Цели урока:
Образовательные:
Развивающие:
Развивать:
Воспитательные:
Структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организацион-ный. | Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. | - Ребята, внимательно прочтите эпиграф к уроку. - Как вы понимаете слова Андерсена? - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока, ссылаясь на эпиграф. - Итак, тема урока “Настоящие и будущие планеты Земля”. (Записывает на доске). - Как вы думаете, ребята, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (подводит учащихся к целеполаганию) - Сегодня на уроке, рассмотрев настоящее нашей планеты, мы должны будем доказать, что глобальная цель человечества — предотвращение экологического кризиса. Кроме этого, мы постараемся представить будущее нашей планеты, выдвинув различные гипотезы и доказав их. | Читают эпиграф: “Чтобы жить нужно солнце, свобода и маленький цветок” Высказывают свое мнение. Предлагают варианты темы. Записывают тему в тетрадь. Предполагают: - Какое состояние имеет планета сегодня; - Что с планетой будет завтра; - Что мы должны делать, чтобы планета существовала всегда. |
3. Восприятие и осмысление информации. | Вступительное слово учителя: «Перспективы развития социальных связей человечества в ближайшем и отдаленном будущем рассматриваются сегодня как самые неотложные глобальные проблемы. Вопрос, по сути дела, поистине гамлетовский “Быть или не быть человеку на планете Земля”. - Конец 20 в.- начало 21 века характеризуется стихийным развитием экосоциальных связей человечества. Этот период обострил острый характер конфликта с природой, который уже достиг критического уровня. Энергетическое могущество, нарастающее давление на среду обернулись массовым разрушением природы, экологическими катастрофами. Экологическую абсурдность некоторых сегодняшних направлений и темпов, экономического развития подчеркивает тот факт, что накопленный к концу ХХ в. энергетический потенциал (прежде всего ядерный), уже достаточен для того, чтобы уничтожить всю экосистему Земли, включая создателя этого убийственного потенциала - человека. Таким образом, человек сам, стараясь улучшить цивилизацию подвел свою планету к угрозе глобального экологического кризиса». |
|
- Сегодня существует огромное количество экологических проблем. Как вы считаете, какие проблемы стоят наиболее остро? | Предлагают проблемы: - Загрязнение воздуха; - Загрязнение вод; - Деградация почв; - Снижение биоразнообразия; - Социально-экологические; - Истощение природных ресурсов и т.д. | |
- ХХв. породил множество проблем. А что необходимо сделать нам в ХХI веке, чтобы изменить экологическую ситуацию? | Предполагаемые ответы учащихся: -Отказ от потребительского подхода; -Рациональное природопользование; - Уменьшение загрязнения окружающей среды: -Внедрение новых технологий; - Ресурсосбережение; - Использование альтернативных источников энергии и т.д. | |
- Обобщив вышесказанное, попробуйте предложить перспективы развития экологических связей человечества. - Человечество развивается с ускорением. Появившись 50 тыс. лет назад, человек разумный, образно говоря, мчится все стремительнее и стремительнее. Вот он врывается в 21век и бежит неведомыми дорогами 3-го тысячелетия. Вопрос вопросов: как долго и что будет дальше? Гипотетических вариантов будущего множество. Мы рассмотрим несколько версий, и попытаемся выяснить, какой наша планета будет в будущем. Для этого вы прослушаете три гипотезы будущего: «Золотой век», «Ад на Земле», «Хватит всем» (Приложение1) | Предполагаемые перспективы: 1-й путь — цивилизация потребления: 2-й путь- цивилизация устойчивого развития. | |
- Итак, на пороге 2060 год… | Прослушиваются сообщения учащихся с вариантами: 1. «Золотой век». 2. «Ад на Земле». 3. «Хватит всем». | |
