Цели:
Задача: Дать представление о причастии как особой форме глагола.
Методы: проблемно-поисковые (подводящий диалог), метод самостоятельной работы с заданиями, наглядный метод (презентация).
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: проектор, распечатанные карточки для работы на уроке, учебник русского языка 6 класс, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др.
Сии глагольные имена служат
к сокращению человеческого слова,
заключая в себе имени и глагола силу
М.В.Ломоносов.
Ход урока
Учащиеся повторяют за учителем звуки, правильно и четко произнося их:
/б-бь; п-пь; в-вь; ф-фь; г-гь; к-кь; д-дь; т-ть; з-зь4 с-сь; ж-ш/;глубокий вдох-выдох.
2.Языковая разминка.
I-й ряд: Дайте характеристику яблоку, ответив на вопрос: “Какое оно? (Красное, зеленое, желтое, гнилое, сладкое, кислое, большое, маленькое, круглое….)
II-й ряд: Охарактеризуйте розу, ответив на вопрос: “Какая она? (красивая, великолепная, колючая, красная, желтая, белая, розовая, дикая…)
III-й ряд: Дайте характеристику помидору, ответив на вопрос: “Какой он? (Круглый, красный, зеленый, спелый…)
Посмотрите внимательно на слайд№2 и постарайтесь определить какими частями речи являются выделенные слова.
(Слайд №1 “Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне ее трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты. В полете этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное”)
(По Сладкову “За пером синей птицы”)
Распределите эти слова по графам в последнюю колонку. (Слайд №3-4)
Часть речи | Вопрос | Грамматическое значение | Примеры |
Имя прилагательное | Какой7 | Признак | Мрачная. синяя, белых, необычное, удивительное. |
Глагол | Что делать? Что сделать? | Действие | Наползает, трепещут |
Причастие | Какой? Что делающий? Что делавший? Что сделавший? | Признак по действию | Трепещущих |
III Введение в тему, формулирование темы и целей урока учащимися, открытие новых знаний.
Назовите в этом слове орфограммы (при, ча) (Слайд №7) Исторически приставка стала частью корня. (Учащиеся самостоятельно заполняют последнюю колонку таблицы)
IV Последовательное выполнение заданий.
Учитель: Достичь поставленных целей вам помогут разнообразные задания, которые мы будем выполнять сегодня на уроке.
Задание №1 Откройте учебник на стр. 215. Прочитайте информационный текст в рамке и ответьте на мои вопросы.
Задание №2 Мы с вами уже знаем определение причастия и его грамматическое значение. А теперь давайте понаблюдаем над тем, какие же особенности (признаки прилагательного и глагола) оно имеет.
Запишите предложение. Выпишите словосочетания: прилагательное + существительное и причастие + существительное. Укажите морфологические признаки прилагательного и причастия. (Слайд № 11)
- И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле. (Ф.Тютчев)
Чистая лазурь (И.п., ед.ч.. ж.р.)
Теплая лазурь (И.п., ед.ч.. ж.р.)
Отдыхающее поле (В.п., ед.ч., ср.р.) (Слайд №12)
Отдыхающее поле (что делающее?) (несов. вид, наст., невозврат.)
(Ученики самостоятельно работают с таблицей.
Признаки прилагательного у причастия | Признаки глагола у причастия |
Падеж | Вид |
Число | Время |
Род | Возвратность |
Косые лучи заходящего солнца почти не погружаются в воду. Они блестят на бесконечном водном пространстве и вспыхивают дрожащими искрами. Волны будят легкий ветер, кое-где спускающийся в море с соседнего берега.
Задание №4 Учитель читает конструкцию со словом “который”, школьники быстро называют и записывают ее.
Как мы скажем о листьях, которые распустились? (распустившиеся); о шаре, который лопнул?... (лопнувший); о девочке, которая бежит? (бегущая); о яблоке, которое упало? (упавшее); о море, которое бушует? (бушующее).
Сделайте вывод по заданию. От какой же части речи образуется причастие?
Задание №5 Распределите слова по колонкам, определив первоначально часть речи. (Задание выполняется с последующей проверкой)
Сделайте вывод по заданию.
V Подведение итогов урока. (Цветовой тест определения настроения.) (Слайд№1)
Вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока? (Слайд №18)
Выполнили ли мы эти задачи?
Назовите ключевые слова урока.
Что нового для себя вы узнали…
А в чем же особенность причастия?
Выставление оценок.
VI Домашнее задание: Параграф 61, написать небольшое сочинение-рассуждение (50-60 слов) о причастии как особой форме глагола. (Слайд №19)
Фамилия, имя ученика _______________________________________________________________
Дата: ______________________________________________________________________________
Тема урока: _________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Цели урока: __________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
1 “Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне ее трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты. В полете этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное”)
(По Сладкову “За пером синей птицы”)
Распределите эти слова по графам в последнюю колонку. В первой колонке укажите часть речи.
Часть речи | Вопрос | Грамматическое значение | Примеры |
| |||
|
| ||
|
|
|
2. И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле. (Ф.Тютчев)
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
3.Заполните таблицу.
Признаки прилагательного у причастия | Признаки глагола у причастия |
4. Прочитайте текст. Найдите причастия. Какой смысл привносят причастия в текст? Подумайте, какими членами предложения они будут являться?
Косые лучи заходящего солнца почти не погружаются в воду. Они блестят на бесконечном водном пространстве и вспыхивают дрожащими искрами. Волны будит легкий ветер, кое-где спускающийся в море с соседнего берега.
5.__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6.
Имена прилагательные | Причастия | Глаголы |
VI Домашнее задание: Параграф 61, написать небольшое сочинение-рассуждение (50-60 слов) о причастии как особой форме глагола.