Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экономики

Интеграция содержания экономических дисциплин как условие подготовки конкурентоспособного специалиста СПО

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 362

Иванова Надежда Андреевна, преподаватель экономики Ивонина Елена Николаевна, преподаватель экономики Кустова Светлана Алексеевна, преподаватель экономики

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника средне – специального учебного заведения, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность дисциплин, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у студентов целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию знаний. Все учебные дисциплины функционируют как автономные образовательные системы и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времени,

Согласно стандартам третьего поколения процесс подготовки конкурентоспособного специалиста в системе среднего профессионального образования будет достигать целей, если будет реализовываться на основе принципа интеграции – как ведущего (основного).

На практике выпускник СПО встречается с реальными профессиональными проблемами, задачами, заданиями. Их решение требует применения комплекса знаний и умений, способностей действовать с опорой на жизненный опыт, «неакадемических» знаний и умений. Интеграция дисциплин обеспечивает освоение знаний и умений, необходимых для выполнения соответствующего вида профессиональной деятельности.

Интеграция содержания общепрофессиональных дисциплин предполагает:

Идея интеграции дисциплин: «Основы предпринимательства», «Бизнес-планирование», «Основы банковского дела», «Финансы, денежное обращение и кредит» возникла в результате поиска решения следующих проблем:

Выявив данные проблемы, было проведено анкетирование студентов, в котором им предлагалось ответить на несколько вопросов по поводу изучения данных дисциплин. Было опрошено 75 человек. Анкеты были обработаны и выделены чаще всего встречающиеся ответы.

На основе выявленных проблем и полученных результатов анкетирования проведено интегрирование общепрофессиональных дисциплин «Основы предпринимательства», «Бизнес-планирование», «Основы банковского дела», «Финансы, денежное обращение и кредит».

Проанализировав квалификационные требования к специалисту и рассмотрев возможность их реализации в рамках учебных дисциплин действующего учебного плана была проведена работа по разработке занятий, которые исключали бы дублирование материала, выработана единая система требований. Все это привело к переработке и созданию:

Разработанная интегрированная зачетная практическая работа включает:

  1. Введение.
  2. Раздел 1. Общие требования к выполнению и защите интегрированной зачетно-практической работы.
  3. Раздел 2. Разработка комплекта документов для регистрации предпринимательской структуры.
  4. Раздел 3. Разработка бизнес-плана предпринимательской структуры с расчетом финансового плана.
  5. Раздел 4. Проведение внешней экспертизы банка о возможности кредитования.
  6. Заключение.
  7. Список литературы.

Данная работа является самостоятельной частью подготовки будущего специалиста и имеет своей целью:

Выполняя зачетно-практическую работу студенты демонстрируют:

Получая задание на создание бизнес-проекта, студенты имеют возможность самостоятельно выбирать вид коммерческой деятельности, исходя из своих собственных интересов и представлений о необходимости решения той или иной проблемы. Они учатся выявлять проблемы, определять цели и задачи которые могут встать перед ними в процессе их профессиональной деятельности. Более того, они учатся находить пути решения этих проблем.

В процессе выполнения этой работы студенты учатся использовать все возможные источники информации: справочники, газеты, журналы, учебную и художественную литературу, информационные ресурсы сети Интернет.

В ходе выполнения проектов по организации собственного бизнеса у студентов формируется самостоятельность и настойчивость в решении творческих задач, приобретается умение планировать свою деятельность, работать коллективно.

После выполнения работы проводиться заключительное занятие по дисциплинам в виде интегрированного урока в форме «Урок-презентация».

«Урок-презентация» включает:

1. Презентацию студентами своих инвестиционных проектов по созданию предприятия:

2. Обсуждение представленных инвестиционных проектов:

Критерии оценки инвестиционных проектов приведены в Приложении 1. Презентация проекта приведена в Приложении 2.

Отобранные работы дорабатываются с учетом замечаний и участвуют в студенческом «Фестивале инвестиционных проектов», научно-практических конференциях различного уровня.

Результаты от проведения интеграции дисциплин «Основы предпринимательства», «Бизнес-планирование», «Банковское дело», «Финансы, денежное обращение и кредит» показали:

После проведения урока и фестиваля инвестиционных проектов был проведен опрос студентов (в опросе приняли участие 78 человек), который показал:

Лучшие студенческие работы участвуют в конкурсах регионального и всероссийского уровня, где получают высокую оценку независимого жюри. В настоящее время некоторые студенты смогли реализовать полученные знания на практике, открыть собственные предприятия, стать успешными предпринимателями и создать новые рабочие места для жителей города.

Результатом интеграции дисциплин явилось:

Необходимость подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов подталкивает к созданию не только интегрированных практических работ, но и интегрированных курсов по дисциплинам общепрофессионального цикла. Это позволяет:

Используя опыт по созданию интегрированной зачетной практической работы можно предложить этапы технологии конструирования интегрированного учебного курса. Интегрированные курсы сегодня становятся актуальными, так как в стандартах третьего поколения предусматривается разработка междисциплинарных курсов, которые представляют собой объединение содержания нескольких дисциплин.

Первый этап. На этом этапе интегрированный курс рассматривается на уровне общего теоретического представления. Этот этап можно разделить на два шага.

Шаг первый. Определение функции интегрированного курса в системе общего содержания образования. Для этого необходимо ответить на вопросы: Для чего мы вводим данный интегрированный учебный курс? Как он будет способствовать достижению целей образования? Какое место он займет в системе учебных дисциплин?

Результатом этого шага должно стать видение автором роли и места конструируемого интегрированного курса в системе общего содержания.

Шаг второй. Определение состава и структуры содержания курса. Необходимо установить, какие элементы должны быть включены в состав содержания. Для этого необходимо ответить на вопросы: Какой элемент содержания образования будет доминирующим? Какую систему знаний будет формировать данный интегрированный курс? Какие способы деятельности будут усваивать студенты в процессе изучения данного курса? Каким образом интегрированный курс будет формировать опыт творческой деятельности? Как интегрированный курс будет способствовать формированию опыта эмоционально-ценностного отношения к миру? Как в структуре интегрированного курса все элементы будут взаимосвязаны?

Результатом этого шага должно стать сформированное представление о ведущем и дополнительных элементах содержания образования интегрированного курса.

Второй этап. Интегрированное содержание рассматривается на уровне учебной дисциплины.

Шаг первый. Определить цели данного интегрированного курса. Цель выводится из функций дисциплины в общем содержании образования, представляет собой дидактическую интерпретацию социального заказа на уровне дисциплины. На степень достижения цели учебной дисциплины влияют: время, отведённое на её изучение в соответствии с учебным планом и общими нормативными требованиями. Объём и степень сложности учебного материала будут зависеть от этого фактора; возрастные и индивидуальные возможности студентов; современные требования к результатам образования.

Результатом этого шага должна стать чётко сформулированная цель интегрированного курса.

Шаг второй. Построение древа целей.

Для определения системы задач необходимо построить древо целей. Главная (основная) будет расположена на вершине древа. Затем определяется одна из целей второго порядка. Далее методика состоит из следующих процедур: если цель находится в отношениях равнозначности, она помещается на этом же уровне; если цель находится в отношениях подчиненности, она помещается уровнем ниже; иерархия целей выстраивается до тех пор, пока не останется ни одной цели, находящейся в отношениях подчиненности к вышестоящим целям.

Результатом этого шага должна стать сформулированная система задач интегрированного курса и видение его структуры.

Шаг третий. Определение интегрируемых компонентов.

Необходимо ответить на вопросы: Какие компоненты будут интегрироваться и что является основанием их интеграции? Какова функция этих компонентов в системе интегрированного учебного предмета? Каким должен быть состав содержания этих компонентов?

Интегрируемые компоненты отбираются исходя из целей и задач курса, Основанием для их выбора могут стать общность аспектных проблем, близость методов исследований, общность объектов исследования.

Функция интегрируемых компонентов определяется, исходя из их роли в достижении поставленной цели.

Наиболее сложный вопрос связан с определением состава содержания компонентов. Для этого необходимо ответить на вопросы: Какие дидактические единицы должны быть включены в состав компонентов? Что является основанием для включения этого элемента? Каким должен быть их объём?

Мы выделяем следующие критерии для отбора дидактических единиц: значимость для формирования научного мировоззрения (фундаментальность, соответствие современной научной картине, достоверность и т.п.); возможность для воспитания и развития; Доступность для понимания в данном возрасте; возможность для установления межпредметных связей.

Объём (количество) дидактических единиц должен быть необходимым и достаточным для достижения образовательных целей в установленные временные рамки. Достоверное понимание оптимальности можно получить только после проверки содержания на практике.

Результатом этого шага должно стать определение функций, состава и структуры компонентов.

Шаг четвертый. Определение компонентов, которые будут выполнять функцию ядра интеграции.

В теории и практике интегрированного обучения существуют способы интеграции, при которых интегрируемые компоненты равнозначны. В этом случае необходимо определить структуру учебного курса, минуя этап выделения интегратора.

Результатом этого этапа станет выявленное ядро интеграции как основа формирования структуры содержания образования.

Шаг пятый. Создание структуры учебного курса.

На этом этапе интегрируемые компоненты выстраиваются в определенную структуру в соответствии с логикой изучения учебного предмета. Связи между компонентами должны способствовать целостности предмета. Процесс построения структуры необходимо начинать с определения крупных структурных единиц: разделов, тем. Затем структура уточняется на уровне дидактических единиц. При установлении связей необходимо предусмотреть последовательность и преемственность изучения учебного предмета по годам обучения. При этом нужно продумать последовательность усложнения материала с учетом принципа доступности.

Результатом этого этапа должна стать оформленная структура содержания интегрированного курса.

Шаг шестой. Определение критериев оценки степени усвоения интегрированного курса студентами.

В качестве критериев должны быть приняты количественные и качественные показатели. Далее необходимо разработать механизмы и процедуры контроля качества усвоения материала.

Результатом этого этапа должна стать система контроля и оценки учебных достижений студентов.

Шаг седьмой. Экспериментальная проверка эффективности разработанного курса.

Результатом этого этапа должны стать положительные и отрицательные стороны разработанного интегрированного курса.

Шаг восьмой. Коррекция разработанного курса на основе выявленных недостатков.

Обобщая изложенное выше, можно сделать следующие выводы об образовательном процессе на интегративном подходе:

  1. Студенты отдают предпочтение интегрированным урокам, им импонирует действенное участие в таких уроках преподавателей разных учебных дисциплин. Такие уроки вносят элемент новизны в процесс обучения, повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности студентов.
  2. Интеграция дисциплин позволяет систематизировать знания в одно целое, повысить познавательный интерес студентов, который проявляется в активной и самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время.
  3. Повышается уровень знаний студентов.
  4. Отбор и структурирование содержания интегрированных курсов создают условия для того, чтобы к концу определенного этапа обучения студенты владели не только суммой определенных знаний, а сознательно оперировали связями между ними.
  5. Проведение интегрированных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства преподавателя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.