Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание МХК и ИЗО

Интегрированный урок (МХК + литература) по теме: Мотив крика и одиночества. Картина Э.Мунка Крик и стихотворение С.Наровчатова Крик

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 528

Васина Надежда Анатольевна, учитель МХК Михайлова Наталья Германовна, учитель русского языка и литературы

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Методы обучения: иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.

Цель урока: Создать условия для эмоционального и философского понимания произведения искусства, отражающих человеческое горе, проследить взаимосвязь живописи, литературы и действительности.

Задачи:

Художественное оформление класса:

Репродукции работ: М. Врубеля “Демон сидящий”, К. Брюллова “Последний день Помпей”, И. Айвазовского “Девятый вал”, И. Крамского “Христос в пустыне”, Э. Мунка “Крик”.

Стихотворение С. Наровчатова “Крик”.

Аудиозапись романса “Выхожу один я на дорогу”.

Планируемые результаты:

I. Ход урока:

Погружение в тему урока: поговорим о крике, об одиночестве.

- Как вы относитесь к крику?

- Часто ли вы кричите?

- Нравится ли вам, когда кричат на вас?

- А почему человек кричит?

- Какое душевное состояние можно выразить криком? (отчаяние, одиночество, ненависть, любовь, презрение, тоска).

II. Обратимся к эпиграфу урока:

Никого со мною нет. На стене висит портрет.
По слепым глазам старухи
Ходят мухи,
мухи,
мухи.
- Хорошо ли, - говорю, -
Под стеклом в твоем раю?
По щеке сползает муха.
Отвечает мне старуха:
- А тебе, в твоем дому, хорошо ли одному. (Арсений Тарковский)

- А какое душевное состояние отражает стихотворение Арсения Тарковского? (одиночество).

- Какое слово дает нам подсказка одиночество? (одному)

- Учащиеся отвечают на вопросы учителя, постепенно определяя характер крика и его смысл.

- Люди кричат, когда хотят привлечь внимание, когда больно кричат, чтобы перекричать толпу, кричат от радости, от бессилия, от бескультурья.

- Вы осуждаете людей, которые кричат?

- Сопровождает ли крик какие-либо переживания человека?

Учитель:

- Так. Что же такое крик?

Ученики:

Крик – это громкий, сильный и резкий звук голоса (переносное значение - сильное выражение горести и отчаяния).

Учитель: “О, одиночество, как твой характер крут…”

Что такое одиночество?

Ученики:

Одиночество – это негативное переживание, возникающее в результате неудовлетворения потребностей в разделении чувств, общении.

Учитель:

Одиночество, переходящее в крик вдохновляло многих поэтов и художников на создание своих творений. И живопись и поэзия могут помочь человеку разобраться в своих чувствах, почувствовать себя не одиноким.

Давайте поговорим о крике души и об одиночестве.

- Какие чувства сопровождают это состояние человека?

Ученики:

- Тоска, боль, грусть, страх, крик.

Учитель:

Картины: “Девятый вал” И. Айвазовского, “Последний день Помпей” К. Брюллова, “Христос в пустыне” И. Крамского, “Демон сидящий” М. Врубеля, и наконец, “Крик” Э Мунка отражают эти же чувства. В них воссозданы образы, взывающие к сопереживанию.

Учитель:

Если художник может выразить душевное состояние своего героя цветовой гаммой, то художник–поэт словом!

Музыка на стихи “Выхожу один я на дорогу” М. Лермонтова.

Учитель:

Мы не ошибемся если скажем о Лермонтове как о певце одиночества. Этот мотив один из основных в его творчестве. Вспомните, героев Лермонтова?

Ученики:

Демон, Мцыри, Узник.

Учитель:

- Изображение человека, пережившего свое одиночество, было свойственно искусству XX века. К середине XX века оформилось философское направление - экзистенция, т.е. поток переживаний индивидуальных, неповторимых чувств. Любое общество накладывает свой отпечаток на существование человека. Но есть момент, когда человек находится на грани жизни и смерти, испытывает страх, одиночество, или возбуждение, радость. Вот в этот момент он может кричать, звать на помощь, радоваться.

Крик действительно бывает разным. Человек кричит при рождении, кричит от радости, кричит от обиды, ненависти.

Кричит, кричит, кричит.

Учитель:

Значит, громко возвещать о себе в этом мире человеку приходится очень часто.

