Загрузить презентацию (384,27 КБ)
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала
Форма урока: комбинированный
Цель: систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Рынок труда и безработица»
Задачи:
Оборудование: карточки «Блиц-опрос» и бланки для ответов, проектор, компьютер, экран, мультимедийная презентация, жетончики для участников игры, видеоматериал социологического опроса, ватман, маркеры, листочки для проведения рефлексии.
Подготовка к мероприятию:
Задания для творческих групп:
Вопрос: «Представьте, что Вы уже дипломированный специалист и устраиваетесь на работу. Как Вы думаете, какие проблемы и трудности могут возникнуть у Вас при трудоустройстве?»
Эпиграф к уроку:
Труд есть единственный источник богатства; богатство, добываемое трудом, есть единственное лекарство против страданий бедности и против пороков праздности. Д. Писарев
Ход урока
I. Организационный момент: знакомство с темой урока, эпиграфом, целью урока.
Знакомство обучающихся с задачами урока. Сегодня мы подытоживаем знания, полученные на предыдущих уроках, и перед нами стоит цель: проанализировать роль государства в регулировании рынка труда.
План.
Истинное сокровище людей – умение трудиться. Эзоп
1. Слово учителя. Самый сложный из всех рынков ресурсов – рынок труда, имеющий дело с человеческим капиталом. Труд является особым, занимающим исключительное положение ресурсом. Давайте вспомним все о рынке труда. У вас на партах лежат листочки «Блиц- опрос» и бланки ответа. За пять минут вы должны ответить на вопросы (да + или нет –). Бланки ответов подпишите.
Вариант 1
Вариант 2
Время вышло. Сдаем свои ответы с последних парт на первые.
2. Слово учителя.
Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не нашлось работы. Т. Карлель
Тема этого урока актуальна. В условиях рыночной экономики безработица закономерна и неизбежна. Внимательно посмотрите на таблицу, сравните статистические данные и сделайте вывод о безработице. (Слайд с таблицей «Уровень безработицы с развитой рыночной экономикой, в %»)
Страна | 1980-1989 | 1991 | 1993 | 1998 | 2001 |
США Япония Германия Франция Испания | 7,3 2,5 7,0 9,0 17,9 | 6,8 2,1 5,5 9,4 16,3 | 6,9 2,5 8,8 11,6 22,7 | 6,5 4,5 10,9 11,7 20,8 | 4,9 5,0 7,5 8,6 17,6 |
(Примерный вывод учащихся: Среди множества макроэкономических проблем безработица является одной из главных социальных проблем наиболее сложной. Она оказывает сильное воздействие на человека).
Игра «Своя игра». За правильный ответ обучающемуся выдается специальный жетончик.
3) Слово учителя. Государство регулирует разные рынки, в том числе и рынок труда. Почему государство вмешивается в работу рынка труда? Насколько важно для государства решение проблем занятости и безработицы?
Перед тем, как ответить на эти вопросы, давайте проанализируем следующие данные из ряда зарубежных исследований. (Слайд с данными исследований)
(Примерный вывод учащихся:
Слово учителя. Учитывая отрицательные последствия безработицы, занятость нуждается в целенаправленном государственном регулировании. Назовите направления регулирования рынка труда.
(Примерные ответы учащихся:
4) Слово учителя.
Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства. Ф. Достоевский
Сейчас мы поговорим об ответственном этапе в жизни человека – трудоустройство.
– У нас в гостях специалист государственной службы занятости Глебова Валентина Сергеевна и общественный эксперт учитель истории – Граустин Федор Васильевич. И мы вас приглашаем стать участниками нашего разговора.
– Ребята, представьте, что вы только что закончили профессиональное образование и ищите работу по специальности. Какие источники получения информации о вакансиях существуют?
(Примерные ответы учащихся:
–Валентина Сергеевна, а чем может помочь служба занятости молодым специалистам?
(Ответ специалиста службы занятости…)
– Вопрос к нашему общественному эксперту: «Как вы искали для себя работу после получения диплома по специальности?»
(Ответ общественного эксперта: вместе с дипломом я получил направление на работу учителем в омскую школу)
– Ребята, как вы считаете, как в наше время идет трудоустройство молодых?
