Загрузить презентацию (5,85 МБ)
Цели:
Тип урока: урок закрепление.
Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал (тесты).
План урока:
Урок был проведен на Пушкинской неделе, приуроченной к 200-летию со дня открытия Царскосельского лицея. Материал урока подобран в соответствии с содержанием сказок А.С. Пушкина.
Конспект урока
1. Организационная часть урока (2 мин.)
Слайды 1, 2.
Сообщение темы и цели урока.
2. Актуализация знаний учащихся
Повторение опорных знаний (5 мин.)
Слайд 3.
Повторение определений числового и буквенного выражений, свойств сложения и вычитания.
Слайд 4.
Я показываю буквенное выражение свойства, а учащиеся дают его словесную формулировку.
3. Устная работа (5 мин.)
– Мы повторили свойства сложения и вычитания, а теперь давайте проверим, как вы научились их применять для упрощения вычислений и буквенных выражений.
Трое учеников получают индивидуальное задание на карточках.
Задания – в Приложении 1.
Решения:
Карточка 1
1000 + x
3428 + m
9486 – a
4009 – (3428 + 562) = 19
Карточка 2
y + 1000
3000 – b
9700 – c
(1681 + 2901) – 4572 =10
Карточка 3
5000 + d
2800 + m
x – 168
5751 – (3001 + 939) = 1811
Слайд 5.
Фронтальная работа с классом по слайду: упрощение выражений с использованием свойств. Открываются сказки Пушкина.
– Пожалуйста, ребята, выполняющие задания на карточках, выйдите к доске и запишите свои ответы.
На доске появляются числа 19 10 1811.
– Кто знает, какая связь между этими числами?
Годовщину какого события, сыгравшего большую роль в жизни А.С.Пушкина, мы будем отмечать на этой неделе? (19.10.1811 – День открытия Царскосельского лицея)
Слайды 6, 7.
Краткое сообщение о Царскосельском лицее.
Пушкину не очень хорошо давалась математика. А дружите ли вы с математикой, мы узнаем, выполняя задания, в которых присутствуют персонажи сказок Пушкина.
4. Практическая работа по решению задач. (16 мин.)
Запись в тетрадях: дата, классная работа, тема урока.
Слайды 8, 9.
Решение двух задач с помощью составления буквенного выражения, его упрощения и нахождения значений данного выражения при данном значении буквы. На примере этих задач повторить свойства сложения и вычитания, найдя различные способы решения; продолжить формирование умений использовать отрезочные диаграммы в качестве анализа условия текстовой задачи, повторить формулу движения.
Обратить внимание учащихся на необходимость грамотного и полного ответа на поставленный вопрос задачи.
Слайд 10.
Творческое задание на составление задачи на движение. Повторение формулы движения, движение навстречу, в противоположные стороны, вдогонку.
Учащиеся самостоятельно придумывают задачи на движение по предложенным буквенным выражениям.
5. Физкультминутка. (2 мин.)
Слайд 11
Звучит музыка (отрывок из произведения Николая Римского-Корсакова «Полет шмеля» по «Сказке о царе Салтане, сыне его Гвидоне…»).
– Какое отношение имеет это музыкальное произведение к нашему уроку, к сказкам Пушкина?
6. Применение свойств сложения и вычитания при решении уравнений (7 мин.)
Кроме всем известных сказок у Пушкина была начата еще одна сказка. Кто знает, как она называется?
Слайд 12.
Это «Сказка о Медведихе». А в каком году начал Пушкин писать эту сказку? Чтобы ответить на этот вопрос давайте решим уравнение:
2175 – (х – 75) = 199 + (120 + 101).
Учащимся предлагается решить уравнение двумя способами с использованием свойств арифметических действий и зависимости между компонентами уравнения (2 ученика работают у доски)
7. Тест (5 мин.) (раздаточный материал)
Слайды 13,14.
Тест взят из сборника «Контрольно измерительные материалы. Математика. 5 класс» / Сост. Л.П.Попова. – M.: BAKO, 2011.
Листы с тестом каждый учащийся получает индивидуально.
8. Итог урока и домашнее задание (3 мин.)
– Кто какой способ решения уравнения выбрал и почему?
– Для чего необходимо знать свойства арифметических действий?
Слайд 15.
Мы начали урок с того, что А.С.Пушкин не любил математику, так как она ему тяжело давалась, но на самом деле, став взрослым, он проявлял интерес к математике. Пушкин издавал журнал «Современник» и не было ни одного номера, в котором бы ни было статьи на математическую тему. Т.о. Пушкин стремился по его утверждению, «Стать с веком наравне! Даже по отношению к математике. Ведь образованный человек должен быть образован во всем».
Слайд 16.
Домашнее задание:
Решить уравнения, способ решения выбираете сами:
Слайд 17.