- Но всегда ли уместен крик?

- Есть ли у крика цвет?

- Какова его сила воздействия на окружающих? На эти вопросы нам помогут ответить произведения искусства.

Учащиеся организованы в две творческие группы. Каждая группа получает свое задание: одна исследует по предложенному плану картину Э. Мунка “Крик”, а вторая, также по плану, стихотворение С. Наровчатова “Крик”.

III. Исследовательская работа первой группы: картина Э. Мунка “Крик”, его творчество.

План:

1. Творчество Э. Мунка

Какие характеристики можно дать крику, исходя из цветовой гаммы картины? (отчаянный крик, вселенский крик, крик души, крик одиночества, крик бессилия).

Подберите определение к слову “крик”, соотнося каждую из характеристик с определенным цветом в картине.

Какова, по-вашему, причина крика?

Полное безразличие окружающих, нежелание услышать боль другого, замкнутость, равнодушие, бессилие, одиночество и отчаяние.

2. Составить синквейн на тему: “ Крик”.

IV. Исследовательская работа второй группы

(стихотворение С. Наровчатова “Крик”, его творчество).

По земле поземкой жаркой чад,
Стонет небо, стон проходит небом!
Облака, как лебеди, кричат
Над сожженным хлебом.

Хлеб дотла, и все село дотла,
Горе? Нет!.. Какое ж это горе…
Полплетня осталось от села,
Полплетня на взгорье.

Облака кричат. Кричат весь день
И один под облаками
Я трясу, трясу, трясу, плетень
Черными руками.

План работы над стихотворением

Стонет – стон
Небо – небом
Хлебом – хлеб
Дотла – дотла
Горе? – горе…
Полплетня – полплетня
Кричат – кричат
Облака – облаками
Трясу – трясу – трясу

Эти слова создают картину вселенского горя. Такого сильного, что оно заполонило весь мир сверху (облака) донизу (хлеба).

- Почему в стихотворении почти отсутствуют эпитеты?

Как известно. Прилагательные замедляют темп речи, поэтому, чтобы передать трагическое звучание темы, автор избегает эпитетов. Его цель – показать не сам крик, а причину – почему кричит лирический герой. Использовано всего три определения: два в первом катрене – жаркой (поземкой), (над) сожженным (хлебом) и одно в четвертом катрене – черными (руками).

- Есть ли в стихотворении глаголы?

Обратите внимание, что стихотворение почти безглагольное (всего четыре глагола, два из которых повторяются: кричат – кричат; трясу – трясу – трясу). Каково значение этих глаголов в стихотворении?

Эти глаголы отражают внутреннее состояние лирического героя. Мир кричит от боли, но лирический герой безмолвствует. Он окаменел от горя.

Составить синквейн на темы: Одиночество. Облака.

V. Творческие отчеты в группах.

Составить синквейн:

Синквейн – нерифмованное пятистишие, написанное по определенной схеме.

Написание синквейна способствует развитию творческих способностей и обобщению материала.

Схема синквейна:

1 строка – существительное (заданная тема)

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – короткое предложение

5 строка – итоговое существительное.

Тема: Крик, Одиночество. Облака

VI. Заключительный этап урока.

- Можно ли объединить эти произведения?

- Да – тематически, по авторскому замыслу, по идейному звучанию.

- Зачем кричат герои в этих произведениях?

Крик – это нить, которая связывает человека с миром, это нить, которая связывает человека с миром, это сердечная взаимосвязь людей, это возможность человека вырваться из жестокого круга войны, горя, отчаяния.

VII. Домашнее задание.

Сравнить “Крик” с пламенным пейзажем Ван Гога – старшего современника Э. Мунка.

VIII. Рефлексия

Какой цвет соответствует Вашему душевному состоянию. Настроению на данном этапе.

Используемая литература.

  1. Гуревич П.С. “Основы философии // Учебное пособие. М.: Гардарики, 2000
  2. Даниэль С. “От иконы до авангарда // Шедевры русской живописи. СПБ.: Азбука, 2000
  3. Малышева С. Рождественская Н. “Особенности чувства одиночества у подростков” 2001
  4. Наровчатов С. Избранное // Стихот. – М.: Худ. Литература, 1979
  5. Тарковский А. Избранное // Стихот.. – М. : Худ. Литература, 1982

Приложение (презентация данного урока)

Приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5, приложение 6.