Задачи:
Оборудование. Таблицы с изображением отрядов насекомых, коллекции насекомых, видеофрагмент о многообразии насекомых ХМАО, дополнительная литература, презентация.
Основные понятия и термины урока. Первичнобескрылые, крылатые насекомые, жесткокрылые (жуки), чешуекрылые (бабочки), перепончатокрылые, клопы, двукрылые прямокрылые, опылители, почвообразователи, переносчики инфекций.
Как показала практика
Обширнее класса нет:
От полюса до полюса
Они заселили планету.
Работа учащихся с заданием: «Какие утверждения верны?».
Ответ: 1, 4, 7, 8, 10.
Вопрос учащимся. Что вы знаете о насекомых? Какой принцип лежит в основе классификации насекомых?
Для всех насекомых схема одна:
Вот мягкое брюшко, вот голова,
К грудке животного прикреплены
Крылья и лапки различной длины.
А) Работа с учебником: анализ рисунков на стр.158-159 и статьи «Многообразие насекомых» стр.164
Б) Вопрос учащимся. Рассмотрите коллекции насекомых разных отрядов и экологических групп. Что общего в их строении? Чем они отличаются?
Вышло немало отрядов таких,
Давайте заглянем в каждый из них.
Заполнение таблицы.
Отряд | Представители | Признаки |
Прямокрылые | Кузнечик, саранча, медведка | Грызущий, передние и задние крылья с разным жилкованием. |
Равнокрылые | Тля | Колюще-сосущий, 2 пары прозрачных крыльев. |
Клопы | Лесные клопы, водомерки | Колюще-сосущий, 2 пары верхние – жесткие, нижние – перепончатые |
Жесткокрылые | Майские жуки, божьи коровки | Грызущий, жесткие передние и задние крылья. |
Чешуекрылые | Бабочки | Сосущий, крылья чешуйчатые. |
Перепончатокрылые | Пчелы, осы, муравьи | Грызущий или лижущий, 2 пары прозрачных крыльев |
Двукрылые | Мухи, комары | Колюще-сосущий или лижущий, пара крыльев |
Строение конечностей и ротового аппарата указывает на способ питания и кормовую базу насекомых.
В) Демонстрация видеофрагмента «Многообразие насекомых ХМАО».
Запишите в тетрадях насекомых ХМАО и их роль в природе.
Вопрос учащимся. Хорошо ли, что так много насекомых, полезны ли они?
Насекомые опылители цветковых растений, они участвуют в почвообразование, звено в цепях питания и круговороте веществ в природе.
Вопрос учащимся. Какое практическое значение насекомых для человека?
Медоносные пчелы (мед полезен, но у некоторых людей на него аллергия, а укусы пчел опасны, но используются в лечебных целях); тутовый шелкопряд; переносчики болезней; вредители культурных растений. Многообразие и красота насекомых – источник вдохновения человека.
Всюду животные нас окружают,
Прыгают, плавают, в небе летают,
В земле притаились, снуют под ногами.
Сколько всего их живет рядом с нами?
Вопрос учащимся. Если на Земле столько много насекомых, обязательно ли их надо охранять?
А) На доске написаны отделы насекомых. Отгадайте загадки. Распределите насекомых по отрядам.
От простуды лечит мед,
Он здоровье нам дает.
Мед цветочный принесла
Медоносная (пчела).
Всегда готов к прыжку
Зеленый чудный конь!
Поймать его попробуй
в открытую ладонь! (кузнечик)
В куче мусора живет
Многочисленный народ.
Посмотрите, как хлопочет
Рыжий маленький рабочий!
Вот хвоинку тащит в дом,
Чтоб теплее было в нем.
Очень дружная семья у
У лесного (муравья).
Две белых, две желтых – четыре салфетки
Сорвались с цветка и уселись на ветке.
Салфеточки белые в черный горошек –
Чудесные крылья порхающих мошек. (бабочка)
Лапками-лопатками работая как крот,
Злое насекомое в земле прорыло ход.
Погибла картошка, нарцисс пожелтел.
Кто у растений корни объел? (медведка)
Из болота прилетел,
Позвонил и на нос сел.
Надоедливый вампир
На носу устроил пир. (комар)
Этот жук в воде живет,
Лихо лапками гребет
Замечательный пловец,
Он зовется (плавунец).
Плоский, зеленый, похожий на щит
Жук на тоненьком стебельке сидит.
Пусть его в руки взять не опасно,
Я не возьму: он ведь пахнет ужасно. (клоп древесный)
Б) Решите биологический лабиринт по группам.
Что нового вы узнали на уроке?
Что вас заинтересовало?
Оценки за урок.
Найдите интересные факты из жизни насекомых. Составьте книгу «Это интересно!»