Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание ОБЖ

Урок ОБЖ Современные боевые средства и их поражающие факторы. Ядерное оружие

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 307

Богдашкина Софья Васильевна, учитель физической культуры

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (745,5 КБ)


Цели:

  1. восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала;
  2. осмысливание и выработка умений и навыков по применению полученных знаний.

Задачи:

  1. обучающие – познакомить учащихся с разрушительным действием ядерного оружия; рассмотреть вопросы, связанные с поражающими факторами ядерного оружия; дать характеристику поражающим факторам;
  2. развивающие – обучить учащихся как необходимо действовать при ядерном взрыве;
  3. воспитывающие – воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.

Оборудование и наглядные пособия:

  1. Фотоматериал “Ядерный взрыв”;
  2. Видеомагнитофон;
  3. Интерактивная доска.

Ход урока

Учитель Ученики
Организация начала урока. Готовятся к уроку (тетради, учебники, ручки, карандаши)
Тема сегодняшнего урока “Ядерное оружие и его поражающие факторы» . (слайд 1)
Цель урока (проговаривается учащимся ):
Ознакомимся с поражающими факторами ядерного взрыва, для этого рассмотрим четыре основных вопроса:
I. Исторические данные

II. Ядерное оружие.
III. Характеристика ядерного взрыва.
IV.
Основные принципы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва.

Я перед вами ставлю следующую задачу: “Внимательно прослушать материал урока, сделать в тетради необходимые записи ”. На основных понятиях по теме урока я буду останавливаться. После просмотра презентации - обсуждение.
Запись в тетради даты и темы урока.
I. Исторические данные. (слайд 2)
– В 1896 году французским физиков Антуаном Беккерелем было открыто явление радиоактивного излучения. Оно положило начало эре излучения и использования ядерной энергии. Говоря о ней, выдающийся русский ученый В.И. Вернадский подчеркивал: “ С надеждой и опасением всматриваемся мы в нашего союзника и защитника”. И его опасения подтвердились – вначале появились не ледоколы, не атомные электростанции, не космические корабли, а оружие чудовищной разрушительной силы. Его создали в 1945 году бежавшие перед началом второй мировой войны из фашистской Германии в США и поддержанные правительством этой страны физики под руководством американского ученого Роберта Оппенгеймера.
Слушают.
Многие ошибаются, думая, что первый ядерный взрыв был произведён в Хиросиме. На самом деле испытание было произведено в США.
Первый атомный взрыв был произведен 16 июля 1945 года. Это произошло в Америке, в пустынном районе близ города Аламогордо (штат Нью Мексико). На верхней платформе специально построенной 33-метровой стальной вышки была взорвана атомная бомба. По приблизительным оценкам специалистов при этом выделилась энергия, эквивалентная энергии взрыва не менее 15–20 тысяч тонн тринитротолуола.
Стальная конструкция вышки испарилась. На ее месте образовалась воронка диаметром 37 метров и глубиной 1.8 метра. Она являлась центром простиравшегося на большое расстояние кратера. В окружности 370 км была уничтожена вся растительность. Находившаяся на расстоянии 150 метров от точки взрыва стальная труба диаметром 10 см и высотой 5 метров тоже испарилась. Прочная стальная конструкция высотой 21 метр, подобная части каркаса 15–20 этажного дома, находившаяся на расстоянии 500 метров, была вырвана из бетонного основания, перекручена и разлетелась на части.
Вспышка от взрыва на расстоянии 32 км казалась в несколько раз ярче, чем солнечный свет в полдень. После нее образовался огненный шар, существовавший несколько секунд. Свет от него был виден в населенных пунктах на расстоянии до 290 км. Звук от взрыва был слышен на таком же расстоянии. В одном случае стекла в зданиях были выбиты ударной волной даже на расстоянии 200 км.
В результате взрыва образовалось гигантское облако сферической формы. Клубясь, оно устремилось вверх, приобрело форму гигантского гриба. Облако состояло из нескольких тонн пыли, поднятой с поверхности земли, паров железа и большого количества радиоактивных веществ, образовавшихся при цепной реакции деления ядерного заряда. Пыль и радиоактивные частицы осели на огромной площади, небольшое их количество было обнаружено на удалении 190 км от эпицентра взрыва. Испытания бомбы показали, что новое оружие готово к боевому применению.

