Урок предназначен для учащихся 6-7 классов. Проводится после изучения темы “Употребление имен существительных в речи”. Содержание урока направлено на сохранение традиций русского народа. Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ,– наша задача, наш долг.
Цель: создать условия для формирования культуроведческой и коммуникативной компетенций через освоение знаний о происхождении имени, развитие умения проводить лексический анализ слова (имени), выявить связь имён с историей государства, что будет способствовать воспитанию человеческого достоинства и уважения личности.
Средства обучения: презентация в программе PowerPoint “Имя в реке времени”, компьютер, мультимедийный проектор.
Подготовительный этап.
Распределить на микрогруппы учащихся и предложить им выполнить следующие задания:
1) Взять видеоинтервью у школьников и учителей школы, на материале которого составить видеосюжет (примерные вопросы: “Что вы знаете о происхождении своего имени? Кто вас так назвал и почему? Есть ли у вас родственники с таким же именем?)
2) Подготовить сообщение по одной из предложенных тем:
– этимология слова ИМЯ и однокоренных с ним имён;
– наука, изучающая имена собственные;
– слова, обозначающие имя в Древней Руси;
– верования и обычаи древнего человека, связанные с именем;
– своеобразие древних русских имён;
– история имён героев русских сказок – Ивана да Марьи;
– причуды имён в XX столетии;
– имена-трансформеры.
3) Подготовить презентацию своего имени или сообщение по плану:
Что вы знаете о своём имени?
Почему вас так назвали, кто назвал?
Ваше имя связано с именем какого-либо родственника? Какова судьба этого родственника?
Твои тёзки – великие исторические и государственные деятели, учёные, писатели.
Какие черты их характера тебе нравятся?
Имя каждого человека несёт в себе обобщённый отсвет всечеловеческий, и нами, нашими именами говорит сама история
П.Флоренский (слайд №3)
“Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет…”
Героиня Шекспира, как мы видим, не придавала значения имени, а вот великий Гомер был совершенно другого мнения. В знаменитой “Одиссее” он писал:
Между живущих людей безымянным никто не бывает
Вовсе; в минуту рождения каждый и низкий, и знатный
Имя своё от родителей в сладостный дар получает...
На ценность имени указывал и Гёте: “Имя не безделица: недаром же Наполеон, чтобы получить великое имя, вдребезги расколотил чуть ли не половину человечества”.
Роль имени для человека, его значение нашли отражение в русских народных пословицах:
В лицо человек сам себя не признает, а по имени знает.
С именем Иван, а без имени – болван.
Без имени ребёнок – чертёнок.
Что же представляет собой имя?
По сути дела, это такое же слово, как и все остальные. В именах есть лексическое и грамматическое значение, структура имён такая же, как и у всех остальных слов. Разница, по мнению филолога Суперанской, состоит в том, что “обычное слово служит нам своим значением, а имя – звучанием”.
Имя крепкими узами связано с историей цивилизации и отдельного государства, с культурой, национальными традициями, особенностями быта того или иного народа, с религией и верованиями людей. А раз так, то имя как слово представляет для нас особый интерес.
3. Сообщение учащегося об этимологии слова имя и однокоренных с ним слов.
(слайд №4) (приложение 1)
4. Учитель: Давайте попробуем сделать одно открытие. В русском языке есть много разделов, которые мы изучаем, но существует ещё один, пока нам неизвестный. И мы сейчас о нём услышим.
Сообщение учащегося о том, что изучает ономастика (слайд №5)
5.Учитель: Как вы знаете, наш язык восходит к древнерусскому языку. Какие же слова в древнерусском языке имели то же значение, что и слово имя?
Ученик: В Древней Руси в далёком прошлом существовал ряд слов, имеющих то же значение, что и слово имя, – это рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование. (слайд №6)
Это специальные слова, служащие для обозначения отдельного человека.
6. Сообщение учащегося. Верования и обычаи древнего человека, связанные с именем (приложение 2)
7. Учитель. Прочитайте пословицы и поговорки об имени. Как русский народ относился к имени? Какие ещё пословицы вы можете вспомнить? Объясните, как вы их понимаете? (слайд №8)
8. Учитель. Все ли имена являются исконно-русскими? Назовите имена, связанные с историей нашего государства (слайд №9)
9. Работа в парах. Распределить исконно-русские и заимствованные имена.
Любовь, Ксения, Вера, Ростислав, Эдуард, Надежда, Людмила, Владимир, Андрей, Дмитрий, Иван, Мария, Софья, Алексей, Николай. (слайд №11)
Как отличили русские от заимствованных имён?
10. Сообщение учащегося. Своеобразие русских имён (слайд №12) (приложение 3)
11. Работа в группах. Составить концепт имени: Вера, Надежда, Любовь, Иван, Марья.
(слайд №13)
12. Сообщение учащегося. История имён героев русских сказок Ивана и Марьи (слайд №14) () (приложение 4)
13. Сообщение учащегося. Причуды имён 20-го столетия.( слайд №15) (приложение 5)
14. Сообщение учащегося . Имена – трансформеры.( слайд №16) (приложение 6)
15. Презентация своего имени или сообщения учащихся. (презентация ученицы “Имя Юлия”)
16. О святцах (слайд №17, ресурсы Интернета http://anast2.narod.ru/istoric.html)
По поводу рождения и имени наречения существовали обряды: ребенка брали на руки, клали на землю, на порог, на очаг, поднимали, обносили вокруг избы и целовали. Приносили подарки: зерно, тмин, соль, позднее деньги. Детей у славян нарекали по желанию отца или матери, при христианстве крестные – отец и мать.
Чтобы имя не умирало вместе с человеком, они не только передавались по наследству от деда к внуку, от бабушки к внучке, но и писали его на надгробном памятнике, на камнях, на иконах, на чашах.
С приходом христианства стали постепенно уходить родовые и племенные имена. Была введена новая система имен, канонизированных христианством, сейчас их называют Святцы. Иногда христианские имена – непривычные слуху – русифицировались. Каноническая Ирина превращалась в Арину, Евдокия – в Авдотью.
17. Подведение итогов урока.
Учитель. Роль личного имени велика. Хорошие и плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени.
Имя у тебя одно,
Навсегда оно тебе дано.
Жизнь длинна, и оттого
Ты побереги его.
(слайд №18)
Домашнее задание. Используя материалы урока, напишите сочинение-размышление “Так ли безобидны школьные клички?”
Приложения
Литература: