Новая образовательная парадигма, личностно-ориентированная, предполагает изменение ценностных ориентаций в обществе. В качестве самой большой ценности стала рассматриваться свободная, образованная, развитая личность, свободная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, быть конкурентоспособной, интегрироваться в мировое сообщество.
В процессе модернизации обучения изменилась цель обучения иностранным языкам – формирование иноязычной коммуникативной компетенции.
Планируемый результат обучения – достижение функциональной грамотности во владение ИЯ, реальной рабочее владение им.
В современном образовательном пространстве существует большое количество методов обучения ИЯ. Всем требованиям к обучению ИЯ вполне отвечает и метод проектного обучения, который не является принципиально новым ни для отечественной, ни для зарубежной школы.
Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть учебного курса.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе и самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы имеет важное прикладное значение, он интересен и значим для самих проектантов.
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Работа по проекту – процесс творческий. Обучающиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском личностно значимой для них проблемы, что предполагает самостоятельный перенос знаний в новую ситуацию. Проект позволяет принести в учебный процесс интерактивные формы обучения. Он также является замечательным дидактическим средством для обучения проектированию – умению находить решения различных проблем. Метод позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность; развивает творческие и умственные способности.
В курсе ИЯ метод проектов может использоваться в рамках программного материала по любой теме, поскольку отбор тематики проводиться с учетом практической значимости для школьников (человек и его окружение).
Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.
В процессе прохождения курса ИЯ можно охватить такие типологии проектов как:
Прежде чем приступить к выполнению проекта, следует четко определить его будущий результат – форму продукта проектной деятельности. Выбор формы продукта деятельности – важная организационная задача участников проекта. Иногда вид продукта обозначен в самой теме проекта, но чаще всего выбор продукта – непростая творческая задача. Это может быть:
- Дневник путешествия;
- Web – сайт;
- Анализ данных социологического проекта;
- Бизнес-план;
- Видеофильм;
- Выставка;
- Газета;
- Игра;
- Коллекция;
- Макет;
- Мультимедийный продукт;
- Публикация;
- Статья;
- Сценарий и др.
От удачного выбора формы продукта проекта зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложение решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому разрабатывая проект, следует иметь в видупризнаки и характерные особенности каждого из них.
Вот один из примеров творческого проекта “Праздники США”, выполненного учащимися восьмого класса:
Тема: “Праздники США”
Учебный предмет: Английский язык.
Цели: учащимся предстояло не только изучить историю возникновения различных праздников США, обычаи их празднования, но и заложить собственные традиции.
Продукт: мультимедийный продукт.
Перед началом работы над проектом учителем были предложены четыре темы праздников: Рождество и Новый год, День Святого Валентина, Хеллоуин и День независимости. Учащиеся разделились на четыре группы по интересам и выбрали одного лидера – координатора. Предварительная работа учителя закончилась в усиленной проработке соответствующей лексики, привлечении дополнительной литературы, организации на уроках бесед по теме. Каждой группе необходимо было подготовить устный доклад по теме, сделать буклет, красочный календарь, подготовить ребусы, какой-нибудь сувенир, напоминающий праздник. Учащиеся добывали сведения о том, как празднуют тот или иной праздник, как украшают жилища, что подают к столу, во что играют и какие песни поют.
Презентация проектов проходила с использованием английского языка. Каждый из участников проекта рассказывал об определенной особенности данного праздника, все проекты были оснащены мультимедийными презентациями, участниками, совместно с учителем был составлен сценарий прохождения презентаций.
Список используемой литературы