В соответствии с работами Шамовой Т.И., Давыденко Т.М. тип учебного занятия учитель строит исходя из процесса усвоения учащимися знаний. Учитывает структуру процесса усвоения знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщению. Понимает, что каждый тип учебного занятия имеет свою логику, поэтому строит учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала по следующим этапам: мотивация –> актуализация субъективного опыта учащихся –> организация восприятия –> организация осмысления –> первичная проверка применения –> организация первичного закрепления –> анализ –> рефлексия.
Под целью учитель понимает планируемый результат. Данное учебное занятие является формой реализации конкретной цели. Учитель использует цели деятельности учителя и учащихся. В соответствии с философией адаптивной школы (личностно-ориентированным обучением) выделяет цели, направленные на развитие личности ребенка и предметные цели. Цели, направленные на развитие личности: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы: “Взаимосвязь строения и свойств карбоновых кислот”, создать условия для этапов исследовательского метода: выдвижение гипотез, обсуждение гипотез, представление результата и др. Учитель выделяет предметные цели: использовать теоретические знания для прогнозирования свойств карбоновых кислот и доказать предположения учащихся химическим экспериментом и др.. Ставит воспитательные цели: способствовать развитию культуры монологической речи и представления результатов работы.. Урок – микроисследование позволяет обеспечить характер и стиль взаимодействия учителя и учащихся: демократичный, диалогичный, открытый и рефлексивный. На уроке преобладающим типом и характером взаимоотношений является субъект – субъектный. Учитель применяет проблемные методы обучения: исследовательский, проблемного изложения, которые способствуют развитию навыков исследовательской работы, выдвигать гипотезы, строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Форма организации работы – групповая помогает осознанию учащимися полученных знаний, способов осуществления этапов исследовательской деятельности и представлению результатов. Работа в малых группах способствует сплоченности коллектива, развивает общение учащихся, взаимовыручку, прочное усвоение конкретной темы. Ведущий тип деятельности, осваиваемый учениками на данном уроке – проблемно-творческий, способствует получению знаний. Учитель является организатором сотрудничества, консультантом, управляющим исследовательской деятельностью. Педагог ведет учащихся по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой и исследовательской деятельностью учащегося.
Позиция учеников на данном уроке: активность, присутствие мотивов к самосовершенствованию, интересов к виду деятельности на уроке. Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Существенным на уроке становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию их эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений в коллективе, группе. Рефлексия показывает, критерием результативности являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в учебном процессе и образовательном пространстве в целом. На уроке мспользуются современные педагогические технологии: проблемного обучения, информационно-коммуникативные, через использование, которых учитель создает свою систему учебного занятия.
Все выше перечисленное способствует процессу качественного усвоения знаний: восприятию, осмыслению, запоминанию, применению, обобщению.
Цели:
Обучающая –
– актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы: “Взаимосвязь строения и свойств карбоновых кислот”;
– создать учащимся условия для выявления взаимосвязи между строением и свойствами карбоновых кислот;
– использовать теоретические знания для прогнозирования свойств карбоновых кислот и доказать предположения учащихся химическим экспериментом;
– создать условия для этапов исследовательского метода: выдвижение гипотез, обсуждение гипотез, представление результата
Развивающая – способствовать развитию интеллектуальных умений учащихся (сравнение, синтез, анализ, вывод), максимально включая их в процесс самореализации, формированию адекватной самооценки; способствовать развитию учебных компетенций: учебной, коммуникативной, личностной.
Воспитывающая – способствовать развитию культуры монологической речи и представления результатов работы.
Интегральная характеристика “Школа развития”
Преобладающий тип и характер взаимоотношений – субъект-субъектный
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Форма урока:
Работа в малых группах.
Оборудование и ресурсы: компьютеры с подключением в Интернет, компакт диски
Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на уроке
Классификация, физические свойства карбоновых кислот
https://metodic-school.ru/?link=2232.1
Получение, использование, нахождение в природе
http://www.chemport/ru/guest2/profile.php
Использованы обучающие программы, размещенные на сайте https://metodic-school.ru/?link=2232.2
Материалы компакт-дисков:
“Химия: виртуальная лаборатория. 8-11 класс” (Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ); “1С: Репетитор. Химия+Варианты ЕГЭ. 2010”
Программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Office используются учителем для подготовки материалов к уроку.
