Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Методы обучения: иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.
Цель урока: Создать условия для эмоционального и философского понимания произведения искусства, отражающих человеческое горе, проследить взаимосвязь живописи, литературы и действительности.
Задачи:
Художественное оформление класса:
Репродукции работ: М. Врубеля “Демон сидящий”, К. Брюллова “Последний день Помпей”, И. Айвазовского “Девятый вал”, И. Крамского “Христос в пустыне”, Э. Мунка “Крик”.
Стихотворение С. Наровчатова “Крик”.
Аудиозапись романса “Выхожу один я на дорогу”.
Планируемые результаты:
I. Ход урока:
Погружение в тему урока: поговорим о крике, об одиночестве.
- Как вы относитесь к крику?
- Часто ли вы кричите?
- Нравится ли вам, когда кричат на вас?
- А почему человек кричит?
- Какое душевное состояние можно выразить криком? (отчаяние, одиночество, ненависть, любовь, презрение, тоска).
II. Обратимся к эпиграфу урока:
Никого со мною нет. На стене висит портрет.
По слепым глазам старухи
Ходят мухи,
мухи,
мухи.
- Хорошо ли, - говорю, -
Под стеклом в твоем раю?
По щеке сползает муха.
Отвечает мне старуха:
- А тебе, в твоем дому, хорошо ли одному. (Арсений Тарковский)
- А какое душевное состояние отражает стихотворение Арсения Тарковского? (одиночество).
- Какое слово дает нам подсказка одиночество? (одному)
- Учащиеся отвечают на вопросы учителя, постепенно определяя характер крика и его смысл.
- Люди кричат, когда хотят привлечь внимание, когда больно кричат, чтобы перекричать толпу, кричат от радости, от бессилия, от бескультурья.
- Вы осуждаете людей, которые кричат?
- Сопровождает ли крик какие-либо переживания человека?
Учитель:
- Так. Что же такое крик?
Ученики:
Крик – это громкий, сильный и резкий звук голоса (переносное значение - сильное выражение горести и отчаяния).
Учитель: “О, одиночество, как твой характер крут…”
Что такое одиночество?
Ученики:
Одиночество – это негативное переживание, возникающее в результате неудовлетворения потребностей в разделении чувств, общении.
Учитель:
Одиночество, переходящее в крик вдохновляло многих поэтов и художников на создание своих творений. И живопись и поэзия могут помочь человеку разобраться в своих чувствах, почувствовать себя не одиноким.
Давайте поговорим о крике души и об одиночестве.
- Какие чувства сопровождают это состояние человека?
Ученики:
- Тоска, боль, грусть, страх, крик.
Учитель:
Картины: “Девятый вал” И. Айвазовского, “Последний день Помпей” К. Брюллова, “Христос в пустыне” И. Крамского, “Демон сидящий” М. Врубеля, и наконец, “Крик” Э Мунка отражают эти же чувства. В них воссозданы образы, взывающие к сопереживанию.
Учитель:
Если художник может выразить душевное состояние своего героя цветовой гаммой, то художник–поэт словом!
Музыка на стихи “Выхожу один я на дорогу” М. Лермонтова.
Учитель:
Мы не ошибемся если скажем о Лермонтове как о певце одиночества. Этот мотив один из основных в его творчестве. Вспомните, героев Лермонтова?
Ученики:
Демон, Мцыри, Узник.
Учитель:
- Изображение человека, пережившего свое одиночество, было свойственно искусству XX века. К середине XX века оформилось философское направление - экзистенция, т.е. поток переживаний индивидуальных, неповторимых чувств. Любое общество накладывает свой отпечаток на существование человека. Но есть момент, когда человек находится на грани жизни и смерти, испытывает страх, одиночество, или возбуждение, радость. Вот в этот момент он может кричать, звать на помощь, радоваться.
Крик действительно бывает разным. Человек кричит при рождении, кричит от радости, кричит от обиды, ненависти.
Кричит, кричит, кричит.
Учитель:
Значит, громко возвещать о себе в этом мире человеку приходится очень часто.
- Но всегда ли уместен крик?
- Есть ли у крика цвет?
- Какова его сила воздействия на окружающих? На эти вопросы нам помогут ответить произведения искусства.
Учащиеся организованы в две творческие группы. Каждая группа получает свое задание: одна исследует по предложенному плану картину Э. Мунка “Крик”, а вторая, также по плану, стихотворение С. Наровчатова “Крик”.
III. Исследовательская работа первой группы: картина Э. Мунка “Крик”, его творчество.
План:
1. Творчество Э. Мунка
Какие характеристики можно дать крику, исходя из цветовой гаммы картины? (отчаянный крик, вселенский крик, крик души, крик одиночества, крик бессилия).
Подберите определение к слову “крик”, соотнося каждую из характеристик с определенным цветом в картине.
Какова, по-вашему, причина крика?
Полное безразличие окружающих, нежелание услышать боль другого, замкнутость, равнодушие, бессилие, одиночество и отчаяние.
2. Составить синквейн на тему: “ Крик”.
IV. Исследовательская работа второй группы
(стихотворение С. Наровчатова “Крик”, его творчество).
По земле поземкой жаркой чад,
Стонет небо, стон проходит небом!
Облака, как лебеди, кричат
Над сожженным хлебом.Хлеб дотла, и все село дотла,
Горе? Нет!.. Какое ж это горе…
Полплетня осталось от села,
Полплетня на взгорье.Облака кричат. Кричат весь день
И один под облаками
Я трясу, трясу, трясу, плетень
Черными руками.
План работы над стихотворением
Стонет – стон
Небо – небом
Хлебом – хлеб
Дотла – дотла
Горе? – горе…
Полплетня – полплетня
Кричат – кричат
Облака – облаками
Трясу – трясу – трясу
Эти слова создают картину вселенского горя. Такого сильного, что оно заполонило весь мир сверху (облака) донизу (хлеба).
- Почему в стихотворении почти отсутствуют эпитеты?
Как известно. Прилагательные замедляют темп речи, поэтому, чтобы передать трагическое звучание темы, автор избегает эпитетов. Его цель – показать не сам крик, а причину – почему кричит лирический герой. Использовано всего три определения: два в первом катрене – жаркой (поземкой), (над) сожженным (хлебом) и одно в четвертом катрене – черными (руками).
- Есть ли в стихотворении глаголы?
Обратите внимание, что стихотворение почти безглагольное (всего четыре глагола, два из которых повторяются: кричат – кричат; трясу – трясу – трясу). Каково значение этих глаголов в стихотворении?
Эти глаголы отражают внутреннее состояние лирического героя. Мир кричит от боли, но лирический герой безмолвствует. Он окаменел от горя.
Составить синквейн на темы: Одиночество. Облака.
V. Творческие отчеты в группах.
Составить синквейн:
Синквейн – нерифмованное пятистишие, написанное по определенной схеме.
Написание синквейна способствует развитию творческих способностей и обобщению материала.
Схема синквейна:
1 строка – существительное (заданная тема)
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – короткое предложение
5 строка – итоговое существительное.
Тема: Крик, Одиночество. Облака
VI. Заключительный этап урока.
- Можно ли объединить эти произведения?
- Да – тематически, по авторскому замыслу, по идейному звучанию.
- Зачем кричат герои в этих произведениях?
Крик – это нить, которая связывает человека с миром, это нить, которая связывает человека с миром, это сердечная взаимосвязь людей, это возможность человека вырваться из жестокого круга войны, горя, отчаяния.
VII. Домашнее задание.
Сравнить “Крик” с пламенным пейзажем Ван Гога – старшего современника Э. Мунка.
VIII. Рефлексия
Какой цвет соответствует Вашему душевному состоянию. Настроению на данном этапе.
Используемая литература.
Приложение (презентация данного урока)
Приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5, приложение 6.