Экран завладел умами современной молодёжи. Ни для кого не секрет, что стали читать мало или не читать вообще. Компьютер, теле- и , реже, киноэкраны вот что перед их глазами. Чужие образы, пусть даже созданные талантливыми режиссёрами, усваиваются и принимаются за свои. Читая книгу, вглядываясь в символы-буквы, каждый читатель сам воображает, т.е. создаёт, свои образы. И лишь потом, посмотрев фильм, сопоставляет со своим образом. Идёт процесс творческого осмысления.
Экран отстраняет смотрящего, не читающего, от этого процесса. Происходит считывание, запоминание, но не мыслительный процесс.
Оторвать ребят от экрана навсегда, наверное, уже нельзя. Значит надо приучить их перейти на осмысление увиденного. От готового творческого образа художника через эмоции перейти к смыслу, который определённый художник вложил в созданный образ.
Решив прямую задачу литературного (книжного) произведения, где символы буквенные через эмоциональное, чувственное восприятие заставляют рождаться образу, мы переходим к решению обратной задачи: через уже созданные образы в меру своей эмоциональности должны понять смысл экранного произведения.
Если ученики в конечном счёте это достигнут, тогда экран не будет таким монстром, пожирающим разум : ребята будут задумываться над увиденным, понимать, что действительно стоит смотреть, а что нужно игнорировать.
Тип урока: Комбинированный: урок изучения и первичного закрепления знаний, урок закрепления новых знаний и выработка умений, урок комплексного применения знаний.
Цели:
Задачи:
Учебное пространство: Столы поставлены буквой «П». В начале урока учащиеся рассаживаются произвольно.
Материалы, используемые на уроке:
Учитель предлагает на несколько минут закрыть глаза, погрузиться в воспоминания чего-то приятного, запомнить эти воспоминания.
На группы в ~6 человек раздаются конверты с репродукциями художников, импрессионистов и классиков. Из этого зрительного ряда надо подобрать подходящие воспоминаниям репродукции, продемонстрировав их, постараться объяснить, почему именно эта, а не иная репродукция выбрана.
Учитель: Сформулируйте одним словом или фразой своё чувство в момент воспоминаний и постарайтесь найти репродукцию, которая отвечает этому чувству.
Ученики вербально оформляют (пытаются это сделать) свои эмоции и подбирают (пытаются подобрать) подходящую репродукцию. Учитель, выборочно, просит дать пояснения.
Учитель: Обратите внимание на то, что одни и те же репродукции картин могут вызвать разные чувства.
Учитель: Задание сегодняшнего урока не простое: вы должны будете приблизиться к чувствам, которые возникли у поэта-символиста в момент создания им стихотворения.
Я хочу прочитать вам известный отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно…нет это был не сон
Ты чуть вошёл, я в миг узнала
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? Я тебя слыхала.
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью,
Слова надежды мне шепнул».
Пушкин! Но как похожи эти строки на стихи символистов: та же пленительная таинственность и неопределённость. Нет определённого образа, есть только его предчувствие!
И ещё одно стихотворение. На сей раз Шекспир. Сонет:
Мои глаза в тебя не влюблены,
Они твои пороки видят ясно.
А сердце ни одной твоей вины
Не видит и с глазами не согласноМой слух твоя не услаждает речь.
Твой голос, взор и рук твоих касанье,
Прельщая, не могли меня увлечь
На праздник слуха, зренья, осязанья.И всё же. внешним чувствам не дано –
Ни всем пяти, ни каждому отдельно –
Уверить сердце бедное одно,
Что это рабство для него смертельно.В своём несчастье одному я рад:
Что ты - мой грех и ты – мой вечный ад.
Для чего я привела вам это стихотворение – чтобы подчеркнуть, что поэт – человек с «оголённым» нервом – с обострёнными чувствами: он ощущает мир, воспринимает его всеми органами чувств.
Попробуйте почувствовать известное стихотворение А.Блока «Незнакомка» , как если бы вы были поэтом. Какой образ возникнет у вас?
Ребятам раздаётся текст со стихотворением А.Блока «Незнакомка».
Учитель «Прочтите это стихотворение тихонечко в своей группе и прислушайтесь, как оно звучит. Лирическое стихотворение легко ложится на музыку. Какой музыкальный отрывок, на ваш взгляд, более соответствует стихотворению.
В классе начинает звучать музыка.
Учитель опрашивает учеников. Варианты ответов разные. Кто-то, возможно, затруднится с ответом - что ж, это означает, что музыкальная составляющая ещё не созрела, не развита (будим работать над этим в дальнейшем).
Учитель: Теперь один из вас выразительно, громко будет читать стихотворение вслух, а вы в группе постарайтесь выстроить иллюстрации, созвучные не сюжету ,а эмоциям, которые возникают при прочтении. Если чего-то не хватает для выполнения вашего замысла, вы ничего не показываете.
Не будет проиллюстрирован отрывок, посвящённый образу незнакомки.
Учитель: Найдите в стихотворении следующие строки:
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
Попрошу вас определится с духами , какой аромат у вашей незнакомки?
Учитель раздаёт несколько бумажек с разными ароматами: от лёгкого запаха свежести до густого запаха терпкости. Разброс мнений большой, но, очевидно, единого мнения в группах не обнаружится. Учитель подчеркивает и эту индивидуальность каждого в восприятии аромата.
Вспоминает известный американский фильм «Запах женщины» с Аль Пачино в главной роли, в котором герой лишён зрения, т.е. визуального восприятия образа, но ощущение реального мира у него происходит за счёт обострения других чувств, в частности обоняния. Можно привести пример гламурного, как это сейчас говорят, фильма и романа «Парфюмер», где без ощущения запахов окружающего мира невозможно постичь полноту, глубину понимания образа героя.
Учитель: Каждый из вас создал модель своего индивидуального образа незнакомки через чувственное , эмоциональное восприятие, придав её образу цвет, музыку и даже аромат, т.е. создал синтетический образ, своего рода синтетический продукт искусства. Давайте попытаемся изобразить этот процесс схематично.
Учитель пишет на доске:
Вербальное звучание(смысл) литературного произведения – эмоциональное воздействие (через музыку, цвет, запах) – виртуальный синтетический образ.
Учитель: Как ни вспомнить Анна Ахматову с её стихотворением «Творчество»:
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей,
По мне, в стихах всё быть должно некстати,
Не так как у людей.Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда…»
Так из «какого сора» выросло это стихотворение А.Блока? Подберите ту репродукцию, которая, по - вашему, является ключом к разгадке.
Ребята показывают несколько репродукций, раскрывающих смысл строк:
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Заключительное слово учителя:
На примере известного стихотворения А.Блока каждый из вас по- своему прочувствовал каждую его строчку. Где-то ваши мнения совпали, где-то разошлись, но каждый получил возможность вольно, индивидуально воспринять его, в меру своей натуры: ощутить цвет, настроение, музыку стиха и даже запах – стихотворение должно было разбудить в вас дремлющие или созревшие (в меру развития) чувства, т.е. дать вам эмоциональный настрой, создать виртуальный образ незнакомки. У всех она своя, уникальная, т.к. каждый из вас индивидуален.
В зависимости от оставшегося времени, можно дать два варианта концовки урока: