Цели:
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: Интерактивная доска, опорные конспекты, тестовые задания, индивидуальный перевязочный пакет, жгуты.
Ход урока
1. Организационный момент
- Добрый день! Здравствуйте! Когда люди, приветствуя друг друга, говорят “Здравствуйте!”, какой они вкладывают смысл?
- Что такое здоровье? Виды здоровья?
Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию я взял слова Бернарда Шоу: “Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди”.
Каждый день можно видеть, в какой ужасной действительности мы живем.
- Что разрушает здоровье? Окурки, пивные банки, шприцы в подъездах, над которыми дрожат обезумевшие парни и девушки. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. Не только вредные привычки дают столь высокую смертность… По статистике из 100 погибших человек в авариях и катастрофах- 15 человек погибают из-за несвоевременно оказанной помощи, 15 – из-за несовместимых с жизнью повреждений, и 70 – из-за безразличия и неправильно оказанной помощи.
Поэтому тема сегодняшнего урока "Первая медицинская помощь при ранениях".
2. Актуализация
- Всегда любое ранение сопровождается кровотечением. Давайте вспомним , какие виды кровотечений бывают ( Работа в парах у доски. (на разрезанных листах – отдельные фразы по видам кровотечений и их характеристикам)
Укажите соответствие между видом кровотечения и его признаками.
№1: Артериальное кровотечение:
№2 Венозное кровотечение:
№3 Капиллярное кровотечение:
№4 Смешанное кровотечение:
№5 Паренхиматозное кровотечение:
Фронтальный опрос для всего класса
Дополните фразу:
- Теперь посмотрим, как ответили у доски. Для закрепления работа с рисунками.
Знакомство со способами остановки кровотечения
Рассмотрите рисунок, расшифруйте обозначения. Перечислите точки пальцевого прижатия.
Рассмотрите рисунки, составьте алгоритм остановки кровотечения с помощью жгута.
- Теперь посмотрим, как ответили у доски.
3. Выход на определение темы урока и на целеполагание
Итак, мы вспомнили все, что нам сегодня понадобится. Мы готовы перейти к следующему этапу урока. Сегодня я прошу Вас помочь мне сформулировать цель нашего занятия. Для формулировки обратимся к видеосюжету. (Сюжет ДТП)
- “Какие ассоциации у Вас возникли?”.
- Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: “Только ли в транспортных авариях мы сталкиваемся с ранениями?”.
Обратимся к статистике:
Ежегодно в России гибнет:
бытовой и производственный травматизм – 100 тыс. человек;
в ДТП – 30 тыс. человек;
тонет – 15 тыс. человек.
Погибает каждый день в результате несчастных случаев 400 человек.
- Можем мы теперь предположить, каковы же цели нашего урока?
Цели (назыают учащиеся):
1. Формирование первичных навыков в определении типа ранения.
2. Умение оказать первую медицинскую помощь при ранениях.
- Итак, проблема состоит в том, что очевидцы происшествия – 70%, или не способны или не хотят спасти пострадавшего. Наша задача, достигнув цели урока, ответить на вопрос: “ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО?”
4. Формирование новых знаний
- Для того, чтобы научиться правильно оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, необходимо сначала знать их типы: (Минилекция)
Рана – повреждение тканей организма в результате внешнего воздействия.
Классификация ран:
Признаки ОГНЕСТРЕЛЬНОЙ раны:
Признаки РЕЗАНОЙ раны:
Признаки КОЛОТОЙ раны:
Признаки РУБЛЕНОЙ раны
Признаки УШИБЛЕНОЙ И РАЗМОЗЖЕННОЙ ран:
Признаки РВАНОЙ раны
Признаки УКУШЕННОЙ раны:
Помните: все раны инфицированные!
Оказание первой медицинской помощи при большой открытой ране
Оказание первой медицинской помощи при незначительных открытых ранах
Оказание первой медицинской помощи при проникающем ранении грудной клетки
Оказание первой медицинской помощи при проникающем ранении живота
Раны, ссадины, проколы
В первую очередь: Выньте инородные тела (песок, щепки, осколки). Удалите грязь. Промойте холодной чистой водой. Кровь, выходящая из раны тоже не просто так течет, она промывает ее.
Традиционная медицина | Народные средства |
Чем обработать | |
Перекись водорода, розовый раствор марганцовки, для краев раны - спиртовая настойка йода, зеленка. | Микробов на краях раны можно убить следующими подручными дезинфицирующими средствами. Сильными: Слабоватыми: |
5. Закрепление
- Теперь, пожалуйста, давайте попытаемся систематизировать, что мы поняли. Вашему вниманию, будут предложены ситуационные задачи. Работать будем по вариантам (Приложение № 2, Приложение № 3).
Задача состоит из 2 частей, первая часть – теоретическая, в виде теста.
Вторая часть заданий практическая.
Сегодня мы не просто ученики одного класса, а медицинский персонал “Скорой помощи.
- Теперь мы попробуем после закрепления наших теоретических знаний, применить эти знания на практике.
Ученики по группам выполняют практическую часть ситуационной задачи.
- Накладывание жгута.
- Наложение закрутки.
- Остановка носового кровотечения.
- Наложение повязки на голову.
- На палец.
- Крестообразная повязка на кисть.
- Наложение повязки на стопу.
Наложение повязки на грудь.
Да, мы знаем теперь виды ранений, умеем оказывать первую медицинскую помощь при них. Но этих умений не совсем достаточно. Нужно еще иметь душу, способную сопереживать, готовую принять на себя чужую боль.
Умение принять чужую боль и облегчить страдание – это и есть искусство милосердия. Овладеть им может каждый, чья душа добра, а сердце способно к состраданию.
- Только ЧЕЛОВЕК может овладеть искусством милосердия, и этому нужно учиться каждый день. Повторная демонстрация слайда №1.
Итак, возвращаемся к нашему вопросу:
Очевидец происшествия – спаситель пострадавшего?
- Ребята, поднимите руки, какой же знак нужно поставить в конце этого предложения?
(Обучающиеся приходят к мнению, что вместо вопросительного знака в этой фразе должен стоять восклицательный знак).
6. Домашнее задание. Подведение итогов
- В качестве домашнего задания я предлагаю Вам составить свои ситуационные задачи по сегодняшней теме, которые могут случиться в быту, и разработать алгоритм их решения.
Будьте здоровы!