II. Ядерное оружие.

Ядерное оружие – это оружие массового поражения взрывного действия. (слайд 3)
Виды ядерного заряда, основные элементы ядерных боеприпасов. (слайд 4)

Поражающим фактором ядерного взрыва являются:
(слайд 5)

* ударная волна
* световое излучение
* проникающая радиация
* радиоактивное заражение, электромагнитный импульс.

1. Ударная волна – основной поражающий фактор
.
Большинство разрушений и повреждений зданий и сооружений, а также массовые поражения людей обусловлены, как правило, ее воздействием.
Ударная волна представляет собой область резкого сжатия воздушной среды, распространяющейся во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью (более 331 м/с). Передняя граница сжатого слоя воздуха называется фронтом ударной волны. Под воздействием ударной волны люди могут получить легкие поражения (ушибы и контузию); поражения средней тяжести, требующие госпитализации (потеря сознания, повреждение органов слуха, вывихи конечностей, кровотечение из носа и ушей); тяжелые травмы (сильные контузии всего организма, переломы костей, поражение внутренних органов); крайне тяжелые поражения, часто со смертельным исходом.

2. Световое излучение – это поток лучистой энергии, включающий видимые
, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Оно образуется раскаленными продуктами ядерного взрыва и раскаленным воздухом, распространяется практически мгновенно и длится, в зависимости от мощности ядерного взрыва, до 20 секунд.
Сила светового излучения такова, что оно способно вызывать ожоги, поражение глаз (временную слепоту), возгорание горючих материалов и объектов.

3. Проникающая радиация – это поток испускаемых при ядерном взрыве гамма – лучей и нейтронов.

Воздействие данного поражающего фактора на все живые существа (в том числе и на человека) состоит в ионизации атомов и молекул организма, что приводит к нарушению жизненных функций отдельных органов, поражению костного мозга, развитию лучевой болезни.
Запись в тетрадь (выделенное жирным шрифтом)
Слушают, делают необходимые записи в тетради.
4. Радиоактивное заражение местности происходит за счет радиоактивных веществ, выпадающих из облака ядерного взрыва. Опасность поражения людей в районах радиоактивного заражения местности может сохраняться продолжительное время – дни, недели и даже месяцы. Заражение местности зависит от вида взрыва. Виды ядерных взрывов : воздушный, наземный, подземный. (Слайд 6). Наиболее опасен наземный взрыв. Здесь сильна так называемая наведенная активность. Она увеличивается за счет вовлечения частиц грунта в облако взрыва, и вместе с осколками деления они вызывают радиоактивное заражение за пределами района взрыва. Масштабы и степень заражения местности зависит от количества, мощности и вида ядерного взрыва, метеорологических условий, от скорости и направления ветра. Посмотрите на картину. (Слайд 7). Например, при взрыве мощностью в 1 мегатонну испаряется и вовлекается в огненный шар около 20 тысяч тонн грунта. Образуется огромное облако, состоящее из большого количества радиоактивных частиц. Облако перемещается. Радиоактивные частицы, выпадая из облака на землю, образуют зону радиоактивного заражения. Этот процесс длится в течение 10–20 часов после взрыва.

5. Электромагнитный импульс.
Итак: вы себе пометили в тетради основные поражающие факторы ядерного взрыва:
* ударная волна
* световое излучение
* проникающая радиация
* радиоактивное заражение и электромагнитные импульсы.
Второе ядерное испытание было уже произведено на людях в конце второй мировой войны.

“Хиросима”.
Утром 6 августа 1945 года над городом появились три американских самолета, в числе которых американский бомбардировщик Б–29, несший на борту атомную бомбу мощностью 12,5 кт с названием “Малыш”. Набрав заданную высоту, самолет произвел бомбометание. Образовавшийся после взрыва огненный шар имел в диаметре около 100 м, температура в его центре достигала 3000 градусов по Цельсию. Давление в месте взрыва приближалось к 7 m/м2
Дома со страшным грохотом рушились и в радиусе 2 км загорались. Люди вблизи эпицентра в буквальном смысле испарились. Те же, кто остался в живых, но получил тяжелые ожоги, устремились к воде и погибали в ужасных мучениях. Через 5 минут над центром города повисла темно- серая туча диаметром 5 км. Из нее вырвалось белое облако, быстро достигшее высоты 12 км и приобретшее форму гриба. Позднее на город опустилось облако грязи, пыли и пепла с радиоактивными изотопами, обрекая население на новые жертвы. У многих начали появляться первые симптомы острой лучевой болезни. Хиросима горела два дня. Люди, прибывшие на помощь ее жителям, еще не знали, что вступили в зону радиоактивного заражения и это будет иметь роковые последствия. Радиация угрожала не только их кожному покрову, но и организму при вдыхании загрязненного воздуха, а также попадая внутрь с водой, пищей и через открытые раны.
После сообщения ответите на вопрос:
Что является результатом воздействия проникающей радиации и радиоактивного заражения местности на организм человека?

