Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экономики

Урок экономики в 10-м классе Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 736

Задорожная Ирина Николаевна, учитель математики, экономики

Тема. Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость.

Экономическая модель

Одна из первых проблем, названных экономическими, заключается в том, что человеческие потребности всегда превосходят возможности, которые существуют в данный момент их удовлетворения. Экономическая теория гласит, что потребности отдельного человека и общества в целом безграничны, в то время как ресурсы любого общества в каждый момент времени ограничены.

Цель экономической деятельности людей – удовлетворение своих потребностей путём использования ограниченных ресурсов, производства, распределения и потребления различных товаров и услуг. Те ресурсы, которые необходимы для осуществления процесса производства, называются факторами производства, их четыре: труд, капитал, природные ресурсы (земля), предпринимательская способность, информация. Эти ресурсы, несмотря на их различие и разнообразие, имеют одну общую особенность – они ограничены. За всю историю человечества ни одно общество не смогло обеспечить достаточного количества ресурсов для удовлетворения всех потребностей его членов в товарах и услугах. Перед людьми всегда будет стоять проблема эффективности использования имеющихся у них ресурсов, которое принесло бы максимальную отдачу, наибольший эффект.

Экономическая теория исходит из предпосылки о рациональности поведения людей в экономике. Это означает, что люди ставят перед собой определённые цели и используют имеющиеся в их распоряжении время и средства для их достижения. Однако эти средства и время также представляют собой ограниченный ресурс. Люди должны расположить свои цели по степени важности и совершить выбор, распорядиться своими ресурсами наилучшим образом.

Таким образом, экономические действия людей – это результат осознанного выбора, предполагающего расходование времени и ограниченных ресурсов для достижения какой-либо цели. Такой выбор означает, что данные время и ресурсы уже не будут использованы для достижения других целей: человек, который хочет гулять, готовиться к контрольной работе, посетить секцию волейбола одновременно, должен выбрать что-то одно и примириться с тем, что часть его потребностей останется неудовлетворённой.

Рациональный выбор предполагает оценку принятого решения, т.е. сравнение затрат и выгод, связанных с имеющимися вариантами решений. С этой оценкой тесно связано понятие альтернативной стоимости. Альтернативная стоимость – это оценка упущенной выгоды, плата за принятое решение.

Что лежит в основе модели

Ограниченность производственных ресурсов, имеющихся у людей для удовлетворения их неограниченных потребностей, делает необходимым выбор между различными способами имеющихся ресурсов. Это выбор основывается на сравнении затрат и результатов, соответствующих каждому из возможных вариантов. Для оценки лучшего варианта вводится понятие альтернативной стоимости (наилучшим является вариант с наименьшей альтернативной стоимостью).

Чему должны научиться дети

Базовые понятия

Описание урока

Учащиеся осваивают понятия «ограниченность ресурсов», «проблема выбора», «рациональность поведения» в ходе предложенной игры «Ограниченный ресурс», которая помогает осуществить выбор, принять решение по рациональному использованию времени и средств; в ходе обсуждения проблем урока рассматриваются вопросы социальных целей и приоритетов личности, их связи с понятием альтернативной стоимости, используется маржинальный анализ.

Цели урока:

Материально-техническое, информационное и учебно-методическое обеспечение

  1. Основы экономической теории: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. учрежд. с углубленным изучением экономики под редакцией д.э.н., профессора С.И.Иванова. М.: Вита-пресс, 2004.
  2. М.А. Сторчевой «Основы экономики», Экономическая школа, 2003.
  3. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1995.
  4. Цветная бумага, ножницы, шаблоны.
  5. Экран.
  6. ПК; медиапроектор.
  7. https://metodic-school.ru/?link=1876.1
  8. https://metodic-school.ru/?link=1876.2
  9. https://metodic-school.ru/?link=1876.3
  10. https://metodic-school.ru/?link=1876.4
  11. http://basic.economics.ru

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация субъектного опыта учащихся

Обратить внимание на девиз урока:
«Кто поедет от столба сего прямо, тот будет голоден и холоден, поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мёртв, а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется»
Русская народная сказка
Сделать вывод с учащимися о предположительной теме урока. Записать в тетрадь план урока.

3. Восприятие, осмысление и первичное закрепление нового материала (Приложение).

