Цель урока:
Через анализ многообразия византийской культуры выявить ее художественные особенности и роль в культуре Средневековья.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование:
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Форма: урок–презентация.
Жанр: урок–панорама.
Предварительная подготовка: создание мультимедиапрезентации «Средние века. Византийская культура», организация проблемно–поисковых групп и подготовка индивидуальных заданий.
Тема урока, его место в целом программы.
«Мир византийской культуры» - первый урок в разделе «Средние века» за 10 класс МХК по программе Даниловой Г.И.
План урока.
I. Оргмомент.
II. Подготовка к восприятию новой темы. Вводное слово учителя.
III. Изложение новой темы. /Работа по блокам на основе презентации/.
IV. Закрепление темы. /Оформление таблицы. Выводы/.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
VI. Заключительное слово учителя.
VII. Задание на дом.
Ход урока
Эпиграф.
…Все на свете уходит – остается искусство.
В Боровицкая.
- Мы начинаем разговор о средневековой культуре. Понять ее развитие и особенности эстетики невозможно без анализа византийской культуры. Объявление цели и задач урока.
Сообщение ученика.
Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Константинополе – столице империи, оно оказало влияние на развитие культур таких стран как Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь. В определенной степени, его влиянием были охвачены и страны Западной Европы.
На современной карте этого государства нет. (См. географическую карту Империи Ромеев 4-15 в.в.). Оно прекратило свое существование в мае 1453 года, когда было завоевано турками. Само название этого государства – Империя Ромеев. Она возникла в 395 году, когда император Феодосий, умирая, разделил Римскую империю на 2 части: Западную и Восточную. Последняя была названа историками 19 века Византией. Византия – наследница Античности. Именно византийские переписчики сохранили миру произведения Гомера, Эсхила, Софокла, вплоть до 7 века существовал народный античный театр. Греческий язык оставался разговорным языком.
- На уроке мы, естественно, не сможем охватить весь спектр византийской культуры, а остановимся лишь на некоторых видах искусства: архитектура, мозаика, иконопись, музыка.
Постановка проблемы урока. В чем богатство и многообразие византийской культуры? Каковы художественные особенности византийской культуры?
Задание классу. В процессе работы на уроке оформить таблицу.
(См. образец на доске).
Виды искусства | Примеры | Х Характерные черты различных видов искусства |
1. Архитектура | ||
2. Мозаика | ||
3. Иконопись | ||
4. Музыка |
Работа с мультимедиапрезентацией «Средние века. Византийская культура». Первая группа учащихся представляет достижения византийской архитектуры.
Беседа по вопросам.
Вторая группа рассказывает об искусстве мозаики. (Просмотр второго блока презентации «Мозаики Византии»).
Вывод. Характерные особенности мозаики:
Вопросы классу.
Третья проблемно–поисковая группа анализирует искусство византийской иконописи.
Обсуждение вопросов.
Характерные особенности икон:
Четвертая группа учащихся представляет музыкальную культуру Византии.
1. Прослушивание «Знаменного распева» и чтение цитаты епископа Иоанна Златоуста.
- Согласны ли вы с мнением автора этих строк?
2. Сообщение учащихся об известных музыкантах и теоретиках церковной музыки, музыкальных инструментах Византии. (Работа с презентацией).
- Какие чувства и мысли пробуждает в вас эта музыка?
Задание. Оформить выводы письменно в тетрадь.
Выводы:
1. В чем проявилась связь византийской культуры с античным искусством, на ваш взгляд?
2. Как вы думаете, каковы основные достижения художественной культуры Византии?
3. Какова роль византийской культуры в развитии средневековой культуры, и в частности русской?
/Москва – третий Рим/.
Рефлексия.
- Хотелось бы в заключение урока обратить ваше внимание на эпиграф, слова поэтессы В.Боровицкой.
…Все на свете уходит – остается искусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство.
Византийская культура не исчезла с падением Византийской империи. Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать и восхищаться этими шедеврами.