Цели:
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный этап.
1. Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку
2. Подготовка к игре.
Диск “Загадки сфинкса” (Греция, Акрополь). Звучит мелодия. Вступительное слово учителя истории.
“Падает на землю темная южная ночь. Разноцветье огней заливает столицу Греции. На невидимой в темноте скале словно парит над городом в свете прожекторов Акрополь. Придет утро и вереницы автобусов с тысячами туристов потянуться сюда. Нескончаемый поток людей, желающих своими глазами увидеть один из самых прекрасных памятников в списке культурного наследия человечества. Возможно, в этом потоке окажетесь и Вы. Подготовиться к встрече вам поможет сегодняшний урок. Путешествуя по древним письменам, по руинам крепостей, по улицам и площадям древних городов, мы не только совершаем экскурс в историю любопытства ради. Это и познание человечеством самого себя, ибо без знания прошлого просто нет будущего, без него жизнь теряет смысл.”
Поэтому сегодня на мероприятии мы взглянем на историю, позволяющую познать прошлое, задавая вопросы и получая ответы, создадим своими руками копии вещей, имеющих к нему отношение. Но все это будет проходить в необычной форме.
Сегодняшний день в телецентре объявлен “днем Греции и Рима” и будет посвящен Древней Греции и Риму (Приложение 1, слайд 1).
Все телепередачи, которые вы видите на экране, пройдут в виде конкурсов между двумя командами. Судить конкурсы будет компетентное жюри в составе:(оглашается состав жюри). За каждый конкурс жюри будет выставлять определенное количество баллов. В конце все баллы будут подсчитаны и определен победитель (Приложение 2).
Командам было дано задание придумать название и девиз.
(Представляют название и девиз команды).
Первым номером программа “Вести”.
Команды получили домашнее задание придумать и инсценировать сюжеты и представить прогноз погоды. Итак, “Вести” представляют репортаж из Народного собрания.
(Команда выступает с инсценированным сюжетом “репортаж из Народного собрания”.)
А сейчас “Вести-спорт”, представляем репортаж с Олимпийских игр.
(2-я команда представляет сюжет на тему “репортаж с Олимпийских игр”)
В конце передачи давайте прослушаем прогноз погоды.
1-я команда – природно-климатические условия Древней Греции.
2-я команда – природно-климатические условия Древнего Рима.
(С помощью карты рассказывают о погоде Греции и Рима).
(жюри выставляет оценки)
Вторым номером нашей программы передача “Смак”.
Учитель технологии: Мы с вами и зрители и участники любимой телепередачи “Смак”.
Нам предстоит узнать об особенностях питания древних греков и римлян. Представители обеих команд выполняют практические задачи. Так девочки – кулинары из команды “Олимпионики” готовят греческий салат, а из команды “13 спартанцев” медовый римский омлет. Рецепты приготовления этих блюд заимствованы из древней кухни. Мальчики должны будут из предложенного набора продуктов определить те, которые не могли быть на столе древнего грека (Приложение 1, слайд 2).
Оценку приготовленных блюд по пятибалльной системе жюри определит. Древние греки считали, что боги щедры, и каждый день наполнен их дарами: солнце, люди, улыбки, фантазии и к ней нужно относиться с благодарностью и благоговением. Что ели древние греки? Платон пишет: “Ясно, что у них были оливки и оливковое масло, сыр и зелень, овощи, хлеб, мясо и рыба, орехи и мед. Пять – шесть компонентов – норма итальянского рецепта. В итальянской кухне всегда повышенное внимание уделялось “специям” и пряностям.
. А теперь наши юные кулинары отправляются на кухню готовить греческий салат и римский омлет.
Пока три девочки готовят греческие и римские блюда, другие девочки будут заниматься изготовлением броши для передачи “Оч.умелые ручки.
“Армейский магазин”.
Командам предлагается дать полные подробные ответы после короткого обсуждения на вопросы по теме “Военное искусство Древней Греции и Рима” (Приложение 1, слайд 3)
Вопросы:
Жюри подсчитывает баллы и оглашает результаты.
А сейчас вернемся к программе “Смак”. Мальчики выполняют следующее задание. Из предложенного набора продуктов выбрать те, которые не могли присутствовать на столе древнего грека. Набор продуктов: чеснок, лук, рис, сахар, мед, картофель, оливки, хлеб.
(Рассматривают набор продуктов и исключают лишнее: сахар, рис, картофель).
Вернулись девочки. Они коротко рассказывают, что они готовили. А сейчас предлагаем жюри продегустировать блюда и восстановить оценки за конкурс “Смак”.
