Цель:
1. Вводное слово учителя.
Так уж складывается жизнь современного человека, что большинству из нас не часто удаётся бывать на природе. Мы мало знаем о ней, и не каждый способен выжить, окажись он вдруг вдали от цивилизации. Но тем, кто знаком с растениями, с их удивительными свойствами, не страшно заблудиться в лесу или остаться один на один с природой.
С древности, питаясь плодами земли, люди узнавали свойства растений. Они давали человеку пищу, одежду, материалы для построек, топливо, посуду, мебель, лекарства, красители и массу других полезных вещей. Ещё не так давно, примерно лет 200 назад, с ранней весны и до поздней осени дикая флора поставляла и крестьянам и горожанам витаминную питательную зелень, сладости, крахмал и даже крупы, а так же приправы и лекарства. Наблюдательные пахари, охотники, пастухи и рыболовы при помощи растений предугадывали погоду и виды на урожай, искали воду для питья, залечивали раны, боролись с вредными насекомыми. Современный человек должен владеть хотя бы минимумом этих знаний.
Сегодня мы с вами попробуем выяснить, какими знаниями овладели мы, потому как первое знакомство с удивительным царством растений уже состоялось.
2. Обобщение знаний по теме.
Урок у нас необычный. Мы будем рисовать страницы учебника по пройденным темам. Определить тему каждой группы поможет цветик–семицветик, на лепестке которого и будут обозначены темы, но их нужно будет отгадать.
Первый лепесток оторву я.
«Без окошек, без дверей, полна горница людей». (Вопрос задан детям) Плод. Учитель выбирает яблоко.
На доске прикреплено дерево: стебель, листья и отдельно 20 красных яблок, 20 жёлтых, 20 зелёных. После выступления каждой группы, остальные группы оценивают выступивших яблоком, повесив его на дерево: красное – очень понравилось, желтое – понравилось, но есть замечания, зеленое – есть ошибки и существенные замечания.
3. Получение заданий. (Музыкальное оформление: звуки в природе, журчание ручья).
Представители каждой группы получают задание, отрывая лепесток от цветика–семицветика, на обратной стороне которого – загадка, обозначающая тему задания.
№1 группа «Корень».
Растениям земля,
Как небо для птицы
Иначе нельзя!
Земля тебя поит и кормит, как мать
И … нельзя от земли отрывать.
Прилагается Тест по теме.
1. Вода необходима клеткам корня:
2. При дыхании корни поглощают:
3. В поглощении воды и минеральных солей участвуют:
4. Корневой чехлик:
5. Придаточные корни:
6. Стержневая корневая система имеет:
№2 группа «Лист».
«В книге лежит, на дереве висит».
Дать научное объяснение загадке:
В зелёном тереме
Площади не мерены,
Комнаты не считаны
Стены – как стекло
Всё насквозь видно!
А в стенах – окошки,
Сами открываются
Сами закрываются.
№3 группа «Побег».
Какому органу природа
Особую крепость дала
И листья в огромную крону
На ветках его собрала.
Прилагается:
Биологический диктант по теме.
№4 группа «Почки».
В подмышках у листьев
Пристроились ….
В иных – тоже листья
В других же – цветочки.
Прилагается биологический диктант по теме «Побег».
№5 группа «Цветок».
Этот орган растения в древней мифологии сравнивали с крыльями бабочек, порхающих в райском саду. Назовите орган цветкового растения.
Цветы–символы.
Получив темы, детям предлагается художественно оформить страницу воображаемого учебника, отражая на ней фактически изученный материал. Оцениваться будет не только правильность ответа, но и оригинальность, а так же рациональность путей и способов выполнения учащимися работы и её защита. На выполнение работы отводится время – 20 минут.
Подведение итогов урока.
После выступления каждой группы ребят учителем демонстрируется яблоня с разноцветными плодами, показывающими усвоение знаний по данной теме. Анализируются основные ошибки и недочеты, скрепляются страницы учебника, темы которого рисовали, озвучивали и рецензировали дети.