Лоскутное шитье - широко распространенный на территории России вид декоративно-прикладного искусства. Содержание программы "Северная лоскутная техника " в 9 классах направлено на воспитание у учащихся художественной культуры, развитие интереса к северному народному творчеству и его традициям.
В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с истоками возникновения и развития лоскутного шитья, традициями, историей. Наряду с традиционными беседами можно использовать видеозапись, посещение музеев, выставок народного творчества и другие методы, что позволит значительно расширить кругозор и повысить интерес учащихся к изучаемой теме. Во время занятий целесообразно использовать записи народной музыки, стихов северных поэтов, а также разнообразный иллюстрированный материал и образцы произведений народных мастеров.
Особенностью этих уроков является обязательная историческая справка, т.к. дети не имеют достаточных знаний и жизненного опыта по данной теме.
Цели программы:
Задачи:
Продолжительность программы: Данная программа рассчитана для обучения в 9 классе. Объем программы - 18 часов.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
Кроме того, обучение по программе построено по принципу " от простого – к сложному", от вырезания простых элементов – к составлению сложных композиций.
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, деятельный, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм обучения. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учащихся. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся, оказание помощи каждому из них со стороны педагога, которая содействует выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы учащимся представляется возможность самостоятельно построить
свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению изделий. Групповая форма работа позволяет выполнить наиболее сложные и объемные работы с наименьшими материальными и временными затратами, т.к. каждый учащийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, который является частью изделия.
Основная форма обучения – урок.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ работ учащихся, где каждый получает право оценить работу свою и одноклассницы. При этом отмечаются наиболее удачные решения выполнения работ, разбираются характерные ошибки. Такой прием приучает к самоконтролю, самоанализу, формирует умение и навыки самостоятельной работы.
Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, защита работы, участие в выставках, ярмарках.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Кол-во часов | Занятие | |
Теорет. | Практич. | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Виды лоскутного шитья - шитье из квадратов | 2 | 2 | |
3. | Шитье из прямоугольных треугольников | 4 | 4 | |
4. | Шитье из полос | 4 | 4 | |
5. | Шитье из фестонов | 4 | 4 | |
6. | Шитье на основу (аппликация) | 2 | 2 | |
Итого: | 18 | 2 | 16 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Вводное занятие (2 часа).
Цели, задачи и содержание программы. Краткие исторические сведения. Инструменты, материалы, оборудование. Рабочее место. Подготовка материалов к работе. Цвет и композиция. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе в кабинете.
Тема 2. Шитье из квадратов (2 часа).
Краткая историческая справка – шитье из квадратов – один из самых распространенных видов северного лоскутного шитья.
Практическое занятие. Изготовление салфетки по схеме 1:
Схема 1:
1. Раскрой квадратов по шаблонам.
2. Составление рисунка.
3.Стачивание деталей.
4. Соединение лоскутного верха с подкладкой.
5. Окончательная обработка салфетки.
Тема 3. Шитье из прямоугольных треугольников (4 часа).
Краткая историческая справка – прямоугольный треугольник – символ северной природы.
Практическое занятие. Изготовление прихватки по схеме 2:
Тема 4. Шитье из полос (4 часа).
Краткая историческая справка – символика в северном орнаменте.
Практическое занятие. Изготовление панно по схеме 3:
Тема 5. Шитье из фестонов (4 часа).
Краткая историческая справка- северный коврик “кругляш”.
Практическое занятие. “Изготовление кругляша” по схеме 4:
Выбор композиции.
Тема 6. Шитье на основу (2 часа).
Краткая историческая справка
Практическое занятие. “Выполнение новогоднего сувенира” по схеме 5:
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
После окончания обучения по данной программе учащиеся должны
Знать:
Уметь:
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Инструменты: карандаши, ручки, линейки, треугольники, ножницы, булавки портновские (тонкие), иголки швейные.
Материалы: картон, х/б лоскуты ткани, подкладочная и прокладочная (ватин, синтепон) ткани, тесьма, нитки швейные (различные расцветки), мел портновский или обмылок, отделочные материалы (бисер, блески, пуговицы).
Наглядные пособия:
Техническое обеспечение:
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА