Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Спорт и здоровье детей

Здоровьеобеспечение деятельности обучающихся гимназии через использование здоровьесберегающих технологий в рамках внеучебной работы по физической культуре

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 198

Родюкова Лариса Викторовна, учитель физической культуры, заместитель директора по воспитательной работе

“Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм и детская безнадзорность” (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа").

Вопрос о здоровье стар как мир, но актуален и современен во все времена. Конечно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые. Только здоровые люди могут делать величайшие научные открытия и осваивать Вселенную, восхищать нас в балете и защищать, если будет нужно, нашу жизнь… А для нас, родителей, на первом месте стоит здоровье ребенка, а уж потом его успехи в математике и английском…

Современная школа готовит детей к жизни в мире, полном огромного объема информации, а значит должна обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Цель моей работы в данном направлении – сформировать у обучающихся устойчивую гражданскую позицию, направленную на сознательное отношение к собственному здоровью.

Задачи:
– воспитание у школьников устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;
– создание и внедрение в УВП гимназии эффективной системы физкультурно-оздоровительной работы, ориентированной на индивидуальные особенности развития детей и подростков;
– переход от массового образования к образованию дифференцированному, личностно – ориентированному с учетом функциональных возможностей учеников, их потребностей в коррекции физического состояния и с учетом их интересов;
– увеличение объема двигательной активности обучающихся и формирование у них навыков и умений самостоятельных занятий.

Проанализировав всю деятельность учителя физической культуры по здоровьесбережению обучающихся, мною была разработана определённая система этой деятельности. Данная система разделена на отдельные блоки – направления деятельности, для реализации которых задействованы различные специалисты гимназии и все участники учебно-воспитательного процесса. Технология обучения и воспитания на основе системного подхода – одна из основных образовательных технологий в моей работе.

Данная система предусматривает комплексный подход к укреплению и сохранению здоровья обучающихся и включает в себя рад мероприятий по следующим направлениям:
– оздоровительная деятельность;
– учебная здоровьесберегающая деятельность;
– физкультурно-массовая и спортивная работа;
– социально-психологическая деятельность;
– диагностика.

Каждое из этих направлений решает определенные задачи с использованием разнообразных форм и методов. Социальный заказ для учителя физической культуры сегодня – не только формирование двигательных навыков у обучающихся, но и оздоровление детей, предупреждение роста заболеваемости в условиях школьного обучения.

Остановимся на такой важной для нас – учителей физической культуры задаче – увеличение объема двигательной активности школьников.

Исходя из социального заказа и рассматривая учебный процесс с позиции роли в нем движений, установлено следующее:
– движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения;
– недостатки в движениях снижают уровень физических функций, задерживают развитие, вызывают затруднения в усвоении школьной программы;
– знание учителем взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволит учителю использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания и восприятия.

Задача увеличения двигательной активности нашла отражение в плане мероприятий по организации двигательной активности обучающихся гимназии. Большую помощь в реализации этого плана мне оказывают обучающиеся, входящие в состав Совета физкультуры, Волонтерской службы и Службы Спорта и Здоровья Демократической Республики “Звездная”. Вместе с ребятами этих служб мы внесли все мероприятия гимназии по организации двигательной активности обучающихся в “Колесо Здоровья”, которое символизирует движение Человека к физическому совершенствованию, здоровью, долголетию, к полноценной и интересной жизни. Все эти мероприятия можно разделить на 2 больших блока:
1) – учебная деятельность и мероприятия в режиме учебного дня;
2) – внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа.

Приступая к работе я прежде всего определяю, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. Выявляю уровень физической и двигательной подготовленности детей, состояние здоровья и физкультурные группы с помощью тестов. Результаты тестов обучающиеся заносят в свои личные карты здоровья. Эти карты хранятся в портфолио обучающихся в разделе “Мои достижения”. Там же хранятся грамоты и дипломы ребёнка. С учётом полученных данных, планирую и осуществляю свою работу

Урок физической культуры является основной формой обеспечения необходимой двигательной активности. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий – неотъемлемая часть моей работы, в которой я реализую основные признаки здоровьесберегающего урока:

  1. Соблюдение правильной структуры урока.
  2. Прохождение учебного материала в логической последовательности и в системе.
  3. Использование индивидуально – дифференцированного подхода в обучении.
  4. Соблюдение правил техники безопасности.
  5. Использование упражнений для профилактики различных заболеваний
  6. Соответствие учебного материала программе и особенностям контингента занимающихся.
  7. Оптимизация учебного процесса (выделение медицинских групп).

Раз в четверть с педагогами гимназии и Службой Спорта я провожу методические совещания по организации и проведению мероприятий в режиме учебного дня.

1. Гимнастика до учебных занятий.

Проводят гимнастику физорги классов и члены волонтерской службы гимназии. Комплексы упражнений периодически меняются.

