Проблема развития одаренности широко обсуждается в научно-педагогической литературе. Изучив работы Богоявленской Д.Б., Ананьева Б.Г., Выготского Л.С., Платонова Н.К., Теплова Б.М., Лука А.Н. я обратилась к проблеме развития одаренности на уроках русского языка. А.М. Матюшкин в статье “Концепция творческой одаренности” приходит к мнению, что психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество. А понятие “творчество” тесно связано с процессом создания нового оригинального, исследовательской деятельностью учащихся нестандартными путями решения проблемных задач. Одно из форм работы с одаренными детьми на уроках русского языка может являться комплексный анализ текста, который учителя-словесники широко используют в своей работе.
В преподавании русского языка наметился новый подход: обучать не только языку, но и речи. Этот процесс слияния предусматривает формирование умений полноценного общения. Усвоение структуры русского языка, формирование грамматических операций и действий учащихся должны иметь непосредственный выход в речь, которая осуществляется на основе системы грамматических представлений и понятий.
Решение этой проблемы – слияние обучения языку и речи – мне видится в лингвистическом анализе, основу которого составляет выявление системы языковых средств, использованных для передачи идейно-тематического и эстетического содержания высказывания. Лингвистический анализ текста способствует развитию лингвистических способностей учащихся, развивает лингвистический вкус, догадку, восприимчивость образного строя речи, учит оценивать изобразительно-выразительные средства языка, понимать эстетическую ценность художественного произведения. Этим и определяется внимание к нему.
Что такое лингвистический анализ текста? По определению М.Р.Львова, лингвистический анализ текста – это вид языкового анализа, целью которого является “выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения”, а также “выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия”. По словам Л.В.Щербы, цель такого анализа – учить читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей… и поэтов”.
Учить лингвистическому анализу необходимо поточу, что это способствует развитию высокой культуры разговорной и письменной речи, развивает чувство русского языка, формирует умение пользоваться его выразительными средствами, стилистическим разнообразием, что, по словам В.В.Виноградова, является “самой лучшей рекомендацией для каждого человека в общественной и творческой деятельности”.
Вопросы и задания к тексту я стараюсь формулировать так, чтобы учащиеся при анализе конкретного материала могли применить свои знания и развить свои способности по лексике, морфологии, синтаксису, показать, как они владеют основными видами речевой деятельности. В ряде случаев предлагаю учащимся только текст, а вопросы и задания к нему отбирают сами ученики, используя памятку “Программа комплексной работы с текстом”. Учитель может сам подготовить такое своеобразное методическое пособие для работы учащихся с текстами, включая в него вопросы и задания, которые сочтёт нужным.
(Состоит из 15 разделов)
Анализируя текст, ученик должен стремиться построить свой ответ в форме связного высказывания. Если на уроке ученик выберет из предложенной выше программы работы с текстом пять-шесть заданий (включая разные виды разбора) и выполнит их правильно, то этого будет вполне достаточно для того, чтобы поставить ему положительную оценку. Материал для разных видов разбора (слова и предложения) может быть отобран учителем, или ученик сам может выбрать его из текста и произвести разные виды разбора.
Оценивая ответ, следует принимать во внимание степень сложности отобранного для разных видов разбора материала.
На уроках-практикумах может использоваться как индивидуальная, так и коллективная (групповая, парная) работа учащихся с текстом. Если текст анализирует группа из 3–4 человек, то может предлагаться больший объём материала; варианты заданий к тесту отбирают из памятки члены группы под руководством учителя (консультанта, ассистента) с учётом своих интересов, уровня подготовки. В результате всеми членами группы может быть выполнено более 10 заданий (по вариантам).
Предлагаю дидактические материалы, которые могут быть использованы на уроках развития речи при изучении и повторении лексики, морфологии, синтаксиса.
Начиная свой ответ с выразительного чтения, к которому он предварительно подготовился, ученик уже показывает результаты своей аналитической работы. Хорошее, правильное, выразительное чтение вслух не только свидетельствует о сформированности навыка чтения, но и требует конкретной подготовки с учётом особенностей конкретного текста: надо выбрать нужный тон, исходя из анализа содержания теста, темы, основной мысли; проанализировать пунктуацию текста, структуру предложений, чтобы найти слова, которые выделяются с помощью интонации, логического ударения. Наконец, перед каждым учеником стоит важная коммуникативная задача: прочитать текст и построить свой ответ так, чтобы тебя было интересно слушать. Наиболее важным и вместе с тем сложным для учащихся является задание “Докажите, что это текст”.
Рассматривая средства связи между предложениями, способ связи, показывая, что текст – это цельность и единство, ученики испытывают трудности при анализе лексических средств связи.
На мой взгляд, работа с текстом может быть использована в качестве формы проведения экзамена за курс девятилетней школы, так и переводного. Подготовка к устному экзамену в такой форме предполагает систематическую работу с текстом на уроках развития речи, при изучении и повторении лексики, грамматики. Заметим, что в системе обучения по учебно-методическому комплексу (в пособиях “Русская речь”, в сборниках задач и упражнений) работе с текстом уделяется большое внимание. Чаще всего мы выбираем работу с текстом в качестве одной из форм итогового контроля ещё и потому, что считаем такую форму проведения экзамена, зачёта не только полезной, но и доступной, интересной.
1. Докажите, что данный отрывок является текстом художественного стиля.
<…> Все, что было кругом, не располагало к обыкновенным мыслям…(А.Чехов)
Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из повести А.П.Чехова “Степь”.
2. Запишите отрывки из статьи В.Белова “Язык мой, друг мой”. Объясните орфограммы и известные вам пунктограммы.
Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна. Но разве подобное обстоятельство освобождает нас от обязанности знать падежные окончания? Или правописание частиц “не” и “ни”? Существуют вполне определенные грамматические правила, соблюдать которые обязан каждый, считающий себя грамотным и культурным. Водитель, не знающий правил движения, лишается водительских прав. <…> А вот докладчика, не умеющего склонять сложные числительные, зачастую не только слушают, но и аплодируют ему.