Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание иностранных языков

Формирование у учащихся мотивации к изучению английского языка

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 288

Теряева Лариса Владимировна

Содержание.

  1. Введение.
  2. Глава 1. Понятие мотивации обучения английскому языку.

Глава 2. Система внеклассной работы по предмету.

Глава 3.Результаты педагогической деятельности.

  1. Заключение.
  2. Список используемой литературы.
  3. Приложения.

Я представляю вам результаты моей педагогической практики, которые сформировались в течение десяти лет.

В настоящее время интерес к изучению иностранного языка падает, особенно у детей нашего микрорайона, поэтому возникла необходимость приобщения детей к изучению английского языка дополнительными средствами. Это и определило тему моей педагогической проблемы, над которой я работала в течение десяти лет. Я полагала, что если помимо урочных видов деятельности, дети будут вовлечены во внеклассную работу по предмету, то у них повышается мотивация, интерес и, соответственно, качество знаний.

Была поставлена цель: создать условия для формирования у учащихся мотивации и повышения интереса к изучению английского языка. Цель может быть достигнута путем решения ряда задач:

В ходе изучения психолого-педагогической литературы стало ясно, что путь к эффективному управлению подростком лежит через понимание его мотивации. Если учитель знает, что движет подростком, что побуждает его к деятельности, то он может разработать эффективную систему форм и методов управления им.

Объектом моего педагогического наблюдения является повышение мотивации учащихся к изучению английского языка.

Предмет данного наблюдения — формирование у учащихся мотивации и интереса к английскому языку.

Известно, что мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности. Занимаясь этой темой, стало понятно, что мотив у учащихся повышается в том случае, если соблюдаются следующие условия:

За десятилетний опыт работы у меня сложилась определенная система внеклассной работы, которая способствует повышению мотивации учащихся. Эта работа преследует следующие цели:

Улучшить умения практического владения разными видами речевой деятельность (монологической и диалогической, аудирования, чтения).

Именно внеклассная работа способствует более глубокому овладению языком. Развитие личности невозможно без развития его творческого потенциала, поэтому внеклассная работа способствует творческому развитию учащихся.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка является одной из главных задач обучения иностранному языку. Обязательный минимум содержания образования в число целей обучения иностранному языку на базовом уровне включает воспитание у школьников “положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке”.

Параллельное изучение языка и культуры не случайно, так как это позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления обучаемых с новой для них действительностью. Такой подход к обучению иностранному языку в школе во многом обеспечивает более эффективное решение практических, развивающих и воспитательных задач, а также дает огромные возможности для поддержания мотивации обучения.

Большие возможности для расширения знаний учащихся о стране изучаемого языка открывает внеклассная работа по предмету, которой в нашей школе уделяется большое внимание. Как правило, все внеурочные мероприятия основываются на страноведческом материале. Выпуск газет о странах, в которых говорят на английском языке, концерты, сказочные постановки, веселые путешествия, викторины, конкурсы стихов и песен, театральные инсценировки, игровые ситуации в виде телеконкурсов включаются в декаду иностранного языка.

Проведение декады способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, развитию навыков устной речи, пополнению словарного запаса, расширению кругозора учащихся. Найти задание каждому – таков девиз декад иностранного языка.

Очень часто внеклассные мероприятия проводятся как итоговые после изучения определенных тем. В школе сложилась хорошая традиция завершать изучение фундаментальных тем внеклассным мероприятием на английском языке. Учитель определяет его форму и тематику с учетом возрастных и других особенностей конкретной группы учащихся. В младших классах такие мероприятия обычно проводятся в форме викторин, конкурсов, театрализованных и музыкальных утренников. В старших – формы работы значительно расширяются.

Школьные олимпиады и языковые конкурсы, проводимые в рамках декад и вне их, привлекают большое количество учащихся. Олимпиады проводятся с 7-го по 11-е классы.

Не менее интересны для учащихся конкурсы песен и стихов, стенгазет, инсценировок на лучшее произношение и чтение, конкурсы по аудированию и грамматике, конкурсы сочинений и рефератов, конкурс на лучшего переводчика, лучшего знатока англоязычных стран.

Усвоению знаний учащихся, формированию прочных умений и навыков в устной речи способствуют игры различного типа, проводимые в послеурочное время, где учащиеся могут активно использовать языковой материал. Игровые ситуации в виде конкурса знатоков, брейн – ринга, "Слабое звено", "Что? Где? Когда?", вызывают большой интерес у школьников и повышают их образовательный уровень.

В нашей школе наиболее доступной и популярной формой внеклассной работы является проведение праздников. У нас накоплен материал о различных праздниках:

Материал взят из еженедельного приложения к газете "Первое сентября". Не весь материал изучен и переработан, но я рада, что он у нас есть, т.к. это открывает широкое поле деятельности.

За время работы в школе мною был собран большой материал по наиболее известным праздникам, таким как "Рождество", "Хэллоуин", "День благодарения", "День Святого Валентина". Материал собирался по крупицам.

Впоследствии были проведены праздники "Добро пожаловать в сказку", "Веселое Рождество", "День Святого Валентина", "Хэллоуин".

Как правило, подготовка к празднику начинается задолго до самого праздника. Сначала идет систематизация имеющегося материала, много прочитывается, запоминается, переводятся статьи из газет, журналов, книг, брошюр. Затем планируется сама подготовка к празднику. Цель – охватить все параллели учеников.

За месяц до праздника начинаю рассказывать о самом празднике, его истории, зарождении, развитии, объясняю, каким образом праздник появился в России. Знакомлю ребят с легендами, обычаями, традициями проведения праздника. Параллельно с этой работой ученикам среднего и старшего звена дается задание: написать рефераты. Ребята с удовольствием идут в библиотеки, пользуются Интернетом и иногда приносят настолько интересный материал, что, читая его, узнаешь много нового. Рефераты зачитываются на уроках.

Кроме того, на уроках знакомлю ребят с лексикой по теме, переводим тексты, решаем кроссворды, выполняем различные задания, учим стихи, песни. Песни оживляют преподавание, вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению лексико-грамматического материала.

Процесс подготовки не менее увлекателен, чем сам праздник. Ребята с удовольствием выпускают газеты, делают рисунки, придумывают валентинки, вырезают сердечки, тыквы, ангелочков и т.д.

С приобретением опыта проведения праздников сложилась примерная схема деятельности учителя при подготовке к внеклассному мероприятию по предмету:

  1. Определить форму проведения праздника, время и место его проведения.
  2. Сформулировать цель и задачи.
  3. Составить план подготовки, назначить ответственных по классам, определить сроки окончания тех или иных видов работы.
  4. Объявить о конкурсах, предшествующих празднику. (Например, при подготовке "Halloween" были следующие конкурсы:
  • конкурс рисунков и плакатов
  • конкурс страшилок
  • конкурс на лучшую тыкву
  • конкурс переводчиков).
  1. Подобрать и проанализировать материал с учетом: цели, конкретных дидактических задач, актуальности содержания, познавательной ценности, возрастных и индивидуально – психологических особенностей школьников, лингвистических трудностей.
  2. Продумать сценарий праздника, его музыкальное оформление, наглядность в соответствии с целями и задачами мероприятия, оборудование.
  3. Распределить материал между учащимися с учетом их индивидуальных способностей, интересов, уровня владения языком (Например, рисовать эмблемы, выучить стихотворение, подобрать музыку, подготовить костюмы и т.д.).
  4. Провести индивидуальные занятия с учениками в процессе подготовки.
  5. Следить за тем, как готовятся дети к празднику.
  6. Провести генеральную репетицию.
  7. Пригласить зрителей.

И в заключении о результатах работы. Мой педагогический опыт подсказывает, что количество детей, которые принимают участие во внеклассных мероприятиях, неуклонно повышается. На уроках английского языка такие ребята чувствуют себя более уверенно, успешно. Так же повышается качество знаний. И вследствие этого все больше ребят – выпускников после окончания школы выбирают языковые ВУЗы:

Учебный год Количество выпускников
2001 – 2002 4 человека
2002 – 2003 5 человек
2003 – 2004 5 человек
2004 – 2005 6 человек
2005 – 2006 4 человека

Проблема все равно остается, и это заставляет меня продолжить работу по данной теме. На следующем этапе моей педагогической деятельности стоит задача: вовлекать во внеклассные мероприятия всех детей, изучающих английский язык.

