Содержание
Приложение 1. Бизнес-план кафе “Белая сирень”, выполнен студентками группы 3-1 МЕН Блиновой О., Черновой Л.
Аннотация
Данный предмет является по сути обобщением многих экономических дисциплин, показывает, насколько студенты могут ориентироваться в рыночной среде, оперировать экономическими понятиями, применять знания, полученные в течение 2 лет обучения по данной специальности. Надо учитывать, что при подготовке бизнес-планов вымышленных предприятий студенты были вынуждены изучить деятельность предприятий реальных, провести подготовительную исследовательскую работу, собрать необходимую информацию по разделам бизнес-плана, без этого невозможно написание даже виртуального проекта.
Данный предмет преподается с 2004 года, накопленный опыт показывает, что для многих студентов данный эксперимент по написанию учебного бизнес-плана кроме чисто познавательного интереса вызывает интерес практический, т.к. дает возможность почувствовать “откуда берутся и куда исчезают деньги”, пусть и виртуальные, причем все решения зависят только от тебя, насколько ты грамотно продумал и просчитал проект.
Многие студенты делали проекты по материалам реальных предприятий – родственников, друзей, причем некоторые элементы проектирования использовались впоследствии в практической деятельности данных предприятий. В частности, в приложениях приведены примеры таких вариантов бизнес-планов - как для реальных предприятий, так и для вымышленных.
В дальнейшем элементы бизнес-планирования студенты применяют при прохождении производственной практики, написании ряда разделов отчета по практике. Неоднократно приходилось в процессе своей преподавательской деятельности также сталкиваться с отзывами и пожеланиями выпускников, которым в ходе своей работы необходимо бизнес-планирование, насколько это важно и необходимо для многих предприятий, на которых работают наши выпускники. Поэтому можно сделать однозначный вывод об актуальности преподавания данной дисциплины именно в таком контексте.
Эффективность преподавания учебной дисциплины “бизнес-планирование” значительно возрастет при использовании специализированной компьютерной программы “Project expert”.
Тема занятия: “Оформление бизнес-плана, презентации и инвестиционного предложения”.
Технология занятия – игровая.
Вид занятия – повторительно-обобщающий урок.
1. Цели и задачи занятия.
Студент должен:
знать:
уметь:
Цели данной темы.
2. Предварительная работа студентов по подготовке занятия.
При подготовке к данному занятию все студенты группы должны были предварительно выполнить следующие задания:
По желанию ряд студентов готовили презентации в компьютерном варианте с последующей защитой.
Из числа остальных студентов создается экспертная группа в количестве 3-5 человек, которая в ходе защиты проектов задает вопросы, дает экспертную оценку представленным бизнес-планам, заключение о возможности кредитования или инвестирования проектов (в зависимости от финансовой заявки бизнес-плана).
Активность других студентов группы при обсуждении защищаемых проектов приветствуется и поощряется.
Преподаватель на данном занятии выступает в роли модератора, направляя и корректируя ход обсуждения бизнес-проектов по мере необходимости.
Использование ТСО: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
3. Этапы занятия.
1. Оргмомент. (1-2 минуты)
2. Постановка целей занятия. (2-3 минуты)
3. Блиц-опрос. (15-20 минут) (проводится с целью разминки и краткого повторения основных понятий предмета)
Вопросы для блица.
Краткое подведение итогов блиц-опроса (2-3 минуты)
4. Презентация бизнес-планов, подготовленных студентами к защите с помощью ИТ.
Каждой фирме предоставляется 10-15 минут.
Параллельно ведется работа экспертного совета, который задает вопросы по содержанию представленных проектов.
При проведении конкретного открытого занятия были представлены две презентации бизнес планов, подготовленные студентами группы 3-1 МЕН Малетовой А. и Мухиной Е. (бизнес-план кафе “1000 и одна ночь”) и Черновой Л. И Блиновой О. (бизнес-план кафе “Белая сирень”). Таким образом, студентам пришлось кроме защиты своих бизнес-проектов доказывать конкурентные преимущества друг перед другом, так как оба предприятия относятся к одной сфере деятельности и располагаются в одном районе. (Презентация одного из бизнес-планов прилагается).
5. Подведение итогов защиты бизнес-планов (15 минут)
Слово предоставляется экспертному совету, а также всем желающим. Определение наиболее удачной презентации.
Заключительное слово преподавателя. Главный вопрос – что дала студентам работа над разработкой бизнес-планов для виртуальных (вымышленных) предприятий? С какими трудностями и открытиями столкнулись в данной деятельности?
Преподаватель и студенты делают вывод о том, что данная работа заставляет вспомнить и обобщить основные знания по данном предмету, а также смежным экономическим дисциплинам. Кроме того, сама разработка и подготовка бизнес-планов (как в традиционной, “бумажной” форме, так и в виде презентации) дает возможность на какое-то время почувствовать себя в роли предпринимателя, распорядителя финансов предприятия, главного бухгалтера, аналитика финансовой ситуации. Это тоже один из важных элементов обучения студентов, особенно на старших курсах.