Девиз урока “Опыт – единственно верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории”. Д.И.Менделеев
Методы обучения:
Исследовательский и частично-поисковый
Ведущий принцип – “выращивание”
“Формула обучения” – проблемная деятельность – рефлексия – знания
Способы усвоения – поисковая мыслительная деятельность
Функция учителя – управляющий поисковой работой учащихся, консультант
Функция учащихся – активность, присутствие мотивов к самосовершенствованию, интересов к виду деятельности
План:
Межпредметные связи на уроке:
Биология: функции кислот в живой природе и организме человека,
Физика: закономерности изменения физических свойств кислот и их агрегатного состояния,
История: сведения об открытии и использовании карбоновых кислот.
Ребята, мне хотелось бы, чтобы слагаемыми успехами на уроке стали улыбка, сотрудничество, понимание, единодушие. Давайте улыбнемся друг другу и именно с улыбки начнем наш урок-исследование девизом к которому являются слова, сказанные великим русским химиком Д.И.Менделеевым “Опыт – единственно верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории”.
Постановка проблемы перед учащимися
Представителем одноосновных карбоновых кислот является хорошо нам известная уксусная кислота.
Ее формула: СН3-СООН
В номенклатуре карбоновых кислот используют исторические названия (например, уксусная кислота) и названия по заместительной номенклатуре. Обратимся к схемам. Название кислоты складывается из названия соответствующего алкана и окончания "овая" (этановая кислота).
Именно с этой кислотой человек познакомился еще в античные времена. Она получалась при скисании виноградного вина. Ее название происходит от греческого слова "оксос", что означает кислый. Известно еще одно необычное использование уксуса в древности: в нем растворяли жемчуг. Так, якобы, получался целебный напиток для египетской царицы Клеопатры.
Внимание! В связи с этим, я предлагаю по ходу изучения материала поразмыслить над вопросом: “Возможно ли, что химический процесс сопровождал получение "лечебного эликсира" Клеопатры из уксусной кислоты и жемчуга, если учесть, что жемчуг на 86% состоит из карбоната кальция. Поясните возможные "целебные" силы этого напитка”.
1. Актуализация знаний
Значимость неорганических кислот изучена нами в 8 классе. Имеют ли такое значение в жизни человека и в живой природе органические кислоты? Сделайте анализ рисунков на предложенных слайдах из презентации учащихся и обоснуйте ваш ответ (Приложение №1).
Прежде чем говорить о взаимосвязи строения и свойств органических кислот, вспомним строение и свойства неорганических кислот. Проведите исследование: действие раствора лакмуса на раствор соляной кислоты. Затем на раствор уксусной кислоты, серной и лимонной кислот.
1. Для исследования предлагает задачу: “Определите свойства органической кислоты в сравнении с неорганической и предположите ее строение”. Включает учащихся в работу.
2. Формулирует проблему: “Возможно ли существование органических и неорганических веществ, имеющих сходные свойства, следовательно, сходное строение”.
3. Выдвижение гипотез
Выбирает гипотезы и записывает их на доске. Предлагает учащимся разделиться на группы и выбрать гипотезу для обсуждения. Высказывают предположения. Выбирают гипотезу для доказательства.
4. Обсуждение выдвинутых гипотез.
Обсуждение способов доказательства и представление результатов. На данном этапе задача учителя развивать у учащихся умения анализировать полученные данные. Задача учащихся на данном этапе, используя полученные знания, обсудить в группах выбранную гипотезу и представить результат
Выбирает гипотезу:
На примере сравнительных исследований химических свойств неорганических и органических кислот предполагаем, что вещества класса кислот органических и неорганических имеют сходные свойства и, следовательно, сходное строение.
Результат: Лакмусовая бумажка стала красной под действием как соляной, уксусной, серной и лимонной кислот. Это говорит о том, что все эти кислоты диссоциируют на ионы и состоят из катионов водорода и анионов кислотного остатка, имеют сходное строение, следовательно, сходные свойства.
