Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Урок-игра Все о неметаллах и их соединениях

Добавлено: 2018.08.28
Просмотров: 5

Бакланова Лариса Васильевна, учитель химии

Раздел:  Преподавание химии.
Место: после изучения темы «Неметаллы»
Тип урока: Комплексное применение знаний и умений

Имитационная модель игры.
В НИИ проходит квартальный отчет сотрудников с последующим награждением лучшей лаборатории. Заранее известно требование к докладам – отчетам:
- наиболее полное представление темы,
- оформление схемами, рисунками, сопровождение докладов слайдами.
Особенностью доклада является наличие в нем определенного числа ошибок, которые находят и исправляют сотрудники других лабораторий в ходе обсуждения отчетов.

Цель:
Провести смотр знаний в виде деловой игры для развития навыков общения и коммуникативной толерантности через создания комфортного психологического микроклимата при подготовке к игре  в коллективе.

Задачи:
Обучающие:
- проверить умения учащихся применять теоретические знания в решении конкретных задач;
- учить активнее, замечать свои собственные и чужие ошибки, практически анализировать свои успехи и промахи.

Развивающие:
- развивать способность самостоятельно планировать собственную деятельность, осознанно принимать решение;
- развивать способность к аналитическому мышлению в ходе выполнения проблемных задач;
- развивать познавательный интерес к учебной работе  и самостоятельности в ней.

 Воспитательные:
- воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, умение работать в малых группах, толерантность;
- воспитывать культуру учебного труда, чувство ответственности за порученное дело.

Подготовка к игре.

Организационный:
- организовать учащихся на активную познавательную деятельность. Перед изучением темы «Неметаллы» учащимся сообщается, что по  данной теме, будет проводиться смотр знаний в виде деловой игры, сообщается тема игры, сроки, правилами, требованиями к отчету.

 Конфронтация:
-активизировать познавательную деятельность учащихся. Учитель предоставляет проблемные вопросы для каждой лаборатории. Руководитель группы распределяет обязанности между сотрудниками своей лаборатории.

Информация:
- каждая лаборатория по мере изучения темы «Неметаллы» готовит ответы на вопросы.  При необходимости получает консультацию по возникающим вопросам у учителя.

Принятие решений:
- учащиеся совместно в группах обсуждают ответы на вопросы, готовят ошибки в своих ответах;
- ответы оформляются в виде связанного рассказа, который сопровождают: уравнения реакций, газеты, рисунки, презентации.

Содержание игры.

На уроке представители лабораторий по очереди выступают с докладами. Выступать первыми после доклада группы могут по кругу, т.к. первые имеют преимущества в обнаружении ошибок.
Процесс нахождения ошибок увлекает учащихся. Изменяется мотивация поиска ошибок их надо найти не только для того, чтобы показать свои знания, но и для общего успеха.

Ход урока.

1.Доклады представителей лаборатории.
2.Обнаружение ошибок (после каждого доклада)
3.Подведение итогов.

В НИИ «Неорганической химии» 4 лаборатории работают по изучению неметаллов и их соединений.

Лаборатория № 1 (учащиеся сами дают название своей лаборатории) изучают свойства простых веществ и оксидов, образованных элементами  - неметаллами. Свой доклад они составляют по результатам изучения следующих вопросов.

1. Сосуды наполнены аммиаком, кислородом, аргоном. Их на небольшое время оставили открытыми. Что будет наблюдаться при опускании в каждый из цилиндров тлеющей лучины?
2. В цилиндр наполнены раствором щелочи, вводят CO2 и N2 . Почему наблюдается уменьшения размера пузырьков, и что собирается над раствором щелочи?
3. Известковая вода при пропускании через нее сернистого газа мутнеет подобно тому, как она мутнеет при пропускании углекислого газа. Что представляет собой «муть» (составьте уравнение химической реакции).
4. При работе в химической лаборатории собирали оксид азота (II) в открытый сосуд. На основании этого опыта экспериментатор пришел к заключению, что оксид азота (II) бурый газ. Каким на самом деле  газом был наполнен сосуд?
5. Почему белый фосфор алхимики называли «холодным огнем»?

Лаборатория №2. Сотрудники данной лаборатории занимается изучением свойств кислот: отношение кислот к простым и сложным веществам. Готовит отчет по следующим вопросам.

