Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экологии

Воздействие солнечных лучей на кожу

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 600

Окорокова Елена Семеновна, заместитель директора

Цель урока: расширить представления учащихся о роли солнечного света на кожу, на живой организм.

Задачи урока:

Оборудование:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие. Класс делится на 4 группы.

II. Мотивация

Слова учителя: Кожа – самый большой и наиболее доступный орган человеческого тела, мы видим его, осязаем, чего не скажешь, например, о печени. Кожа нуждается в постоянном уходе. На кожу самое большое влияние оказывает солнце.
Ребята, давайте вспомним из курса биологии строение кожи (Приложение 2. Слайд 2)
А какие функции выполняет кожа?

Ответы учащихся: Кожа, покрывающая все тело человека, выполняет ряд функций: защитную, чувствительную, секреторную и выделительную. Она участвует в регуляции температуры тела и образовании витамина D.

Слова учителя: А какова площадь кожного покрова у взрослого человека и масса кожи?

Ответы учащихся: Площадь кожного покрова у взрослого человека в среднем равна 1,5-2 м, и ее масса достигает 2-3 кг.

Слова учителя: А что относят к производным кожи?

Ответы учащихся: К производным кожи относят: волосы, ногти, потовые, сальные и молочные железы.

III. Проверка знаний учащихся

Слова учителя: Солнечные лучи относят к факторам неживой природы, активно влияющим на организм человека. Долгое время сильный загар воспринимался как показатель здоровья кожи. Сейчас у медиков и косметологов отношение к интенсивному воздействию солнечных лучей на кожу неоднозначное. Так, давайте все же выясним, чем опасны и полезны солнечные лучи?

Послушаем сообщение.

Сообщение ученика (сопровождается компьютерной презентацией Приложение 3):

«Солнечная активность определяет уровень солнечной радиации и температуру окружающей среды. Существуют ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи. Ультрафиолетовые и инфракрасные лучи человек невооруженным глазом увидеть не может. (Слайд 2).
Основное действие инфракрасных лучей на организм – тепловое. Они нагревают поверхность кожи, вызывая расширение капилляров, что ведет к общему покраснению кожного покрова. Тепловое воздействие повышает температуру тела, усиливает потоотделение и учащает пульс. Интенсивный солнечный свет может приводить к помутнению хрусталика. Чаще это заболевание встречается в жарком поясе Земли. Помутнение хрусталика возможно у стеклодувов и рабочих железопрокатных заводов, которые смотрят в огонь и на расплавленную стеклянную массу. (Слайд 3).
Видимые лучи обеспечивают зрение. Психологи считают, что видимый свет способен воздействовать на организм человека: зеленый цвет – нейтральный, красно-желтые оттенки бодрят, сине-фиолетовые – успокаивают. Поэтому для неуравновешенных людей желательно синее освещение, а для вялых – красное. (Слайд 4).
Ультрафиолетовые лучи обладают большой биологической активностью. В умеренных дозах их действие полезно. Повышается тонус центральной нервной системы. Под их действием образуется витамин D и усиливается обмен веществ. Ультрафиолетовые лучи губительны для микроорганизмов. (Слайд 5).
Часть людей на земном шаре живет в условиях недостатка естественных солнечных лучей, т. е. солнечного голодания. Это жители Крайнего Севера и Заполярья, где бывают длительные, полярные ночи. (Слайд 6).
Работники подземного и безоконного производств трудятся без естественного освещения. В крупных городах солнечный свет экранируется загрязнением атмосферы, пылью, дымом, газами. Проникновение ультрафиолетовых лучей в помещение уменьшают: двойные рамы в 5-6 раз, тюлевые шторы в 1,2 раза. Поэтому необходимо следить за чистотой окон, уровнем освещенности и проветриваемости помещений. (Слайд 7).
В первую очередь от солнечного голодания страдают дети, у которых существует риск возникновения заболевания рахита. Поэтому необходимо принимать витамин D и регулировать пребывание на солнце. (Слайд 8).
Ультрафиолетовые лучи могут и отрицательно воздействовать на организм: вызывать ожоги, появление пигментных пятен и повреждения глаз. Солнечные ожоги приводят к болевым ощущениям, покраснению, припухлости и повышению температуры. Избыточное ультрафиолетовое облучение стимулирует перерождение клеток кожи в злокачественные образования. (Слайд 9).
Среди людей рак кожи развивается при сниженном содержании пигмента меланина. На Гавайских островах рак кожи у представителей негроидной расы встречается в 42 раза реже, чем у европеоидной. В Казахстане коренные жители болеют раком в 10 раз реже, чем приезжие. Сильное ультрафиолетовое облучение ведет к высыханию кожи, преждевременному образованию морщин и старению». (Слайд 10).

Слово учителя: (Рассказ учителя сопровождается компьютерной презентацией Приложение 2).

Эксперимент профессора дерматологии Сэма Шустера (Слайд 3); убедительно доказал, что солнечные лучи старят кожу. Были взяты четыре небольших образца кожи: по одному со спины и предплечья восьмидесятилетнего человека и аналогичные кусочки кожи юноши. Коллаген в коже спины старого человека соответствовал (с учетом естественного процесса старения) коллагену в обоих образцах кожи молодого человека. Однако коллаген в коже предплечья старика был разрушен в гораздо большей степени. Единственным объяснением этого различия может быть то, что предплечье находилось под воздействием солнечных лучей в течение 80 лет, в то время как спина была закрыта одеждой. Этот эксперимент стоит вспомнить, когда вы соберетесь раздеться на пляже и позагорать. Но осмотрительное отношение к принятию солнечных ванн способствует сохранению и укреплению здоровья.

IV. Работа с материалом

Командам выдается задание (с помощью картинок, рисунков) – составить мини-проект и защитить его по плану (Приложение 1). Темы мини-проектов: «Здоровая кожа», «Больная кожа», «Фотосинтез», «Закаливание». На работу дается 10 минут. Затем каждая команда у доски представляет свой проект.

V. Закрепление

Слово учителя: Для того, чтобы ваша кожа была здоровой и красивой, старайтесь выполнять правила и рекомендации пребывания на солнце:

VI. Рефлексия

Слова учителя: Ребята, сегодня на уроке вы расширили свои представления и знания о роли солнечного света на кожу, на живой организм. Вам предлагается составить синквейн. (Слайд 5).

Команды составляют синквейн по теме своих проектов и зачитывают. На работу дается 5 минут.

VII. Задание на дом

Слова учителя: Ребята, цель нашего урока достигнута. Записываем домашнее задание: §19, ответить на вопросы после параграфа. (Слайд 6).

(Учитель выставляет оценки за урок.)

Урок закончен, до свидания.