Используя для примера сказку «Колобок» ввести понятие производственных ресурсов: человеческие ресурсы (труд), природные ресурсы (земля), капитальные ресурсы (капитал), предпринимательская способность (принятие решений и риск).

Вспомним ещё одну русскую сказку «Колобок». Чтобы испечь героя сказки, во-первых, пришлось найти того, кто бы это сделал, кто бы приложил свой труд, использовал свою рабочую силу (бабка). Во-вторых, для осуществления производства надо было иметь муку, печь, дом (капитал). В-третьих, понадобился участок земли для дома, в котором всё происходило. В-четвёртых, ничего бы не было, если бы дедке не пришла в голову идея испечь колобок (предпринимательские возможности). Дедка позаботился о работнике (нанял бабку), подумал о сырье (предложил поскрести по сусекам), о средствах производства (заранее вложил их в строительство дома с печкой), подумал о сбыте (съесть колобок) и взял на себя весь риск от операции.

Записать в тетрадь новые термины и определение: Факторы производства – производственные ресурсы, с помощью которых создаются блага (товары и услуги).

Ответить на вопрос: Почему бабка произвела только один колобок, а не два десять или тысячу?
При ответах обсуждение вести в русле: на два колобка не хватило бы муки, после десятого у бабки способность к труду оказалась на нуле (усталость и возраст дают о себе знать), после тысячного дедка столкнулся бы с проблемами сбыта (предпринимательская способность тоже ограничена).

Выводы: Мечты и чаяния людей всегда лучше всего отражались в народных сказках, былях. Среди них абсолютно доминируют те сказки, где персонажи в силу чудесных обстоятельств получали свободный доступ к человеческим благам. Этот факт подтверждает то, что основной характеристикой окружающего нас мира является ограниченность ресурсов. Бабка произвела только один колобок из-за того, что экономисты называют ограниченностью, или редкостью, ресурсов. Одни ресурсы – более редкие (мука), другие – менее (предпринимательская способность дедки), но общее свойство у них одно – их количество ограничено. Поэтому основной проблемой экономики является распределение редких ресурсов.

4. Провести игру «Ограниченный ресурс», класс разбить на 7 команд (по 3–4 чел.)

Материал для игры для каждой команды: 2 цветных листа бумаги (формат А4), набор шаблонов из картона (круг с диаметром 2 см, квадрат со стороной 2,5 см, треугольник со сторонами 2,5 см), ножницы.

Описание игры (I этап)

Описание игры (II этап)

Вопросы для обсуждения игры «Ограниченный ресурс»

Выводы: Ограниченность заставляет людей делать выбор относительно использования ресурсов для удовлетворения потребностей.
Ограниченность ресурсов приводит к необходимости выбора как на индивидуальном, так и на общественно-политическом уровне.
Благодаря тому, что люди способны распоряжаться своими ресурсами наилучшим образом, экономика может и должна быть эффективной.
Записать в тетрадь: Эффективное использование ограниченных ресурсов – такое использование, которое приносит максимальную отдачу, наибольшее число благ и услуг.

5. Первичное закрепление, самоконтроль

– Рассмотрим ситуацию. (Приглашаются двое заранее подготовленных ребят для диалога)

– Здорово, Макс. Ты пойдешь на новый фильм «Код да Винчи»? Мне не терпится посмотреть.
– Хотел бы, но не могу. Завтра у нас контрольная работа по физике. Мне нужно еще позубрить формулы. Иначе я получу пару.
– Да брось. Завтра спишешь у кого-нибудь. Без проблем – и тройка обеспечена.
– Хорошо, но сегодня вечером у меня секция баскетбола. Если не заниматься, то уж лучше сходить на баскетбол.
– А мы пойдем на пятичасовой сеанс и ты успеешь вернуться к 7 часам вечера.
– Хорошо. Только дай я посчитаю, сколько у меня осталось денег до конца недели: пятнадцать, двадцать, семьдесят, двести десять рублей до пятницы. Это и для талонов на питание!
– Ешь булочки с чаем! А я-то думал, ты на самом деле хочешь посмотреть этот фильм.
– Я действительно хочу. Ладно, мой желудок потерпит до четверга. Выходим без четверти шесть?

Обсуждение вариантов решения проблемы Макса.

