Технология. РКМЧП
Приёмы: проблемная ситуация, инсерт, кластер, эссе.
Цели:
1. Знакомство учащихся с бюджетами страны разных лет.
(распечатаны источники.)
2. Определение вида бюджета.
(дефицит, профицит, равновесный бюджет) – анализ учащимися расходной и доходной частей бюджета.
3. Учитель задаёт вопрос и создаёт проблемную ситуацию. Но как же государство может тратить денег больше, чем само получает от граждан и фирм? Учащиеся должны сказать о долге. Как можно справиться с дефицитом бюджета? Учащиеся должны прийти к мысли, что дефицит государственного бюджета и есть государственный долг, таким образом, они подходят к определению темы урока. Итак, тема нашего урока: “Государственный долг”. Накопившиеся за несколько лет дефициты бюджета образуют государственный долг.
Осмысление. Приём - инсерт. (условные значки или маркировка текста)
(20 минут)
Цели:
В учебнике текст параграф 53 стр.283
Учащиеся работают с текстом учебника используя приём инсерт (маркировка текста). По окончанию работы происходит обсуждение информации по значкам.
- Обратить внимание на последствия тех или иных способов борьбы с дефицитом государственного бюджета.
- Кривая Лаффера (график стр. 285)
- постановка новых вопросов, проблем (если они возникают).
Рефлексия. Приёмы: кластер, эссе.
(10 минут)
Цели:
Учитель предлагает собрать из напечатанных частей кластер.
Учащиеся разбиваются на пары и составляют свою тематическую часть кластера.
После составления кластера проводится анализ, определение “+” “-” методов эффективности той или иной политики государства. Формируется своя точка зрения.
Вопросы для обсуждения:
Обсуждение вопросов. (5 минут)
Учитель подводит итог.
Конечными ответчиками по этим долгам реально являются граждане страны, поскольку именно из их доходов в будущем этот долг и будет погашаться.
Обсуждение домашнего задания (5 минут).
Даны высказывания, выбрать одно и написать эссе. (Высказывания напечатаны крупным шрифтом и вывешены на доску)
ЖИВИ ПО ДОХОДАМ, ДАЖЕ ЕСЛИ ДЛЯ ЭТОГО ТЕБЕ НУЖНО ЗАНИМАТЬ ДЕНЬГИ.
БИЛЛИНГС ДЖ., ПИСАТЕЛЬ, 1878 г.
ЛУЧШЕ ЛЕЧЬ СПАТЬ БЕЗ УЖИНА, ЧЕМ ПРОСНУТЬСЯ ДОЛЖНИКОМ.
ФРАНКЛИН
НЕ ГОВОРИТЕ МНЕ О МОИХ ДОЛГАХ. ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ТЕХ СЛУЧАЕВ, КОГДА ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ИХ ОПЛАТИТЬ.
ХЕРБЕРТ
ТОТ, КТО БЕРЁТ ВЗАЙМЫ, ПРОДАЁТ СВОЮ СВОБОДУ.
ПОСЛОВИЦА
Пояснения к уроку
На стадии “вызова” учитель раздаёт распечатки нескольких бюджетов России, желательно начало 1990-х, середины 1990-х и начало 2000 годов, чтобы проследить дефицит, как меняется государственный долг (сокращается или увеличивается), как государство обеспечивает в расходной части бюджета долг внешний и внутренний. Используя наводящие вопросы, учитель подводит учащихся к формулированию темы.
На стадии “осмысления” использован приём “инсерт”-маркировка текста. В русскоязычном варианте часто именуется как чтение с условными значками или просто “условные значки”. Используется для работы с информационными и познавательными текстами. Используется на стадии осмысления и рефлексии. Позволяет удерживать внимание на протяжении всего чтения. Даёт возможность классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний, позволяет преподавателю отслеживать процесс чтения. Для маркировки текста используется как минимум четыре значка: “+”-узнал, это новое, это что надо добивать в багаж собственных знаний; “-”-это противоречит тому, что я знаю, я не согласен с этим; “V”-я это знал, это совпадает с тем, что мы обсуждали; “?”-я хочу об этом узнать подробнее, требуется уточнение информации. После завершения маркировки текста все значки обсуждаются по очереди, в этом принимают участие все учащиеся.
На стадии “рефлексии” использованы приёмы “кластер” и “эссе”.
Кластер - это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Она требует выделение лишь тех структур, которые дают возможность стимулировать размышления о связях между идеями. Это нелинейная форма мышления. “Кластер” не является схематизацией какого-либо объекта. Он, скорее всего, отражает то, как работает наше мышление. Не даром этот приём в российской практике называется - “смысловой гроздью”. Разбивка на кластеры используется на стадиях вызова и рефлексии. Это письменный род деятельности, который может служить мощным инструментом на начальном этапе обучения письменной речи, особенно среди тех учащихся, которые писать не любят. “Кластер” это инструмент, созданный для того, чтобы эффективно мыслить, ученик каждый раз может создавать свой “кластер”.
Методика работы с кластером:
В нашем уроке учитель сам предлагает учащимся понятия и явления, из которых и составляется кластер.
Для подведения итогов и формирования личностной позиции, отношение к теме учитель предлагает написать эссе на одну из предложенных тем.
Можно подобрать любые другие темы для эссе.