и в самом деле прелестнейшая. Спасское — один из самых привлекательных уголков во всей средней России.. Окрестности живописны и величавы... Особенно красива сама усадьба.
<Слайд 3,4>
Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы переезжают в Москву, где Иван учился в Университете, а потом в Петербург. Там он продолжил учебу, а заканчивал образование Тургенев за границей в Берлинском университете.
Однако, детские впечатления, глубоко запавшие в душу, нашли отражение в его поэтических произведениях:
(Читает ученик). <Слайд 5>
Весенний вечер.
Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой…
Молчит и млеет лес высокий,
Зеленый, темный лес молчит.
Лишь иногда в тени глубокой
Бессонный лист прошелестит.
Звезда дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.
Ребята, вы узнали, что Тургенев писал не только рассказы, но и стихотворения.
Впечатления детства и юности во многом определили содержание его сборника - знаменитых “Записок охотника”.
В 1847 году в журнале “Современник”, лучшем в то время журнале, был опубликован рассказ “Хорь и Калиныч”. Он имел неожиданный успех. Тогда Тургенев решил написать еще несколько рассказов о крестьянах. А в 1852 году вышел сборник “Записки охотника”. Этот сборник включат несколько рассказов: “Хорь и Калиныч”, “Бурмистр”, “Певцы”, “Бежин луг” и другие. Отдельные рассказы сложились в большую картину, из которой стало ясно, что русский крестьянин – талантливый человек, но крепостное право сковывает силы народа, мешает проявлять их.
Тяжелая и простая жизнь крестьян дается на фоне поэтичных и волнующих картин русской природы. Пейзаж живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей. Крестьяне внушают не только жалость, но и уважение. Как живые встают со страниц книги образы крестьян, способные чувствовать и понимать прекрасное, откликаться на чужое горе и страдания. Таким народ в русской литературе 19 века никто не изображал.
С любовью и нежностью рисует писатель и крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. И хотя это произведение было написано в ХIХ веке, его с интересом читают и до сих пор, так как темы правды, детей, красоты и природы вечны. Этот сборник постоянно переиздается. (Показать книгу.) (Зачитать эпиграф.)
<Слайд 6>
Сегодня, мы будем знакомиться с мастерством писателя, воспевающего в своих произведениях картины природы. Тема нашего урока: И.С. Тургенев – певец русской природы (по рассказу “Бежин луг”).
<Слайд 7>
(Пересказ начала рассказа. 2 ученицы.)
Откройте учебники на странице 171.
<Слайд 8>
Вывод: Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими средствами выразительности, которые обогатили язык писателя
Физкультминутка.
- А что произошло дальше? (Герой заблудился.)
- Обратите внимание, что герой не поддался панике, хоть ему и было в лесу одному жутко. А почему? (Наступала ночь)
- Мы увидели, что непонятное, страшное и таинственное может быть не только в природе, но и в человеческой душе. Ночной мрак природы и тревогу охотника развеял огонек костра, к которому он вышел.
<Слайд 11>
- На следующем уроке мы будем разговаривать о детях - героях рассказа, о легендах и суевериях, которые они пересказывали у костра. А сейчас отметьте, какой показана природа в рассказе в то время, когда охотник находился с детьми около костра?
Стр. 176 (“Картина была чудесная” до слов "…запах русской летней ночи”)
- Как еще описывает ночь Тургенев?
Стр.190 (“Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь…..”)
- Природа в рассказе разнообразна, и она оказывает большое влияние на состояние человека. Она требует признания своего царственного превосходства. Вслед за кратковременными страхами ночь несет человеку мирный сон и успокоение.
- Быстро пролетела летняя ночь. Охотник оставляет детей, когда наступает утро. Найдите это описание
< Слайд 12>
Стр.196 (“Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось”….)
- Конец рассказа солнечный и музыкален, как и начало.
<Слайд 13>
- Выучите этот отрывок наизусть. Индивидуальное задание (Раздать карточки.)
- Какие выводы можно сделать по этому рассказу? <Слайды 14, 15>
Выводы: Тургенев – мастер пейзажа. Его отличает наблюдательность, необычная точность, любовное отношение к природе. Автор связывает в рассказе мир человека и мир природы.
Это произведение оставляет в душах детей множество переживаний: любовь к родной природе, интерес к жизни своих сверстников в далеком ХIХ веке, а главное – умение сочувствовать, сопереживать и любить родной язык, на котором творили лучшие писатели-классики.
- Чему учит этот рассказ? Какие чувства он вызвал у вас?
<Слайд 16>