Обоснование программы.
В последнее годы обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.
Меня как учителя, не мог не насторожить этот факт. Это стало предметом наблюдений за здоровьем моих учеников. В результате наблюдений за учащимися, я выявила одну из главных причин снижения знаний детей: отклонение от норм показателей здоровья учащихся. Так, взяв 1 класс, я проанализировала карту здоровья учащихся и получила следующие данные: в 1 классе 62% учеников имели хронические заболевания, а к 4 классу – 64% . На учете в медицинских учреждениях стояло 35% первоклассников, а к 4 классу 43%.ученика моего класса имели различные отклонения в здоровье.
Мои ученики стали чаще пропускать уроки из-за заболевания верхних дыхательных путей, острых респираторных заболеваний. В школу приходят дети уже с рядом серьезных хронических болезней. Особенно высоки нарушения зрения, осанки.
Проведя анализ медицинских карт учащихся, поступивших в школу в 2005 году, я выявила, что только 4 из 29 учеников абсолютно здоровы. У 25% учащихся нарушения зрения, 17% - нарушение осанки, 24% - имеют различные хронические заболевания, 18% - наблюдаются у невролога, 14% - имеют минимальную мозговую дисфункцию, 7% - заболевания сердца, у 3% - бронхиальная астма.
25% учащихся, приходя в школу, имеют различные логопедические проблемы. Для решения этой проблемы у учащихся с первого класса введен урок риторики, на котором не только развивается устная и письменная речь учащихся, но и создается среда для исправления некоторых дефектов речи. Этим урокам я придаю особое значение, понимая их роль в дальнейшем развитии ребёнка.
Создание здоровьесберегающей среды предполагает не только проведение оздоровительных медицинских мероприятий, но и гигиенически рациональный, адекватный возрасту детей, учебный процесс, который организован в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил.
Напряженный характер учебы, большой объем учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации являются психотравмирующими факторами для ребенка, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессовое воздействие на детский организм. Длительное пребывание детей в таких условиях способствует «закреплению» негативных сдвигов в физиологических реакциях организма, что формирует невротические расстройства, формированием нарушений деятельности сердца, желудочно-кишечного тракта, других органов и систем.
Для разрешения этой проблемы мною разработана программа для оптимального использования здоровьесберегающей деятельности в процессе образования, ориентированная на охрану и укрепление здоровья школьников. Для привлечения детей к изучению, исследованию и распространению знаний по соблюдению правил личной гигиены, приемов релаксации, укреплению здоровья, физического развития.
Понятие «здорового образа жизни» рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности.
Большое значение имеет и социальное благополучие семей учащихся, потому что перемены, происходящие в стране, привели к появлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей. Ребенок-барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым.
Все это натолкнуло меня на создание программы «Школа здорового ребенка», которая рассчитана на учащихся 1-2 класса, и позволяет с самого начала, приучать детей следить за своим здоровьем. Программа была рассмотрена и одобрена на методическом объединении учителей школы и действует в рамках школьного проекта «Школа-центр социальной адаптации учащихся». Составленная мною программа «Школа здорового ребёнка» участвовала в городском конкурсе «Учитель, содействующий здоровью» и заняла 1 место.
В программе используются различные формы и методы воспитательной работы. Это классные часы, праздники, инсценировки, занятия с использованием сказкотерапии, музыкотерапии, экскурсии, творческие мастерские, коллективные творческие дела, кружковая работа.
Главная цель моей деятельности не только обучить ребёнка, но создать условия для его гармоничного развития, способствовать его адаптированности в современных условиях и сохранение физического и психического здоровья моих воспитанников.
Цели:
Задачи:
Знания и умения:
Действия:
Изучение элементарных основ медицинских знаний; психокоррекция тревожных состояний детей на основе сказкотерапии; уроки гигиены; беседы врачей по вопросам гигиены; разучивание подвижных игр на свежем воздухе и в помещении; разучивание физкультминуток; «Весёлые старты»; КТД «В гостях у королевы Зубная щётка», «Город чистюль»; праздники «Растем здоровыми», «Молодость и здоровье – нам с бабулей подспорье»; мультимедийная презентация «Глаза – главные помощники человека» <Приложение 1>; кружок «Крепыш».
Основные идеи:
Педагогические принципы и подходы:
Условия необходимые, для выполнения программы:
Методы обеспечения программы:
Ожидаемые результаты:
Реализация программы предполагает воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, повышение уровня воспитанности учащихся, создание комфортных условий для учебно-воспитательного процесса, развитие творческих способностей учащихся, сплочению коллектива.