Игра проводится в актовом зале, действие разворачивается на сцене, лицом к залу располагается жюри. Участвуют несколько команд из 6 человек (по числу сцен, в каждой из которых отвечают два игрока) и болельщики. Конкурсы рассчитаны и на участие зрителей-болельщиков, что позволит отметить самых активных из них.
Ведущий (учитель): Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы завершаем нашу неделю биологии. Итак, в эфире игра-спектакль “Заглянем в прошлое ”.
На протяжении сегодняшнего вечера мы вспомним некоторые факты из разных исторических источников, но все они будут так или иначе связаны с биологией. Мы поговорим о родословной привычных для нас вещей, над которой мы порою не задумываемся. А ведь история вещей – это история людей, история культуры.
Прослушайте правила игры: Вы должны в ходе просмотра сценок найти неточности, за каждую правильно найденную неточность – 1 балл. Жюри учитывает быстроту и полноту ответа, записывая набранное количество баллов как на счета команд, так и отдельных игроков.
С чего же мы начнем? А, пожалуй, с разминки для ума. Послушайте и определите, о чем идет речь.
По преданию в северных землях, где находится современный Новгород, путешественник мог увидеть такую картину: “…как нажарят их (избы) румяно, от одежд сволокутся и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят водой истомленное тело свое. И опять оживут”. Что же могло так поразить путешественника? Как называлось на Руси того времени это строение?
Выслушиваются версии команд и болельщиков.
Ответ:
Продолжение рассказа таково: “То творят мовенье себе, а не мученье"”. Речь идет о русских банях, о которых упоминается уже в летописях X – XII веков. Их называли мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня. В Древней Руси побежденные племена даже платили дань березовыми вениками.
Вот и наш герой – только что после бани. Знакомьтесь, смотрите и слушайте внимательно.
Сцена первая.
Открывается занавес. Задник сцены изображает стену бревенчатой избы. Сбоку стоит стол с самоваром, лавка, сундук. Появляется актер с березовым веником, кладет его на лавку.
Актер: Ух, хороша банька! Веничек сюда положим… Как в старину говаривали, “баня парит, баня здоровье дарит”. Авдотья Ивановна, чайку бы!
Входит актриса с подносом, с поклоном подает его, собирает на стол.
Актер: А вот и чаек, тут и квасок, смотрю, и киселек, и молоко, и мед. Тут и сахарок, варенье да хлебушек! Актер наливает чай в блюдце, с аппетитом прихлебывает.
Хорошо-то как! Вот я, добрый молодец, киселя наелся, молока нахлебался, чаю напился. Теперь можно и вздремнуть!
Укладывается на лавку. Занавес закрывается.
Ведущий (учитель): Все ли правильно в этой сценке? Помните, что время действия – XIII век. Повторим, что на столе. Вывешивает плакат с перечнем продуктов (список можно проецировать на экран – чай, мед (вино), молоко, хлеб, сахар, варенье, квас, кисель).
Ответ (ведущий):
1. Чай в России появился только в 1638 году, когда монгольский Алтын – хан прислал царю Михаилу Федоровичу четыре пуда чая в качестве подарка. До этого времени питьем служили квас, мед, овсяный кисель, молоко. “Не знаю, листья ли то какого дерева или травы, – доносил царю боярский сын Старков отправленный послом к Алтын-хану, – Варят их в воде, приливая несколько молока...” Чай был испробован, понравился и вошел в употребление при дворе, потом у бояр и у других богатых людей. С конца XVII в. (1679 г.) чай в Россию поставлялся из Китая.
2. Хлеб появился еще в домонгольское время,
3. Сахара в XIII в. не было. Промышленное производство его началось в XVI в. в Индии, а с XVII в. в России. В 1802 году был открыт первый сахарный завод в селе Алябьево бывшей Тульской губернии. В широких масштабах переработка сахарной свеклы на сахар была начата только в середине XIX века. А вот варенье было, только варили его не на сахаре, а на меду.
Жюри подводит первые итоги, объявляет промежуточные результаты.
Сцена вторая.
Актер: (потягиваясь) Эх, хорошо поспал! А теперь – обед.
Ведущий (учитель): Да ведь только что…
Актер: Обед! После трудов праведных обязательно “обед со товарищи”. Посмотрим, чем Авдотья Ивановна нас попотчует…. О, вегетарианский стол! Картошечка, а вот и грибочки маринованные! Салатик из помидоров, сдобренный маслом подсолнечным, ароматная каша с тыквой! Яблоки!
Актриса ставит на стол черные и белые семечки, картофель, помидоры, грибы маринованные, яблоки, сливы, масло сливочное, хлеб (все в мисках).
Ведущий (учитель): Ну, что же, раз “обед со товарищи”, присоединяйтесь. (Приглашает к столу представителей команд.) Что ж, знатоки, покажите, что следует есть. Не забывайте опять-таки, что мы в XIII веке.
Игроки садятся к столу и, комментируя, отбирают то, что могло стоять на столе в XIII веке.
