Задачи:
Средства обучения: демонстрационные таблицы, информационные карты растений, экземпляры живых комнатных растений, дополнительная литература по теме, презентации учащихся.
Ход урока
Сколько экзотики таит в себе удивительный мир растений... Множество видов и оригинальных форм, красота и многообразие цветов. Каждое из растений имеет свою родину и историю. На этом уроке есть возможность узнать о воздействии растений на жизнедеятельность человека. В ходе урока мы будем опираться на знания об экологических факторах.
I. Актуализация знаний (фронтальный опрос)
II. Изучение нового материала
1. Влияние биотических факторов среды на организм человека, (объяснение учителя)
Человек, как и другие живые организмы, может взаимодействовать с животными, растениями и людьми. Одни формы взаимоотношений сложились в ходе естественной эволюции органического мира, другие в процессе исторического развития человеческого общества. Из поколения в поколение человек передавал сведения о пользе и вреде различных растений и животных, используя наиболее древний метод исследования – метод наблюдения.
2. Значение растений в жизни человека (дискуссия).
3. Способность растений выделять фитонциды (объяснение учителя).
К санитарно-гигиеническим свойствам растений относиться их способность выделять особые летучие органические соединения – фитонциды.
Клинико-экспериментальными работами доказано, что фитонциды улучшают восстановительные процессы, способствуют очищению, заживлению ран, оказывают бактерицидное и антисептическое действие, положительно воздействуют на слизистую оболочку дыхательных путей и другое.
4. Классификация фитонцидов
5. Растения, обладающие наибольшей фитонцидной активностью.
Наибольшей фитонцидной активностью обладают: лук, чеснок, редька, клюква, зверобой, тысячелистник, мята, подорожник, можжевельник, сосна и другие растения. Благодаря открытию фитонцидов практическая медицина получила фитопрепараты.
6. Взаимодействие человека с комнатными растениями.
Полезные растения вводились в комнатную культуру постепенно. Как интересно вырастить комнатное растение, добиться цветения и плодоношения. Сколько радости и удовольствия доставляет забота о комнатных растениях.
Факты полезности комнатных растений получили свое научное обоснование лишь в XX столетии.
Отечественными учеными были изучены свойства оранжерейных и комнатных растений. Выявлено, что свыше 100 видов проявляют фитонцидную активность. Это агава американская, алое древовидное, каланхоэ перестое, лимон обыкновенный, мирт обыкновенный, розмарин лекарственный, плющ обыкновенный, хризантема, хлорофитум хохлатый, пеларгониум розовый и другие.
7. Комнатные растения, обладающие фитонцидными свойствами (презентации учащихся).
III. Закрепление знаний (лабораторная работа)
Проводится параллельно с презентациями учащихся.
Задания:
Название. Родина | Морфологические особенности | Требования к абиотическим факторам | Фитонцидные свойства | Эстетическое восприятие |
Вывод
Роль фитонцидных растений в фитодизайне (вступительное слово к домашнему заданию).
Академик A.M.Гродзинский, выступая на совещании по фитонцидам, подчеркнул необходимость глубокой разработки теории фитонцидов в тесной связи с теорией фитодизайна.
Фитодизайном он предложил называть введение растений в замкнутые комплексы: человек – машина – среда и рассматривать эту деятельность как часть общего дизайна, выполняющую эстетическую, санитарную, экологическую и другие функции.
Растения, правильно подобранные и размещенные создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на здоровье человека, придают помещению своеобразный колорит и создают комфорт.
Домашнее задание (по выбору):
Литература