2. Физкультурные минутки и динамические паузы.

Проводят учителя-предметники, как необходимый кратковременный отдых для органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц кистей. Комплекс включает 5–9 упражнений, каждое их которых повторяется не менее 4-6 раз.

3. Подвижные перемены.

Для организации подвижных перемен в гимназии выделяются соответственные места для занятий. С обучающимися 1-6 классов занятия проводят шефы-старшеклассники и дежурный класс. В 7–11 классах занятия строятся на основе самостоятельной деятельности обучающихся. Контроль за проведением подвижных перемен осуществляет дежурный учитель.

Внеурочная физкультурно-оздоровительная деятельность является логическим и необходимым продолжением урочного процесса. Внеклассные занятия в объединениях дополнительного образования – одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности. В гимназии работает десять объединений двигательной спортивно-оздоровительной направленности в которых занято 76,9% обучающихся гимназии. За последние 5 лет в гимназии наблюдается положительная динамика занятости обучающихся в объединениях дополнительного образования двигательной направленности.

Три года назад мною была разработана программа спортивного часа, рассчитанная на обучающихся начальных классов. Предметом обучения для данного возраста является двигательная деятельность с общеразвивающей и оздоровительной направленностью. Основное содержание программы – это упражнения для укрепления дыхательной системы организма (дыхательная гимнастика Стрельниковой), это общеукрепляющие упражнения для опорно-двигательного аппарата, упражнения на развитие двигательных качеств, а так же профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы, зрения и простудных заболеваний.

И здесь необходимо остановиться на здоровьесберегающей технологии дифференцированного физкультурного образования (ТДФО), которую я использую на занятиях. В рамках этой технологии я систематизировала всю свою деятельность по следующим разделам:

Обучение двигательным действиям провожу целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и "разведением" их по сложности) и затем интеграцией (объединением) изученных частей в единое целое. Даю разные учебные задания детям разной подготовленности.

Для закрепления и совершенствования двигательных навыков изменяю отдельные параметры движения, их сочетания и условия выполнения. Для учащихся слабых и средних групп больше времени уделяется выполнению упражнения по частям и многократному выполнению в стандартных условиях.

Дифференцированное развитие физических качеств. Для разных групп мною разработаны карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения и дозировки. На занятиях применяю нестандартное оборудование и мелкий инвентарь. В малом спортивном зале использую универсальный рукоход, изготовленный родителями на основе составленных мною чертежей. Систематически применяю метод пульсометрии. Для менее подготовленных детей с помощью ограничителей делаю внутренний круг с меньшим радиусом, в центре круга обязательно островок здоровья, где они могут выполнять индивидуальные упражнения. При выполнении заданий в парах, детей подбираю по силам и даю разные по сложности упражнения, используя карточки с заданиями и со схемами упражнений.

Формирование знаний и умений школьников предполагает:
1) выявление уровней обученности школьников с помощью тестов;
2) "разведение" задач изучения темы по уровням обученности;
3) "разведение" содержания программы.

Обучающимся предлагаются задания разные по сложности, содержанию, объёму. Это могут быть: небольшие сообщения, проектная деятельность (презентации), составление и проведение комплекса утренней гимнастики или разминки.

Достаточно времени отводится на занятиях и теоретическим сведениям по формированию культуры ЗОЖ. Вся теория разделена на блоки под девизом “Наша традиция – быть здоровым”. Это следующие блоки:

– знай свое тело;
– скажи “нет” вредным привычкам;
– соблюдай правила гигиены;
– соблюдай режим дня;
– не забывай о закаливании;
– занимайся физкультурой;
– правильно питайся;
– следи за датчиком настроения.

На занятиях стараюсь чаще использовать музыкальное сопровождение, нестандартные и сказочные моменты, творческие и игровые задания, благоприятный психологический климат и ситуацию успеха, так как результат любого труда зависит еще и от настроения. А каким уходит ребёнок с этих занятий мне помогает определить “Экран Настроения”, на котором дети с помощью цветных флажков (треугольников, звёздочек, цветочков) отображают своё настроение. Вот некоторые замечательные советы нашей педагогики:

Обучающиеся гимназии с удовольствием включаются и в проектную деятельность. В рамках месячника “За здоровый образ жизни” дети готовят проекты по заданной для их возраста тематике, такие как: “Неболейка”, “Питание и здоровье”, “О спорт, ты Мир” и другие. Классы участвуют в фестивалях и конференциях по ЗОЖ, конкурсах плакатов и банеров, готовят выступления агитбригад. “Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в занятиях адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья детей” (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа").

В практике своей работы широко применяю соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения и социализации. В игре и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.

При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабых учеников распределяю по всем командам и чаще провожу замену этих игроков. Если преодолевается полоса препятствий, часть из них исключается для слабых детей. В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения.