Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание МХК и ИЗО

Интегрированный урок (музыка + ИЗО) для учащихся 7-го класса фортепианного и струнно-смычкового отделений ДМШ и ДШИ по теме Самый русский композитор Сергей Рахманинов

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 415

Тимошина Лариса Владимировна, преподаватель теоретических дисциплин

Цель урока: привлечь внимание учащихся к личности крупнейшего русского композитора и величайшего пианиста XX века, дирижера-новатора Сергея Васильевича Рахманинова, познакомить учащихся с его творчеством, более подробно с его знаменитой Прелюдией до-диез минор ор.3 №2, используя нестандартный подход: общение с преподавателями других дисциплин, "живое исполнение музыки" на уроке.

Задачи:

Оборудование урока: портрет С.Рахманинова, фортепиано, видео и аудио-аппаратура, ПК, иллюстрации, нотный материал. Произведения С.Рахманинова: "Литургия св.Иоанна Златоуста" (видео), романс "Сон", "Вокализ", Прелюдия до-диез минор ор.3 №2 из фортепианного цикла "Пьесы-фантазии", Второй концерт для фортепиано с оркестром, I часть.

Содержание урока.

Вступление (фоном звучит музыкальный фрагмент фортепианного концерта № 3)

Преподаватель музыкальной литературы-ведущий урока.

"Я предсказываю ему великую будущность", - сказал П.Чайковский.

Сергея Рахманинова часто называют "самым русским композитором". В этой краткой характеристике выражен как стиль произведений С.Рахманинова, так и место его наследия в мировой музыке.

"Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка" Сергей Рахманинов.

Творческий путь Рахманинова охватывает большой исторический период. Начало XX века - смутная пора революций и войн. Исторические события не могли не повлиять на формирование взглядов и творчество композитора. Он воспитывался на музыке русских композиторов Чайковского, Римского-Корсакова, Лядова и др. Он жил в эпоху колоссальных перемен. И в музыкальном мире появлялись новые направления и стили, новые имена. Но Рахманинов всегда сохранял свою ярко выраженную творческую индивидуальность, свой неповторимый "колокольный" голос. Это был голос России, глубоко и нежно любимой Родины.

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми сочинениями композитора, и вы, ребята, сами поймете, в чем же причина популярности музыки Рахманинова. Я пригласила преподавателей нашей школы, которые примут участие в нашем необычном уроке.

Основная часть.

I. Краткий опрос по биографии.

(Перед учениками папки с планом и краткие сведения из биографии композитора, нотный текст прелюдии до-диез минор для фортепиано и сборник романсов).

Ребята, давайте вспомним самые важные и яркие моменты из биографии композитора.

Вопросы для учащихся (курсивом обозначены предполагаемые ответы учеников)

1. Назовите годы жизни композитора. (1873-1943)

2. Где прошло детство композитора? (в имении Онег Новгородской губернии)

3. Известно, что композитор был верующим человеком. Колокольность, пронизывающая все его творчество уходит своими корнями в далекое детство. Кто в семье Рахманинова привил любовь к церковной музыке? (бабушка Софья Александровна Бутакова)

4. Где и какое образование получил Рахманинов? (С 9 лет учится в младшей группе Петербургской консерватории, С 1885-1892г в Московской консерватории и окончил ее по двум специальностям: сначала как пианист, а через год как композитор с Большой золотой медалью (1891г и 1892гг)

5. В Московской консерватории его обучали:(Жил и воспитывался у выдающегося педагога и пианиста Н.Зверева. На старшем отделении учился в классе свободного сочинения у Аренского, в классе контрапункта у Танеева, фортепиано у Зилоти)

6. Назовите ранние сочинения и Дипломную работу композитора?

Для фортепиано: прелюдия до-диез минор, 1 фортепианный концерт, опера "Алеко" на сюжет поэмы А.Пушкина "Цыганы"-дипломная работа, написана за 17 дней.

Симфоническая музыка: Оркестровая фантазия "Утес", 1 симфония (провал на концерте, дирижер И.Глазунов)

7. После 3-хлетней депрессии, наступает расцвет творчества композитора, душевный подъем. С какими событиями это было связано? (Женитьба по любви на Наталье Сатиной, концертные поездки за границу, успех, пребывание в имении Ивановка)

8. Какие произведения сочинены в этот период (перечислить по жанрам)

Для фортепиано: фортепианные концерты 2-ой и 3-ий, Прелюдии и "Этюды-картины";

Оперы : "Скупой рыцарь", "Франческа да Римини";

Симфоническая музыка: симфоническую поэму "Остров мертвых", , "Элегическое трио" (памяти Чайковского);

Вокальная музыка: кантата "Весна", многие романсы (всего свыше 80) "Литургия св.Иоанна Златоуста", "Всенощное бдение" для хора а капелла, вокально-симфоническая поэма "Колокола".

9. Рахманинов был известен только как композитор? Музыкальные критики его называли "свечей, зажегшейся с трех сторон"

Он был известен как пианист-исполнитель, композитор и дирижер

10. В каких театрах России довелось работать Рахманинову в качестве дирижера?

Сначала по приглашению мецената С.Мамонтова работал в его частном театре (1897- 1898гг) и в Большом театре (1904-1906гг))

11. Какие новшества ввел Рахманинов, работая в должности дирижера Большого театра?

До Рахманинова дирижер сидел спиною к оркестру возле суфлерской будки, т.е. между сценой и оркестровой ямой, а Рахманинов настоял, чтобы дирижер находился между зрительным залом и оркестром, чтобы оркестр видел дирижера;

Добивался строгой дисциплины в оркестре)

12. Чем занимался Рахманинов, находясь в эмиграции: "Уехав из России, я потерял желание сочинять..."

10 лет ничего не пишет. Концертирует в Америке, затем по всей Европе (страны

Скандинави). Завоевывает огромную известность как пианист, исполнитель и дирижер)

13. Рахманинов много трудился, концертировал, не щадил себя. Известно, что он был очень богат. Он получал сначала 300, потом 500 долларов за концерт. Как он поступал со своими гонорарами?

14. Как проводит последние годы жизни композитор?

Продолжает концертную деятельность по Европе, а в1930 г, строит свою виллу в

Швейцарии, которую назвал Сена, облагораживает окрестности, вновь сочиняет)

15. Где похоронен композитор. В Беверли-Хилс (Калифорния)

Назовите его последние сочинения.

Для фортепиано 4-ый фортепианный концерт, "Вариации на тему Корелли"для фортепиано, "Рапсодию на тему Паганини" для фортепиано с оркестром.

Симфоническая музыка: 3-ю симфонию, "симфонические танцы" (в которой композитор в последний раз воплощает образ Родины)

Вокальное творчество: "Три русские песни для хора и оркестра")

Задание. Решить тест-минутку. "Известные люди в жизни С.Рахманинова" (Приложение 1)

(ученики работают, фоном звучит фрагмент этюд-картина ля минор ор.39)

II. Портреты и памятники Рахманинову.

Преподаватель ИЗО.

Из биографии ребята, вы узнали, что C.Рахманинов много концертировал, имел огромный успех. Он был настолько популярен, что за ним буквально гонялись и не оставляли в покое репортеры и фотографы. Рахманинов привлекал внимание и известных художников-современников. С некоторыми он был знаком лично: это такие известные имена как Васнецов, Поленов, Серов, Врубель, Коровин. Они в нем видели личность и многие качества его характера запечатлели на своих полотнах.

Преподаватель музыкальной литературы.

Ребята, мы на прошлом уроке видели много фотографий композитора. Каким же все-таки был Рахманинов: его внешность, черты характера?

Ученики:

Первый: "Это был человек громадного роста, с крупными чертами аскетически сухого, гладко выбритого, всегда бледного лица, суровым взглядом, коротко подстриженными на большой голове волосами, длинными руками и пальцами, грубым, низким голосом." 2. Второй: "Всегда безукоризненно опрятно одет:Сильный ум, стальная воля, принципиальность и твердость убеждений, прямота суждений и действий...Он раскрывался только в кругу родных и друзей. Становился обаятельным, простым, милым, искренним, шутил и острил, любил принимать и угощать гостей".

Третий: "Он бережно относился к своей семье, любил своих дочерей. Его увлечения: спорт, катание на коньках, прогулки на лошадях, игра в преферанс и езда на автомобиле"

Преподаватель ИЗО.

После такой яркой характеристики вам легче будет увидеть и понять внутренний мир Рахманинова, состояние души этого великого мастера, вглядываясь в работы художников и скульпторов. Обратите внимание на портреты:Перед вами работы 1.Бориса Григорьева, 2. Константина Сомова,3. Бориса Шаляпина,4.карандашный набросок А.Авинова, портреты работы: 5.Б.Шаляпина, 6.Б.Пастернака, 7.одна из работ известного скульптора С.Т. Коненкова,

8.памятник в Ивановке, бывшее имение Рахманиновых. На протяжении многих лет любимым местом отдыха Сергея Рахманинова было имение Ивановка Тамбовской губернии. Здесь он и женился. Сейчас эта усадьба стала музеем, где регулярно проводятся музыкальные вечера, концерты и встречи.

1. Могила Рахманинова в США (в Кенсико под Нью-Йорком);

2. Памятник возле виллы в Сенаре (Швейцария);

3. Памятник в г.Тамбове. В августе 2006г.состоялось открытие памятника

4. Памятник в Москве на Страстном (Тверском) бульваре. Был установлен в 1999г. Скульпторы: О.Комов и А.Ковальчук

5. В этом году, 14 июня, в Великом Новгороде состоялось открытие памятника композитору. Бронзовый монумент высотой около 3,5 метров и весом более 3-х тонн работы московского скульптора Александра Рукавишникова был привезен из Москвы и установлен в Кремлевском парке Великого Новгорода. Этот памятник поистине всенародный. Он изготовлен на средства, собранные новгородцами, жителями др.городов страны и иностранцами

Преподаватель музыкальной литературы.

Открытие памятника стало знаменательным событием в культурной жизни города. В этот же день состоялся праздничный вечер, в котором принимали участие известные музыканты, заслуженные артисты России, лауреаты международных конкурсов, солисты Санкт-Петербургского Мариинского театра оперы и балета под управлением дирижера Валерия Гергиева. Вел концерт народный артист России, академик Святослав Белза. Празднику предшествовала панихида по всемирно известному музыканту в Софийском соборе, на церемонию приглашены были известные политики, родственники Рахманинова. Из Коста-Рики приезжала его правнучка Натали Хавьер вместе с сыном Сергеем, который назван в честь известного прапрадеда.

III. О вокальном творчестве композитора.

Сергей Васильевич был глубоко верующим человеком. С детства ему запомнились перезвоны колоколов и церковное хоровое пение. Рахманинов создает духовную музыку. Это 2 значимых произведения "Литургия св.Иоанна Златоуста" и "Всенощное бдение" для хора а капелла.

Преподаватель хоровых дисциплин.

1. В 1910 году Рахманинов пишет "Литургию св.Иоанна Златоуста"

Литургия-это православная самая главная служба, она начинается Благодарственной молитвой, написанной на канонический церковный текст. По словам одного известного священнослужителя Александра Меня, "Благодарственная молитва самая прекрасная и чистая. Она не ищет своего, не просит, а переполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека за все: за глаза, которые видят красоту мира;, за уши, которые слышат гармонию звуков и слово Божие: за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить, - за все это благодарит человек"

Сейчас у вас есть возможность послушать и увидеть фрагмент исполнения. Вы услышите хор и солиста. Тема песнопения звучит спокойно и уравновешенно. Для партии хора характерен подголосочный полифонический склад, свойственный русскому народному многоголосию.

(показ фрагмента видеозаписи исполнения Литургии в русском храме)

На фоне затихающей музыки:

Православный храм считается вместилищем красоты: убранство храма, одеяние священнослужителей, лики росписей и икон, звучащие человеческие голоса, и особенно хоровое пение.

Музыку на оригинальные тексты создавали М.Глинка, П.Чайковский, М.Мусоргский и наши современники композиторы Г.Свиридов и В.Гаврилин.

2. Говоря о вокальном творчестве композитора, невозможно обойти стороной его замечательные романсы (написано более 80). Они занимают особое место. Рахманинов следует русским традициям этого жанра. Он отражает чувства и настроение эпохи. Русскому романсу всегда были свойственны особая доверительность и искренность.

Он очень любил весну, природу. Об этом говорят его замечательные романсы "Весна", "Сирень". А я сейчас вам исполню удивительный по красоте романс "Сон". Рахманинов, уехав из России, своими чувствами и мыслями находился на Родине. Об этом и его романс.

(Исполнение романса преподавателем в сопровождении фортепиано)

3. Рахманинов создал шедевр и назвал его "Вокализ" (1915г). Он посвящен русской певице Антонине Васильевне Неждановой, его первой исполнительнице.

Ребята, Вы знаете что такое "Вокализ?" "Вокализ" - это песня без слов. Давайте послушаем.

(звучит фрагмент)

На фоне затихающей музыки:

Вы заметили, что Мелодия как бы вырастает из небольшой интонации и начинает свое развитие, постоянно изменяясь, варьируясь, обретая новые краски и оттенки чувств и переживаний.

Интересно, что вы представили себе, слушая эту музыку?(Природу, богатство лесов, широту полей, русские просторы:)

Великая русская певица А.Н.Нежданова, исполнявшая знаменитый "Вокализ", вспоминала: "Когда я впервые высказала Сергею Васильевичу свое сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он сказал: "Зачем же слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами".

Преподаватель музыкальной литературы:

"Вокализ", ребята, можно считать соединяющим звеном между вокальной и фортепианной музыкой. Отсутствие текста придает музыке ту обобщенность, которая характерна для инструментальных жанров. Ребята, как вы считаете какой жанр доминирует, т.е. занимает главное место в творчестве Рахманинова? Почему? (Фортепианная музыка, т.к. Рахманинов был пианистом)

IV. Фортепианные сочинения. Прелюдия до-диез минор ор.3 №2 (разбор)

Фортепианные произведения Рахманинова, впервые в истории русской музыки, заняли центральное место в творчестве композитора. В каждом из жанров, будь то небольшая прелюдия, развернутые этюды-картины или масштабные фортепианные концерты, автор в полной мере проявил неповторимость стиля. В музыке органично сочетаются певучие лирические и экспрессивная, ярко эмоциональная мелодика, властные ритмы и гулкие колокольные звучания и вместе с тем строгая продуманность музыкальной формы.

Мы остановим свое внимание на его знаменитой Прелюдии до-диез минор. Которая стала для Рахманинова неким талисманом и познакомимся "с большой судьбой одной небольшой пьесы"

Рахманинов сочинил эту пьесу в 19 лет, в 1892 году и посвятил ее своему педагогу по классу свободного сочинения Н.Аренскому. Сразу же появилась статья в газете "Новости дня", где автор называл композитора "всеобещающим". "А вы, Сережа, уже шедевры пишите", сказал при встрече великий Чайковский. (Приложение 2)

Послушайте эту знаменитую прелюдию в исполнении преподавателя фортепианного отделения.

(Звучит прелюдия до-диез минор, ор.3 №2)

учащиеся слушают и следят по нотам.

Преподаватель фортепианного отделения:

"Однажды прелюдия просто пришла, и я записал ее. Она подступила с такой силой, что я не смог бы отделаться от нее, если бы даже попытался", - писал Рахманинов.

Ребята, давайте подробно разберем это технически сложное и виртуозное произведение. Сколько частей в прелюдии? (Три части).

Прелюдия начинается с лаконичного трехзвучного мотива-тезиса: ля - соль?- до? в темпе Lento (исполнение фрагмента).

На что похож мотив, с чем он у вас ассоциируется? (Мотив тревожный, суровый, похож на удары колокола)

Верно, этот краткий мотив ассоциируется с темами рока. Это спор грозной судьбы с неугасимой человеческой надеждой. Вначале мы слышим приглушенный диалог. Несколько раз звучит этот мотив в виде тяжелого октавного баса в низком регистре (в левой руке). Ему отвечают аккорды скорбного характера, звучащиеся на ppp, которые выстраиваются в нисходящую мелодическую линию и своим звучанием создают гармоническую напряженность

(исполнение фрагмента)

В среднем разделе прелюдии происходит смена темпа (Agitato).Это смелый порыв надежды, прерываемый грозной катастрофой. Середина построена на развитии короткого четырехзвучного хроматического мотива ми-ре?-ре-до?. Мелодия преобразуется в мятежно порывистую тему, стремящуюся вверх. Здесь мы наблюдаем четыре волны развития, которые приводят сначала к первой кульминации-лавине нисходящих аккордов. Создается общее напряжение на ffff , приводящее к репризе прелюдии (проигрываются фрагменты развития )

В репризе драматизм достигает высшей точки. Рояль звучит как целый оркестр, охвачен весь диапазон. Грозно звучит многократно усиленный октавами мотив-тезис ffff , происходит укрупнение фактуры, главная тема изложена восьмизвучными аккордами. Это яростная битва, в которой человек стремится бороться с судьбой.

(исполнение фрагмента).

Кто же победит в этой схватке? Показав бесстрашную непокоренность человеческой надежды, композитор предоставляет слушателю решить это самому. Он заканчивает пьесу задумчиво стихающими аккордами, напоминающими удары колокола

(исполнение фрагмента)

Преподаватель музыкальной литературы:

Завершая наш урок, хочется подвести некую черту, итог. Скажите, ребята, почему прожив всю жизнь за границей, Рахманинов был и остается именно русским композитором? (Он родился в России, все детство было связано с русским бытом и русскими традициями, он получил образование у русских композиторов)

Очень точно написал об этом в своем очерке известный дирижер XX века Евгений Светланов и дал высокую оценку его творчества: "Крупнейший композитор, величайший пианист века, несравненный дирижер-новатор". (Приложение 3)

Сейчас прозвучит фрагмент I части Второго концерта для фортепиано с оркестром, написанного в традиционной 3-х частной форме. Это произведение, которое во всей полноте раскрыло гений Рахманинова и стало подлинным его триумфом. Он посвящен Н.Далю - врачу, который вернул композитору душевные силы и веру в талант в трудный период его жизни.

Друг Рахманинова, скрипач и композитор Н.Метнер охарактеризовал это произведение такими словами:

"Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России и только потому, что душа этой темы русская.., каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост подымается Россия"

(звучит фрагмент I части Второго фортепианного концерта)