(Примерные ответы учащихся: – Сегодня получение профессионального образования не гарантирует трудоустройства, и может потребоваться много времени для поиска работы)
– Для того чтобы выяснить, насколько подходит работодателям тот или иной человек, они используют различные средства: объявляют конкурс презентационных документов, т.е. имеющихся у претендентов на рабочее место дипломов, свидетельств и аттестатов, а также резюме, в котором отражена информация об учебном, профессиональном пути. Что такое резюме?
(Примерные ответы учащихся:
– Внимание! Сейчас мы должны определить, какая информация должна быть в резюме?
(Все предложенные пункты резюме записывать маркером на ватман)
(Примерные ответы учащихся:
– Валентина Сергеевна, как Вы считаете, мы все пункты назвали, которые должны быть в резюме?
(Ответ специалиста службы занятости…)
– Сейчас мы попросим 2-х желающих написать по этой схеме резюме. А Вы, Валентина Сергеевна, потом оцените их достоинства и недостатки. Пока наши добровольцы работают, мы продолжим разговор о трудоустройстве. Как вы считаете, какие еще трудности, кроме оформления документов, могут возникнуть у молодых специалистов? Я попрошу творческую группу рассказать о состоянии трудоустройства в нашем городе.
(Отчет творческой группы.)
– Я попрошу творческую группу рассказать о социологическом опросе среди молодежи.
(Отчет творческой группы: – Готовясь к этой встрече, наша творческая группа провела социальный опрос в трех группах учащейся молодежи: 1.выпускники школы; 2.учащиеся ПУ; 3.студенты. В опросе участвовало … человек. Им был задан только один вопрос: «Представьте, что Вы уже дипломированный специалист и трудоустраиваетесь. Как Вы думаете, какие трудности и проблемы могут возникнуть у Вас при трудоустройстве?» Результаты опроса …..).
– Из результатов опроса видно, что ….. число респондентов считают главной проблемой требуемый работодателями стаж работы по специальности от 3-х до 5-ти лет. Как Вы думаете, почему работодатели требуют наличие стажа работы?
(Примерные ответы учащихся: – Потому что молодой специалист – это теоретик, и как вести правильно работу он знает плохо, так как ему не хватает практики. А чтобы молодому специалисту стать практиком, работодателю нужно приложить старания, помогать ему, многое объяснять. На это как раз уйдет 3-5 лет. А это работодателю не выгодно)
– Вопрос к нашему общественному эксперту: «А во времена Вашей молодости требовали стаж работы? Как Вы становились практиком?»
(Ответ общественного эксперта: – три года я был молодым специалистом и мне помогал наставник)
– Вопрос ко всем участникам встречи: « Как может повлиять на положение молодежи требование стажа при трудоустройстве?»
(Примерные ответы учащихся:
– Как вы считаете, какой выход должен быть из этой ситуации?
(Примерные ответы учащихся:
– Пришло время оценить резюме. Валентина Сергеевна, представьте, что Вы работодатель, кого бы Вы приняли на работу, прочитав резюме?
(Ответ специалиста службы занятости…)
– Закончить сегодняшний урок я хочу словами Людвига Фейербаха «Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы». Будьте уверены в себе, в своих силах, не отступайте от своей намеченной цели и все у вас получится.
Обучающиеся выполняют задание на рефлексию: закончите любую из предложенных фраз:
Самым интересным на уроке было _______________________________________________
Мне понравилось ____________________________________________________________
Сегодня на уроке я так и не понял(а) _____________________________________________
Меня заинтересовало __________________________________________________________
Хотел(а) бы узнать побольше о __________________________________________________
Мне не понравилось ___________________________________________________________
Я считаю, что сегодня мы ______________________________________________________
Вывод: Итак, сегодня каждый из вас на уроке высказал свою точку зрения. Вместе мы пришли к единому мнению, что безработица является неизбежностью на рынке труда и что государство играет большую роль в регулировании рынка труда, в снижении уровня безработицы, в оказании помощи людям, оставшимся без работы.
(Выставление учителем оценок за урок и запись домашнего задания.)
Карточки с заданиями для «Блиц-опроса»
«Блиц-опрос»
Ответьте на вопросы: да(+) или нет(-). Ответы записывайте в бланк для ответов.
Вариант 1
«Блиц-опрос»
Ответьте на вопросы: да(+) или нет(-). Ответы записывайте в бланк для ответов.
Вариант 2
Бланк для ответов
Класс____ | ||||
Фамилия, имя_________________ | ||||
Вариант___ | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
|
|
|
|