Ведущий (учитель): Да, многие растения, которые мы привыкли считать местными, на самом деле – выходцы из других стран. Разными путями проникали они из-за границы, но многие были собраны русским ученым, который изъездил, исходил всю нашу планету, побывав в самых глухих ее уголках.
Мировая коллекция созданного им Всесоюзного института растениеводства заслуженно носит имя своего создателя. Она до сих пор служит источником исходного материала для выведения ценных сортов растений. Кто этот человек? Его девиз “Жизнь коротка, надо спешить!”
Ассистенты вывешивают портреты ученых: Н.И.Вавилова, М.И. Сеченова и И.В.Мичурина (последние можно заменить любыми другими, имеющимися в наличии).
Ответ для зрителей: “Жизнь коротка, надо спешить” – таков был девиз жизни Николая Ивановича Вавилова, академика, агронома, путешественника. Организатор и участник ботанико-агрономических экспедиций, охвативших большинство континентов (кроме Австралии и Антарктиды), в ходе которых выявил древние очаги формообразования культурных растений. Создал учение о мировых центрах происхождения культурных растений. Под руководством Вавилова была создана крупнейшая в мире коллекция семян культурных растений.
Ответ для сценки:
Жюри подводит итоги, объявляет промежуточные результаты.
Ведущий (учитель): А теперь куда перенесемся? Может, во времена Ивана Грозного и Малюты Скуратова? Нет, на век вперед.
Актер: Конец XVII в. Помните, на троне малолетние Петр и Иван, а фактически – властная Софья.
Кто в русском государстве XV – XVII в. был должностным лицом в приказе? Человек просвещенный, образованный, все новости знает, вообще – фигура любопытная. Кто это? Может быть, зрители помогут?
Жюри учитывает ответы зрителей.
Ответ: Думный дьяк.
Ведущий (учитель): “Умный придворный человек намерения своего и воли никому не объявляет…”. Вот представим себе утро дьяка.
Сцена третья.
Открывается занавес. На лавке сидит Актер, позевывает, потягивается, неожиданно чихает и громко сморкается в платок.
Актер: (укоризненно качает головой и нравоучительно) Сие есть немалая гнусность, когда часто сморкаются, якобы в трубу. О-хо-хо...Петруха! Мыться!
Слуга вносит тазик с водой, кружку, кусок мыла, зубной порошок в какой-нибудь коробочке, зубную щетку, полотенце.
Актер: (умывается, чистит зубы, приговаривает) Надо, надо умываться по утрам и вечерам! Хороша водица! Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое, и зубной порошок…
Актер: А теперь завтрак. Петрушка!
Ведущий (учитель): (сервирует стол, приговаривая.) Так, тарелочка, вилочка слева, ложка с ножом справа, салфетка на тарелку, солонка.
Слуга: (вносит поднос с едой, громко) Мясо стеллеровой коровы!
Актер: (вдыхает запах) Хорошо пахнет! Свежатинка! (Нравоучительно) “Когда придется тебе с другими за столом сидеть, то сиди прямо, благочинно. Не облизывай перстов и не грызи костей. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою. (Режет хлеб). Хлеба, приложа к грудям, не режь. Не чавкай, как свинья и головы не чеши”. Ну, начнем!
Ведущий (учитель): Не пора ли дать слово нашим эрудитам? Где ошибки на сей раз?
Ответ:
Ведущий (учитель): А теперь вопрос зрителям: из какого источника цитировал актер правила хорошего тона?
Ответ: “Ю́ности честно́е зерца́ло” (полное название “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов”) – наставление для юношества, написанное в начале XVIII в., при Петре I.Авторы этого издания неизвестны. Предполагаемый составитель – епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский). В создании книги принимал активное участие и курировал ее издание сподвижник Петра, Яков Брюс. Вторая часть – это собственно “зерцало”, то есть правила поведения для “младых отроков” и девушек дворянского сословия. Фактически, это первый в России учебник этикета.
Ведущий (учитель): Вот и подошел к концу наш сегодняшний вечер. Надеюсь, он позволил вам узнать кое-что интересное. Слово предоставляется нашему уважаемому жюри, которое и объявит нам победителя этой игры, самого лучшую команду. Отметим мы и самых активных игроков.
Награждение грамотами и подарками.
Использованные материалы.
Литература:
Артемов В. История чая в России. Первые шаги. http://his.1september.ru/2003/22/1.htm
Вавилов, Николай Иванович http://ru.wikipedia.org/wiki/Вавилов,_Николай_Иванович
Зубная щетка. http://ru.wikipedia.org/wiki/Зубная_щетка
Зубная щетка. Чем чистить зубы. http://www.32dentalclub.ru/vseolecheniizubov/zubnaya/
История мыла . http://florance.narod.ru/history.htm
Картофель. http://ru.wikipedia.org/wiki/Картофеля
Русская баня http://www.banya-land.ru/russia.htm
Стеллерова корова. http://ru.wikipedia.org/wiki/Hydrodamalis_gigas
Тарелка. http://ru.wikipedia.org/wiki/Тарелка_(столовая)
Юности честное зерцало. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Юности_честное_зерцало