Задание: 1. Выберите вариант, который, на ваш взгляд, наиболее вероятен через 50 лет. 2. Объединитесь в группы единомышленников: 1-я группа «Золотой век» 2-я группа «Ад на Земле» З-я группа «Хватит всем» З. В каждой группе должен быть: 1) «Протоколист» (выступает с позицией от всей группы, фиксирует все, что касается проблемы). 2) «Аналитик» (задает вопросы оппонентам). З) «Наблюдатель» (оценивает участие каждого члена группы). 4. Сформулируйте аргументы в защиту своей гипотезы, ответив на вопрос: «Почему вы считаете, что ваша версия событий наиболее вероятна?» 5. Составьте по 2-З вопроса для ваших оппонентов. | Учащиеся создают З группы, в группах распределяют роли, выстраивают свои доказательства. | |
4.Дискуссия. |
| Группа «Золотой век» представляет аргументы в защиту своей гипотезы. Группы-оппоненты задают вопросы. 1-я группа отвечает на поставленные вопросы. |
- Группа «Золотой век» успешно отстояла свою точку зрения. Ребята настроены оптимистически на будущее. Несмотря на то, что оппоненты не допускают такой вариант, все же многие положения гипотезы вполне реальны. |
| |
| Выступление группы «Ад на Земле». Группы-оппоненты задают свои вопросы. 2-я группа отвечает на поставленные вопросы. | |
- У ребят из варианта «Ад на Земле» краски уже сгущаются над планетой; группа настроена пессимистически на будущее. В то же время, хочется отметить, если мы не изменим экологическую ситуацию, сложившуюся сегодня, то вполне возможно, нас будет ждать такое будущее, ведь предпосылки для такого варианта мы имеем. |
| |
| Группа «Хватит вссм» отстаивает свою версию будущего. Оппоненты задают свои вопросы. 3-я группа отвечает на поставленные вопросы. | |
- Группа «Хватит всем» убедительно постаралась доказать свой вариант, ребята положительно настроены на будущее и в отличие от «Золотого века» оценивают ситуацию наиболее адекватно. |
| |
5. Обобщение и систематизация. | - Какая версия, по вашему мнению, наиболее желательна? - Конечно, только претворение в жизнь варианта «Хватит всем» позволит жителям планеты жить достойно. И хотя благосостояние будет расти не с прежней скоростью, основные потребности людей будут удовлетворены с достаточной полнотой. - Что человек должен сделать, чтобы вариант «Хватит всем» осуществился? - Долго ли сможет существовать человечество, если никаких экологических изменений не будет? - Долговременное выживание человечества возможно только в случае изменения самого общества. Люди должны создать общество, которое не намерено потреблять все ресурсы, от которого зависит жизнь грядущих поколений. | Высказывают свое мнение по гипотезе, вероятнее всего, «Хватит всем». Высказывают свои предположения. |
6. Итог урока. | - Обобщив тему урока, хочется в итоге сказать, что долговременное выживание человечества возможно только в случае изменения самого общества. Люди должны создать общество, которое не намерено потреблять все ресурсы, общество, от которого зависит жизнь грядущих поколений, поэтому мы уже сегодня должны думать о будущем наших детей, внуков, чтобы для них был всегда чистый воздух, чистая вода, всегда светило солнце. А начинать надо с себя, со своего дома. Будет в порядке у себя, значит и планета будет в порядке. Уже сегодня мы должны направить все силы, чтобы вариант «Ад на Земле» никогда не осуществлялся в реальности. |
|
7. Рефлексия. | - Сменилось ли у кого-нибудь мнение о будущем нашей планеты? - Что помогло изменить мнениё? - Что вы взяли для себя с сегодняшнего урока? - Довольны ли вы своей работой на уроке? - Какие сложности возникли при работе в группе? | Высказывают свое мнение, оценивают свою работу, выявляют трудности. |
8. Оценивание. | - Работу каждого члена группы оценивали «наблюдатели», им слово. | «Наблюдатели» от каждой группы ставят оценки за работу. |
9. Домашнее задание. | - Представьте, что вы — члены экологического общества «Сохраним биосферу». Объединившись в группы (4 человека), составьте программу «Будущее планеты Земля», подготовьте защиту данной программы. | Записывают домашнее задание; объединяются в группы; задают возникшие вопросы учителю. |