Настоящие (реальные) затраты, связанные с любым действием (походом в кино, покупкой джинсов, , поездкой в другой город к другу и пр., – это ценность тех альтернативных возможностей, от которых приходится отказываться, чтобы совершить это действие. Затраты на поход в кино Макс вначале оценил для себя как (упущенную!) возможность написать контрольную работу по алгебре хотя бы на тройку. Когда приятель показал ему, как уменьшить эти затраты, Макс обратился к следующей по ценности возможности, от которой, пойди он в кино, ему пришлось бы отказаться от посещения секции баскетбола. Его приятель нашел способ избавиться от этих затрат, и тогда Макс обратился к денежным затратам. Но деньги не являлись настоящими затратами. Настоящие затраты – не рубли, это альтернативные возможности, от которых мы отказываемся, расходуя деньги так, а не иначе. Сотня рублей, которые Макс израсходует в кино, представляет несколько его любимых блюд, которыми он готов пожертвовать ради фильма. Затраты на любое действие – это ценность тех альтернативных возможностей, от которых приходится отказываться ради этого действия

Записать в тетрадь: Альтернативная стоимость – цена, которую нужно заплатить за сделанный выбор.

Выводы: Принимая решение о выборе, мы должны чем-то пожертвовать ради выбранного. Плата за принятое решение, выгода, связанная с потерей того лучшего, что оказалось невыбранным, экономисты называют альтернативной стоимостью. Концепция альтернативной стоимости применяется к обществу, фирме, индивиду. Все решения, сталкиваясь с ограниченностью (времени, ресурсов, денег и пр.) неизбежно предполагают конкурентный выбор – «или-или». В каждом выборе есть выигрыш и затраты. Полные затраты нашего конкретного решения – то, что мы отдаём, чего мы лишаемся, принимая именно данное, а не альтернативное решение.
Поразмыслим об альтернативной стоимости и эффективности принятого Максом решения.

Предположительные выводы учащихся:

1) Полученную тройку придётся исправлять, а это сделать сложнее.
2) Неприятный разговор с родителями, вероятно как следствие – ограничение в свободном времени и в карманных расходах;
3) Неправильное питание ведёт к дисфункции организма.

Продумайте своё решение в указанной ситуации.

6. Продолжение восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала

Рассмотрим ещё один пример. В течение 3 дней в одном из региональных центров России состоится ярмарка по заключению контрактов на производимую продукцию средним бизнесом. Из одного города на ярмарку выезжают 2 бизнесмена. Но один из них летит самолётом, а другой едет поездом. Кому поездка обойдётся дороже?
Заслушать предположительные ответы, вывести вариант наилучшего выбора бизнесменов с точки зрения принципа рационального экономического поведения.
Записать в тетрадь: Маржинальный анализ– метод нахождения наилучшего уровня вашего выбора, вашей деятельности: сколько часов посвятить такой-то работе, сколько купить музыкальных дисков и пр.
Тот, кто принимает решение, выберет любую альтернативу, в которой предельный выигрыш будет превышать предельные затраты, и отвергнет любую альтернативу, в которой предельные затраты превышают предельный выигрыш – принцип рационального экономического поведения.

7. Применение полученных знаний

Попробуем на практике применить этот принцип?
На этапе игры «Ограниченный выбор» класс был разбит на несколько групп. Каждой группе вновь даётся задание – задача на принятие взвешенного и обоснованного решения. Например,
Решить задачу: Квалифицированный врач-косметолог, который за один час своей работы зарабатывает 400 рублей, решает постелить паркет в своей квартире. Он обладает достаточной сноровкой, чтобы сделать это самостоятельно и даже быстрее, чем профессиональный пакетчик. Ему требуется на выполнение работы 50 часов, а паркетчику – 70 часов. Выгодно ли врачу-косметологу нанимать паркетчика, если расценки паркетчика составляют:

При какой цене услуг паркетчика его наём становится невыгодным для врача-косметолога? (при цене более 400 руб. в час) Какая цена выгоднее для найма паркетчика? (200 руб. в час). Ученик каждой из групп аргументирует принятое решение путём сравнительной оценки всех возможных вариантов.
Но… Вспомним девиз нашего урока «Кто поедет от столба сего прямо…»

Думайте сами, решайте сами…

Итог урока. Рефлексия

Ответить на вопросы:

Домашнее задание:

1. По учебнику Иванова С.И. пункты 1.2, 1.3., стр. 11.
2. Применить концепцию альтернативной стоимости при анализе конкретного примера, ситуации, сложившейся с вами до следующего урока.