Загрузить презентацию (355,03 КБ)
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации по данной теме средствами ИКТ технологий.
Задачи:
Планируемые результаты:
Оборудование и учебные пособия к уроку:
Формы организации учебной деятельности:
Методическое обеспечение:
Эпиграф к уроку:
…Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы…
Бестужев-Марлинский.
ХОД УРОКА
Этап урока | Форма работы | Конкретные виды деятельности (учителя и ученика) | УУД |
1. Организационно-мотивационный Совместное определение темы урока. | Коллективная | Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. – Здравствуйте, ребята. Учитель: Наш сегодняшний урок по теме «Фонетика» носит повторительно-обобщающий характер. – Какие цели вы поставите перед собой? | Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы. Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование). |
2. Исходная мотивация урока: актуализация прежних знаний, повторение теоретического материала и проверка домашнего задания. | Коллективная фронтальная работа с таблицами Слайды 6-8 Слайды 9, 10 (анализ примеров) Работа по карточкам в парах и группах Анализ слайдов 11-15 Задание 1. Пары 1 группы (низкий уровень подготовки) Пары 2 группы (средний уровень подготовки) | Разноуровневое домашнее задание: *Низкий уровень (В): подготовить вопросы для фонетической разминки. Слайд 5 *Средний уровень (А): подготовить фонетические задачи по типу: а) измените в словах один звук, чтобы получилось новое слово; – Какая функция звуков речи лежит в основе данных заданий? (Смыслоразличительная) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества: умения работать в группе, в паре. |
3. Операционно-познавательный этап урока (обобщение знаний, осмысление полученных знаний по теме «Фонетика. Орфоэпия») Самостоятельный выбор уровня заданий цели и задач урока, этапов и форм работы Работа по культуре речи. Отработка орфоэпических норм современного русского языка с элементами развития устной речи учащихся |
Задание 2. Самостоятельная работа с раздаточным материалом по группам и в парах Слайд 16 Работа с различными видами словарей (орфографический, этимологический, толковый)
Занимательный материал
Задание 3. Работа в парах Слайд 17
Задание 4. Работа в группах. Слайд 18
Самоконтроль с помощью прослушивания звукозаписи текста. Самооценка работы. | – Сегодня на уроке вы проверите свои знания по фонетике: хорошо ли вы знаете особенности звуков русского языка, соблюдаете ли орфоэпические нормы современного русского языка, умеете ли пользоваться различными видами словарей и определять звуковой состав слова. 1) Записать фонетическую транскрипцию слов: равноправие, осадки, в течение. 2) Выполнить фонетический разбор слов: русский, орфоэпия. Словарно-орфоэпическая работа: используя карточку-справочник «Особенности ударения в русском языке» и при затруднении орфоэпический словарь, расставить в данных словах ударение. – Какие звуки обозначают выделенные буквы? а) взаимопроверка выполненных заданий; Учитель: В чем же заключается особенность ударения в русском языке? – Опираясь на различные виды словарей и на материал учебника А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой стр. № 24-25, разграничьте понятия омонимы,омофоны. омографы. – Как превратить слово языковую в сочетании со словом колбасу в явление, происходящее в языке? (Языковая колбаса – языковое явление) – Как называется эта пара слов? (Омографы) – Подберите к данным словам: атлас, броня, пасти, замок, ледник, характерный омографы. Составьте с ними словосочетания, учитывая лексическое значение слов. а) взаимопроверка выполненных заданий; Упражнение «Говорите правильно по-русски»: а) 1 группа (низкий уровень подготовки) Используя данные в карточке ключевые слова составить рассказ на тему «А у нас сегодня гости!», правильно употребив слова с точки зрения ударения. б) 2 группа (средний уровень подготовки) Конкурс дикторов центрального телевидения. – Выразительно прочитайте данный текст,соблюдая присущие публицистическому стилю интонации и орфоэпические нормы современного русского языка, обращая особое внимание на выделенные слова. | Познавательные: совершенствование навыков работы с различными видами словарей и справочной литературы, умений находить необходимый учебный материал в различных информационных источниках. Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!) Регулятивные: знать алгоритм (порядок) фонетического разбора слова. Познавательные: совершенствование навыков работы с различными видами словарей и справочной литературы. Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера. Познавательные: умение преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике. Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера. Познавательные: умения находить необходимый учебный и иллюстративный материал в различных информационных источниках. Личностные: развитие у учащихся чувства любви к красоте, правильности и выразительности русского слова. Коммуникативные: развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами публицистического стиля. |
4. Рефлексивно-оценочный этап урока. А) Контроль знаний учащихся в формате ЕГЭ.Тестирование . Б) Итоги урока В) Рефлексия: Что нового узнали? чему научились? В чем испытывали трудности? |
Задание 5. Индивидуальное контрольное тестирование. Индивидуальное задание с использованием дополнительных источников информации. Слайды 19-20 | Учитель предлагает проверить учащимся знания, выполнив предложенный тест. Учащиеся выполняют предложенные учебные ресурсы. Тест.
Проблемный вопрос: нужно ли изучать фонетику и орфоэпию? Докажите свою точку зрения, опираясь на мнения ученых и писателей Учитель: Вы привели яркие примеры, отвечая на проблемный вопрос. Чтобы овладеть правильным литературным произношением, необходимо уметь слышать и анализировать звучащее слово. Именно звучащее слово является основной формой существования языка. Анализ и оценка проделанной работы. Учитель выставляет оценки, комментирует их. Учащиеся оценивают свою деятельность и знания. – Выскажите свое отношение к уроку. | Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).Совершенствование навыков работать с материалами ЕГЭ. Коммуникативные: составление устного связного монологического высказывания публицистического стиля. Коммуникативные: развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи учащихся. Регулятивные: осмысленное действие. Познавательные: анализ проделанной работы, полученных знаний и умений). Личностные: осознание значимости урока, смыслообразование, гармоничное развитие личности и ее самореализация на основе готовности к непрерывному образованию. |
5. Домашнее задание | Самостоятельный выбор уровня домашнего задания Дифференцированные задания различного уровня Слайд 21 | Учитель дает рекомендации по выполнению д/задания. Учащиеся выбирают уровень задания, уточняют ход его выполнения. а) средний уровень: Русский язык – великий и могучий. Однако все течет и изменяется. И язык тоже нуждается в нашей поддержке, а, может быть, даже в рекламной кампании. Составить текст призыва в публицистическом стиле с призывом изучать фонетику и бережно относиться к языку (не менее 100 слов). В рассуждении приведите 2 аргумента. б) низкий уровень: ответить на вопросы в учебнике на стр. 10-11, упр. 8 | Коммуникативные составление письменного связного монологического высказывания публицистического стиля. Личностные выражение собственного отношения к проблемам сохранения чистоты и правильности русской речи. Регулятивные осмысленное действие. Познавательные анализ проделанной работы, полученных знаний и умений. Коммуникативные контроль и оценка своих действий. Личностные осознание значимости урока, смыслообразование, способствовать гармоничному развитию личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. |