Вывод: на своем опыте я убедилась, что использование разнообразных методов внеклассной работы способствует повышению мотивации и интереса к изучаемому предмету.

Список используемой литературы.

  1. Белл Д., Белл Б. Английский язык с улыбкой. Чтение ради пользы и удовольствия. – М.: "Сигма-пресс",1996.
  2. Будур Н. Большая книга Рождества. – М.:"Олма-пресс", 1999.
  3. Димент А.Л. Тематические вечера на английском языке. – М.: "Просвещение", 1988.
  4. Кэролл К., Новикова М.Л. Holidays Go Round and Round. American Holidays: Traditions, Poems, Songs: учебное пособие для широкого круга изучающих английский язык. – СПб.:"Триада",1996.
  5. Подгорская О.Н. Предметные недели в школе. Английский язык. – Волгоград: "Учитель", 2004.
  6. Трубникова Т.О. Сценарии тематических вечеров. – Ростов-на-Дону: "Феникс",2002.

‘‘The Weakest Link’’

(devoted to Thanksgiving day)

Цель: Обобщить изученный ранее страноведческий материал об американских праздниках, традициях и обычаях.

Задачи:

Оборудование:

Ход мероприятия.

На сцене находятся тумбы для участников игры. На тумбах крупными буквами написаны имена участников на английском языке. Справа место ведущего. Внизу перед сценой место для жюри. Сцена оформлена красочным плакатами и рисунками, которые посвящёны Дню Благодарения (початки кукурузы, рог изобилия, фигурки индейцев, корабль колонистов “Mayflower”, колонисты в национальных костюмах). В игре принимают участие учащиеся 9-го класса. Звучит музыка. На сцену выходит ведущий.

Ведущий: Good afternoon, dear friends! We are glad to greet you now in this beautiful hall at our game “The Weakest Link”. Look around. There are a lot of guests today. They are your teachers, classmates, members of jury and participants of the game. Our stage is colourfully decorated with placards, pictures and posters made by pupils of junior forms. Our game is devoted to the USA and particularly to its greatest holiday- Thanksgiving Day.

(Краткий рассказ учителя о дне Благодарения для ребят, изучающих немецкий язык, на русском языке.)

Now let’s begin our game “The Weakest Link”. Participants of the game, you’re welcome to the stage! Take your places! Dear participants, introduce yourselves to the public! (Участники игры рассказывают о себе.)

Pupil 1: My name is Sveta. My surname is Petrova. I’m a pupil of the 9 th form. I study at school number 12. My favourite subjects are English and Literature. After leaving school I’m going to become a student of the Kemerovo State University. I like English very much and want to win this game.

Ведущий объясняет правила игры:

Listen to the rules of the game, please. Every participant must answer a question and if the answer is right you get one point. There are 3 questions in every round. The weakest link is that player who got the least points. Our jury watches the game and tells us the score. But the members of the team should also decide who the weakest link is. And this player leaves the stage.

Now I’d like to introduce you the members of our jury who will help us to judge the contest. They are: (Ведущий представляет членов жюри) Let’s greet them. So begin our game “The Weakest Link”.

В первом раунде участвуют 6 человек.

Вопросы первого раунда:

Ведущий: So, the first round is over. Not all the players managed to answer the questions. That’s why should decide who the weakest link is. You have sheets of paper and felt-tip-pens. Please, write down the name of the weakest player.

Now let’s listen to the jury. Who was the weakest player of the round?

(Заслушивается мнение жюри. Если возникает спорный вопрос, учитывается мнение самого сильного игрока.)

You are the weakest link of the round. You should leave the stage.

Вопросы второго раунда:

Вопросы третьего раунда:

Вопросы заключительного раунда:

Ведущий:

Well, our game is over. You're the strongest link of the game. So take our best congratulations.

Победитель награждается ценным подарком.