Следующим номером нашей программы – “Оч.умелые ручки”.
Команды должны были смастерить своими руками предметы обихода древних греков и римлян. Девочки изготавливали броши.
Жюри оценивает аккуратность, эстетичность, соблюдение технологии (максимум – 5 баллов).
Следующей в программе заявлена интеллектуальная игра “Самый умный”.
(Приложение 1, слайд 4)
Древние греки и римляне были очень образованы, много знали. Посмотрим, как с этим обстоит у нас.
Команды должны ответить на 10 вопросов, записать ответы в бланках (Приложение 4), та команда, которая даст больше всего правильных ответов, побеждает. Максимум – 5 баллов.
(Тиберии Гракх)
После того, как жюри подведет итоги, огласят результаты.
Человечество по мере развития всегда заботилось об удобстве своего жилища. Со временем большую роль стали играть красота и эстетичность дома. Появилось понятие интерьер. Давайте вспомним, что такое интерьер? (Интерьер – это убранство, оборудование внутреннего пространства помещения)
Следующая наша программа “Квартирный вопрос”.
Учитель технологии:
“Жизнь хороша, если жить не спеша” – так считали древние греки. Сегодня “Квартирный вопрос” отправляется в путешествие по античному миру. Под античностью мы будем понимать мир древнего Рима и Греции. Мы увидим красоту и величие данного интерьера.
Посмотрите, каковы признаки греческого интерьера?
План греческого дома формировался вокруг внутреннего дворика. Полы расписывали, в богатых домах выкладывали мозаику. Самый распространенный узор греческого интерьера – круг, вписанный в квадрат.
В интерьере своей квартиры греки использовали сосуды: краснофигурные и чернофигурные. В чем их различие? (Краснофигурные – черным лаком фон, а фигуры – естественного цвета глины; чернофигурные – лаком фигуры, а фон – естественного цвета глины).
Теперь отправимся в Рим. Что мы там увидим? Древние римляне, будучи хорошими учениками греков, не только восприняли их наследие, но и дополнили простоту различными элементами и украшениями, сделали свои жилища более броскими.
- Римский стиль – это рационализм, единство красоты, удобства, роскошь и масштабность.
- Орнаменты в виде лавровых венков, орлов, играющих амуров.
- Преобладающий цвет: контрастное сочетание красного или белого с черным. Римляне не экспериментировали с такой формой, как купол. . Характерные для Рима скругленные арки, стремление к роскоши. Вообще, римляне любили жить на широкую ногу.
Городские дома и виллы римлян были очень живописны. Стены покрывали фресками, полы – мозаикой, картинами из кусочков камня, стекла. Мода на мозаику распространилась по всей империи. Римляне использовали технологию, разработанную еще древними греками. Разрезая камни, стекло, черепицу, раковины на маленькие кусочки, римляне делали мозаику столь же детальной, как и живопись. Они изображали сцены повседневной жизни, цветы, различные фигуры.
А теперь конкурсное задание для команд: перед вами два слайда с жилищами античных жителей. Определить, в каком жил римлянин, а в каком – грек. Обоснуйте свой ответ.
(Выполняют конкурсное задание. 1 – римлянин, 2 – грек).
Определите в данном современном интерьере черты античности.
Последнее задание: найдите в этом интерьере черты античности и определите, к какой культуре какой страны он относится (Приложение 1, слайд 5).
(Жюри подводит итоги и объявляет результаты)
Учитель истории:
Знаменитый “отец истории” Геродот Галикарнасский знал семь чудес света. Посмотрим, а знаем ли мы их, где они находились. Это передача “Вокруг света”. Конкурс капитанов.
Ваша задача ответить на вопросы о месте расположения чудес света (выдаются бланки ответов) (Приложение 3)
Передача “Контрольная закупка”.
Учитель технологии: Мы с вами находимся на телепередаче “Контрольная закупка”. Сегодня мы тестируем оливковое масло. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в третьем тысячелетии до нашей эры уже существовало оливковое масло, а в Греции даже можно увидеть деревья, посаженные еще в античный период. Древние греки называли оливковое масло “жидким золотом” и поклонялись оливе как божеству. Задачи командам:
- Определить признаки отличия оливкового масла от подсолнечного.
- Продегустировать представленные образцы масла и найти среди них оливковое.
- Ознакомиться с технологией производства оливкового масла.
- Узнать об использовании оливкового масла в косметологии.
- Вспомните и расскажите миф о том, как у греков появилась олива.
(Рассказывают миф о споре Афины и Посейдона).
- Как вы считаете, по каким признакам мы – потребители, можем отличить оливковое масло от подсолнечного. (Оливковое масло можно отличить по цвету, густоте, вкусу).
