Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Технология создания учащимися тематических мультимедийных презентаций на уроках биологии

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 412

Глазунова Любовь Алексеевна, учитель биологии

В соответствии с приоритетным проектом развития образования практически все школы оборудованы компьютерами, кроме того интерактивные доски и мультимедиапроекторы перестали быть для большинства учителей недоступными  средствами обучения. В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Включение мультимедийных средств делает процесс обучения более содержательным и результативным.

Практически каждый учитель применяет на своих уроках презентации с целью повышения учебной мотивации учащихся и  активизации их познавательной деятельности. Грамотно созданная, содержательная, яркая, нешаблонная электронная презентация представляет собой универсальный образовательный продукт, который может увлечь, научить, сообщить информацию и даже развлечь.

Об «учительской» презентации – ее задачах и  значении в образовательном процессе, технологии создания и использования, месте в сценарии урока –   сказано и написано немало, однако значительно меньше внимания уделяется презентации, созданной учащимися. Конечно,  наши школьники, воспитанные на различных элементах компьютерной культуры, без особого труда  выполняют творческие задания (обычно домашние), суть которых чаще всего заключается в подготовке презентации по какой-либо теме. Мне приходилось видеть не один десяток самых разных ученических презентаций. Порой они выглядели как набор ярких картинок, часто не связанных с текстом, а текст не соответствует заявленной теме. Шрифт не читается из-за выбранного размера и цвета букв. Особый восторг автора и его одноклассников вызывают многочисленные эффекты: на слайде постоянно что-то движется, появляется и исчезает, иногда все это сопровождается определенными звуками.  Создавалось впечатление, что работа была выполнена ради «галочки», точнее оценки, тем более зачастую отметки были хорошими, т.к. некоторые учителя по причине своей компьютерной неопытности считали это верхом творчества ученика. Учитель, действительно думающий, что ученическая презентация способствует развитию познавательного интереса к предмету и активизации творческой деятельности школьников, прежде всего сам является хорошим практиком в этом деле.  Конечно, принципам работы в PowerPoint наших детей учат на уроках информатики, но именно специфика естественных наук дает возможность почувствовать ученику значимость этой программы в обучении, а учитель-предметник всегда должен оказать информационную и технологическую поддержку.

Последние два года одним из направлений моей педагогической работы является проблема организации такой деятельности учащихся на уроках биологии как создание  тематических мультимедийных презентаций. Преимуществ использования этого метода достаточно:

Обычно вся работа по созданию ученических презентаций организуется в несколько этапов. На предварительном этапе учителю важно мотивировать детей к изучению учебного материала, представить возможные направления их исследований в рамках общей темы. Считаю, что к вопросу выбора учениками темы для своей работы необходимо подходить серьезно. Эта тема должна быть очень интересна и самому ребенку и той аудитории, перед которой она будет представляться в последующем. Учитель всегда должен быть готов помочь учащемуся в этом непростом выборе, уметь предполагать успешность работы ученика в выбранном направлении с точки зрения имеющейся доступной информации (текст и изображения), его навыков работы с компьютером, а также  учета психологических особенностей обучаемого. Важно обсудить с каждым суть изучаемого вопроса, убедиться в том, что ученик действительно имеет понимание содержания своей дальнейшей работы. В ходе выполнения задания иногда приходится неоднократно совместно с ребенком корректировать название презентации, пересматривать ее содержательную часть, вплоть до полного изменения первоначально выбранной темы. Здесь важно, чтобы учащийся «заболел» проблемой, а не испытывал неудовлетворенность или чувство тревоги.

Технология создания учащимися предметных презентаций строится по определенной последовательности действий.

Представленная технология привлекательна и с позиции сохранения здоровья школьников. Значительная часть деятельности учеников связана с работой за партой. Непосредственная работа за компьютером должна быть строго регламентирована учителем, не допустить физического напряжения помогают физкультминутки, различные эмоциональные паузы,   собеседования о ходе выполнения задания.

За время применения мною в процессе обучения биологии технологии создания учащимися презентаций накоплен бесценный банк ученических работ. Самые лучшие из них используются в урочной и внеклассной работе. Есть работы, которые представляют собой пример творчества, есть и такие, которые требуют доработки. Те и другие служат для учащихся реальными образцами качества выполнения подобных работ. Анализируя качество мультимедийных презентаций, можно выделить следующие типичные ошибки, допускаемые учениками:

Технология создания ученических презентаций в практике преподавания  биологии хорошо себя зарекомендовала как форма организации и проведения предметных семинаров и конференций, подготовки учащимися творческих индивидуальных и групповых заданий к уроку. Умело оформленные электронные презентации являются эффективным средством подачи результатов исследовательской и проектной работы учащихся. Кроме того, данная технология способствовала  возникновению в нашей школе «Конкурса ученических презентаций», на котором дети представляют собственные электронные работы по любым интересующим их вопросам. Сейчас в каждом классе можно выделить  группу увлеченных предметом детей, которые успешно используют в своем обучении навыки работы в программе PowerPoint. Созданные ими презентации отличаются наличием гиперссылок, аудио- и видеооформлением, в этих работах включены слайды обратной связи контролирующего характера («выбери правильный ответ», «ответь на вопрос», «найди лишнее» и т.п.).

Конечно, успешность работы с ученическими презентациями напрямую зависит от оснащенности школы компьютерами и их доступностью для учителя-предметника в плане проведения уроков, возможностью использования ресурсов Интернет.  Приветствуется наличие у учеников элементарных навыков работы с программой PowerPoint, хотя на собственном опыте доказано, что даже пятиклассники быстро становятся уверенными пользователями программы под руководством учителя биологии, т.к. главная задача педагога – это создать ситуацию успеха   ребенка на уроке.

Итак, одним из  условий эффективности  современных информационных технологий в школе является повышение доли самостоятельности учащихся. Использование технологии создания ученических мультимедийных презентаций на уроках биологии активизирует познавательный интерес школьников к предмету за счет новой формы представления учебного материала. Разработка учениками собственных электронных проектов позволяет трансформировать традиционный процесс обучения в развивающий и творческий.

Литература