“Нагасаки”

Через три дня после бомбардировки Хиросимы, 9 августа, ее участь должен был разделить город Кокура–центр военного производства и снабжения Японии. Но из-за плохих метеоусловий новой жертвой стал город Нагасаки. На него была сброшена атомная бомба мощностью 22 кт, носившая название “Толстяк”. Этот город оказался разрушенным наполовину- его спас рельеф местности, имевший возвышенности и долины. Температура вблизи эпицентра составляла 3000–40000 С. Ничем не защищенные люди получили ожоги даже на расстоянии 4 км. Находящиеся в бетонированных помещениях, получали их от вдыхания горячего воздуха. Согласно данным ООН в Хиросиме в момент взрыва погибли 78 тысяч человек, в Нагасаки – 27 тысяч. В японских документальных источниках приводятся гораздо большие цифры – соответственно 260 тысяч человек и 74 тысячи, с учетом последующих потерь от взрывов.
В современном мире страны, обладающие ядерным оружием, проводят испытания на специальных полигонах. (слайд 8) В СССР в 1953 г прошли испытания водородной бомбы. (слайд 9)

Уничтожение. (слайд 10).
В конце 1995 года в России насчитывалось 5500 ядерных зарядов. 3 января 1993 года США и Россия заключили Договор «О сокращении и ограничении стратегических, наступательных вооружений».

III. Характеристика ядерного взрыва.
Вопрос: Что лежит в основе ядерного взрыва?
В результате ядерного взрыва выделяется огромное количество энергии, значительно превышающее энергию взрыва обычного боеприпаса. Понятие “Ядерное оружие” включает различные ядерные боеприпасы, средства доставки их к цели и средства управления. Средствами доставки могут выступать ракеты, авиация, артиллерия. Кроме того, ядерное оружие изготавливается в виде фугасов.
Ядерные взрывы осуществляются в воздухе на различной высоте на поверхности земли (воды) и под землей (водой). Поэтому их принято разделять на высотные, воздушные, наземные (надводные) и подземные (подводные). Точка, где произошел взрыв, называется центром, а ее проекция на поверхность земли (воды) – эпицентром ядерного взрыва. Мощность ядерных боеприпасов:
1. сверхмалая (менее 1 кт),
2. малый (от 1 до 10 кт),
3. средний (от 10 до 100 кт),
4. крупный (от100 кт до1 Мт),
5. сверхкрупный (свыше 1 Мт). (слайд 11)

IV. Основные принципы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва. (слайд 12) Основные: укрытия в защитных сооружениях , рассредоточение и эвакуация, применение средств индивидуальной защиты.
Ослабляют поражающее действие ядерного взрыва ямы, канавы, балки, овраги, котлованы, кирпичные и бетонные ограждения, водопропускные трубы под дорогами.
Защиту обеспечивают так- же метрополитены, шахты, подвалы, тоннели, пешеходные переходы.
П А М Я Т К А (на столах учащихся)
ПОМНИТЕ: защитой от ударной волны могут служить углубления на местности, убежища, подвальные и иные прочные сооружения.
ПОМНИТЕ: от прямого действия светового излучения может защитить любая преграда, способная создать тень. Ослабляет его запыленный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад.
ПОМНИТЕ: от воздействия проникающей радиации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные укрытия, а открытые и особенно перекрытые щели уменьшают это воздействие. В два раза ослабляют интенсивность гамма – лучей сталь толщиной 2,8 см, бетон – 10 см, грунт – 14 см, древесина – 30 см.
ПОМНИТЕ: очень важно первое время после ядерного взрыва, особенно первые сутки, пересидеть в убежищах, противорадиационных укрытиях или в подвалах.
Наглядность (рисунок ядерного взрыва).
Памятку вклеивают в тетрадь, т.к. она выдана всем на отдельных листках.
Учитель подводит итог урока, выставляет оценки. Задают вопросы по теме учителю.
Выучить записи в тетради.
Ознакомить семью с памяткой “Основные принципы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва”.
Записывают в дневник и тетрадь.