Уравнение диссоциации:
СН3COOH –> Н+ + СН 3СОО-
ацетат ион
HCl–>H+ + Cl- H2SO4–>2H+ + SO42-
а данном этапе происходит развитие умений и знаний учащихся обсуждать в группах предложенную гипотезу и результат
Изучение химических свойств карбоновых кислот на основе аналогии с неорганическими кислотами, лабораторного эксперимента.
Задача учащихся, на данном этапе используя полученные данные и знания, обсудить в группах предложенную гипотезу и результат.
Напрашивается естественное предположение: “Если данные вещества сходны по строению с неорганическими кислотами значит, они должны обладать свойствами: ……”.
Учащиеся называют химические свойства неорганических кислот и предполагают, что сходство в строении влияет на сходство в свойствах, следовательно, для карбоновых кислот характерны следующие свойства:
1. Изменение окраски индикаторов, 2. взаимодействие с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений до водорода, 3. взаимодействие с основными оксидами, 4. взаимодействие с гидроксидами металлов. 5. взаимодействие с солями более слабых кислот, 6. взаимодействие со спиртами
Проверим предположение. Раздает вспомогательный материал (Интернет– ресурсы и компакт диски). Корректирует работу групп. Обсуждает в группах способы доказательства гипотез и представления результата, составляют уравнения реакций. Учитель комментирует: на вспомогательных дисках вы увидели химические свойства не характерные для неорганических кислот, но свойственные органическим кислот. Учащиеся формулируют свойства, учитель корректирует, учащиеся записывают в тетради.
Цель: способствовать развитию умений отделять предполагаемое от доказанного. Совместно с учителем учащихся выясняют, что для однозначного ответа на поставленный вопрос имеющихся данных недостаточно.
Дополнительные сведения: “Вещество имеет резкий запах и кислое на вкус”.
Делается вывод о том, что искомое вещество – карбоновая кислота.
На доске записывается тема: “Взаимосвязь строения и свойств карбоновых кислот” и исследуемые вопросы.
Запись в тетрадях
Предоставляется слово первой группе учащихся. Вторая корректирует. Третья и четвертая группы дополняют.
Цель: Осознание учащимися способов осуществления этапов исследовательской деятельности
Делается вывод о том, что в результате проведения микроисследования была решена поставленная задача. Работа групп была продуктивной (или нет). На уроке учащиеся смогли привлечь не только знания об органических веществах, но и ознакомились с этапами исследовательской деятельности. На следующих уроках работа над данной темой будет продолжена, поэтому необходимо повторить этот материал (п.20). Учитель предлагает осмыслить полученные знания “предлагает описать свойства вещества” CH3-CH2-CHOHCOOH. Беседует с учащимися, корректирует, характеризует эффективность их работы.
Представление результата с использованием средств Microsoft Word.
Первичное закрепление проводится в группах с использованием средств Microsoft Word и компьютерного моделирования.
а) сходства в свойствах органических и неорганических кислот;
б) общие свойства карбоновых кислот (физические);
в) общие свойства карбоновых кислот (химические);
в) различия в свойствах карбоновых кислот. Причины различий.
Учащиеся озвучивают вывод по группам, учитель корректирует. Учащиеся записывают вывод.
Предлагает учащимся экспериментальным путем установить аналогию между химическими свойствами органических и неорганических кислот и подтвердить взаимосвязь их строения.
Учащимся предлагается раздаточный материал для работы в группах: карточка-инструкция. (Приложение 3, 4)
Фрагмент работы по подготовке к ЕГЭ.
Работа № 20, вариант 2, задания №3,4,5” “Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях” 10 класс по программе О.С.Габриеляна (сборники на рабочих столах учащихся)
Цель: Способствовать развитию умений самоконтроля и самооценки. Предлагает для самооценки и самоконтроля рейтинг-лист.
Беседует с учащимися, характеризует эффективность их работы. Пытаются осознать способы деятельности.
Делают вывод о степени успешности своей деятельности на уроке, в рейтинг-лист (Приложение 5)
Вернемся к вопросу, сформулированному в начале урока (зачитывает).
Работая в группах, вы обсудили эту проблему.
Ответы от групп:
Выставление оценок и их анализ учащимися
параграф 20, упр.2-5. Задания с использованием компьютера, подг. К ЕГЭ Работа № 20, вариант 3” “Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях” 10 класс по программе О.С. Габриепяна
Список литературы