1.Перед вами два сосуда – в одном концентрированная серная  кислота в другом – концентрированная соляная кислота. Как, не вынимая пробок, определить, какой из кислот наполнена склянка?
2. Металлы: золото, платина, алюминий, хром устойчивы по отношению к    концентрированной азотной кислоте. Связано ли это с одинаковой причиной?
3. Расскаленный уголек, брошенный в концентрированную азотную кислоту, продолжает гореть. При этом выделяется бурый газ и газ, образующий с известковой водой белый осадок (составьте уравнения реакций).
4. Почему растворять медь в концентрированной азотной кислоте нужно в вытяжном шкафу, а растворять железо в разбавленной серной кислоте можно и без вытяжного шкафа? (составьте уравнения реакций).
5.Газы в лаборатории сушат путем пропускания их через концентрированную серную кислоту. Почему этот метод не применяют для осушения аммиака?

Лаборатория №3. Сотрудники этой лаборатории занимаются изучением солей следующих кислот: серной, хлороводородной, угольной, фосфорной и аммиака. Их работа определена следующими вопросами.

1.При действии щелочи на раствор соли состава H4O3N2 выделяется аммиак, назовите соль и напишите уравнение реакции данного процесса.
2. Можно ли прокалить, без того, чтобы произошло химическое изменение:
- карбонат натрия
- карбонат кальция
- гидрокарбонат натрия.
Составьте уравнения реакций.
3. Каким весьма простым способом можно отличить соль угольной кислоты от солей азотной кислоты, серной кислоты, соляной кислоты. Дайте обоснованный ответ.
4. Имеются вещества: бромид натрия, сульфат калия, серная кислота, хлорид алюминия, оксид алюминия, сульфид цинка, хлорид цинка. Какими из них вы воспользуетесь попарно, чтобы получить:
-  сульфат цинка,
-  сульфат натрия, 
-  сульфат алюминия.
5. М. Кравцов «Зашифрованный план»
… А знаете, товарищи, - объявил он, эти статуи кто – то облил уксусной кислотой. Кислота разъела гипс, и он за ночь отвалился. Объяснение было правдоподобным… (Прокомментируйте, на сколько правдоподобным было это объяснение. Дайте обоснованный ответ.)

Лаборатория №4. Здесь изучают способы получения и применения неметаллов и их соединений.
Исследователи работают по следующим вопросам.

1. Карбонат аммония в настоящее время получают смешиванием трех газообразных веществ. Каких именно? Составьте уравнения реакции.
2. Ранее фосфор получали следующим образом: к фосфату кальция прибавляли серную кислоту – получали оротофосфорную кислоту и нагревали с углем и получали метафосфорную кислоту, затем ее нагревали с углем и получали фосфор, водород, оксид углерода (II). Составьте уравнения реакций.
3. Нитрат железа, применяемый в качестве протравы при хранении шерсти, получают действием азотной кислоты на железные стружки. Составьте уравнение реакции, зная, что она протекает подобно реакции разбавленной азотной кислоты с медью и при этом образуется соль трехвалентного железа.
4. Одним из способов получения баритовых белил, применяемых для изготовления глянцевой бумаги, состоит в следующем: минерал витерит представляет собой карбонат бария, его обрабатывают раствором соляной кислоты, затем к полученному раствору добавляют серную кислоту. Каков состав баритовых белил? Составьте уравнения реакций.
5. Гидрокарбонат аммония применяется при выпечке некоторых хлебобулочных изделий,
т. к. при нагревании он разлагается с образованием газов, вспучивших тесто, делающих его рыхлым. Составьте уравнения реакции.

Подведение итогов проводится по следующим критериям:
- полнота ответа на вопрос;
- составление уравнений реакций;
- составление ошибки;
- распознавание ошибки;
- оформление и способ предоставления отчета.

Литература.
1. Я.Л.Гольдфарб, Ю.В. Ходаков, Ю.Б.Додонов. Сборник задач и упражнений по химии, М.: Просвещение,1993
2. Г.И. Шелинский. Н.М. Юрова. Химия, 9.Специальная литература, Санкт- Петербург,1999.
3.Ю.Н. Кукушкин. Что мы знаем о химии? М.: «Высшая школа», 1993.
4. А.А. Журин. Сборник упражнений и заданий по химии. М.: «Аквариум»,1997