А сейчас по 3 дегустатора от каждой команды выполнят органолептическую оценку представленных образцов масла и найдут среди них оливковое. Количество баллов будет зависеть от количества правильных ответов. Максимальное количество баллов – 3.
Цвет не является показателем качества оливкового масла. В хорошем оливковом масле должен чувствоваться вкус свежескошенной травы, фруктов, зеленых помидоров. Горечь и острота присущи маслу, выжатому из зеленых плодов. Оно содержит большое количество полезных для здоровья элементов. По мере созревания оливок вкус выжатого из них масла становиться мягче и слаще, но содержание полезных веществ уменьшается. Поэтому оптимальным считается момент, когда плод краснеет, превращаясь из зеленого в черный. Технология производства оливкового масла такова. Плоды собирают очень бережно, только вручную. Собранный урожай перерабатывают в течение 24 часов. Моют, измельчают, прессуют и отделяют масло от воды. Масло отстаивают один месяц, фильтруют и разливают по бутылкам. Самое ценное масло – это масло первого холодного отжима. Им можно не только заправлять салаты и различные блюда, но и поправлять здоровье. Рафинированное оливковое масло первого отжима используется для салатов и для жарки. Этот вид масла прекрасно выдерживает нагрев, не сгорая и не теряя полезных веществ. Одну и ту же порцию такого масла для фритюра можно использовать до 5 раз, в то время как повторное использование обычного растительного масла недопустимо из-за образования в нем опасных для здоровья веществ.
Сложно найти в истории человечества косметическое средство более древнее, чем оливковое масло. Косметические компании стали делать из оливкового масла буквально все – начиная от мыла и крема для рук, заканчивая масками для лица и помадами.
Давайте послушаем мнение эксперта в области косметологии о применении косметических средств на основе оливкового масла.
Учащиеся делают сообщения.
Учитель технологии: А теперь давайте подведем итоги: оливковое масло – это образец № 3.
Учитель истории: Наши капитаны уже справились с заданием, поэтому передаем жюри бланки ответов и все вместе проверим правильность выполнения задания.
(ПК диск “История Древнего мира. Загадки сфинкса”. Чудеса света)
Колосс-Родос, Пирамиды Гиза, статуя Зевса – Олимпия, храм Артемиды в Эфесе, висячие сады Семирамиды, Фаросский маяк – Александрия, библиотека в Геликарнасе.
Жюри выставляет оценки за конкурс капитанов, подводит итоги.
Учитель истории: Сейчас очень моден такой фасон одежды как туника, хитон. Оказывается эта мода уходит корнями в Древний Рим и Грецию.
Об этом следующая передача “Античный дом моды”.
А сейчас мы с вами попали на премьеру передачи “Античный дом моды”.
Задачи учащихся:
- Прослушать короткое сообщение об одежде древних римлян.
- По два человека от каждой команды попытают себя в роли модельеров и смастерят древнегреческую одежду: тогу, тунику. Баллы будут начисляться за соответствие костюма духу эпохи, аккуратность, представление (Приложение 1, слайд 6).
- В это время остальные участники команд выступают в роли экспертов по одежде древнего Рима и Греции и выполняют задание по определению названия костюмов древних римлян.
Учитель технологии: Древние греки и римляне носили свободную одежду. Главным образом она состояла из прямоугольного куска ткани, который заворачивался на теле и скалывался на плечах, либо закреплялся каким-либо другим способом. По цвету одежды можно было определить общественное положение человека. Например: мужчины, избиравшиеся на должность носили тунику белого цвета, отсюда пошло слово кандидат, от латинского слова canaidus – белый.
1 конкурс “Я – модельер”: По два человека от команды уходят и мастерят “тогу” и “пеплос”, а также обувь, в которой ходили наши римляне. А сейчас модельер представляет свою модель одежды и расскажут, как они ее изготавливали.
Учитель истории: А сейчас попросим жюри представить оценки за этот конкурс. Сегодня мы не просто повторили, закрепили изученный материал, но и узнали много нового о еде, жилище, одежде древних греков и римлян и провели все это в игровой форме в духе состязания, что очень любили греки и римляне.
- Что вам понравилось? Что вызвало у вас затруднение?
А сейчас слово жюри. (Жюри оглашает результаты, вручение грамот и дипломов).
А самому активному ученику мы вручаем лавровый венок. В качестве поощрения следующие ученики получают оценки. Наше мероприятие я хотела бы закончить словами древних философов: “Если хочешь видеть, что было тысячу лет назад, вникай в современность”.