Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание информатики

Обработка информации в электронных таблицах

Добавлено: 2018.08.28
Просмотров: 4

Данилина Инна Геннадиевна, учитель информатики

Тип урока: урок закрепления пройденного материала.

Технология: игровая.

Время проведения: 14–15 уроки по теме “Кодирование и обработка числовой информации”.

Цели урока:

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка цели урока.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

Наш урок сегодня пройдёт в форме игры. Игра называется “Кто хочет стать начальником?”.

Ребята, а как вы думаете, какими чертами должен обладать современный начальник, руководитель? (Ответы детей.) И, конечно же, современного руководителя нельзя представить не владеющим компьютером, компьютерными технологиями.

И поэтому, тема нашего урока – “Обработка данных в электронных таблицах”, а цели, которые сегодня стоят перед вами, следующие:

  1. закрепить умение применять на практике
  2. операции фильтрации и сортировки;
  3. использовать в формулах относительные и абсолютные ссылки;
  4. использовать встроенные функции;
  5. производить расчеты с процентными величинами;
  6. представлять данные в виде диаграмм.

2. Рассказ об объекте исследования – Московском метрополитене.

Вы сегодня будете начальниками не совсем обычного предприятия. Оно в нашем городе единственное, да и не в каждом городе оно есть. Мы очень любим его и по праву им гордимся. Это Московский метрополитен, сложнейшее инженерно-техническое сооружение.
Каждый день встречает он москвичей и гостей столицы нашего города. Сегодня это основной вид городского пассажирского транспорта, осуществляющий более 50% всех пассажирских перевозок.
За все годы своего существования Московским метрополитеном перевезено более 90 млрд. пассажиров, пропущено около 120 млн. поездов. А ежедневно по линиям проезжает более 10 тыс. поездов. Минимальный интервал между поездами 90 сек. Такой интенсивности движения нет ни на одном метрополитене мира.
История развития метрополитена всегда неразрывно была связана со строительством. Оно за все годы своего существования не прекращалось ни на минуту. Даже в годы Великой Отечественной войны было построено более 13 км железнодорожных путей с 7 станциями.
В настоящий момент на Московском метрополитене 12 линий, которые удобно связывают промышленные, административные и культурные центры с жилыми районами.
Наконец, столичный метрополитен – это сложнейшее хозяйство, включающее в себя 10 эксплуатационных служб, 15 депо, 2 ремонтных завода и многие другие подразделения.
На Московском метрополитене работает более 37 тысяч человек, и руководят ими грамотные, знающие и любящие свое дело начальники, отвечающие за надёжность технических средств, за безопасность перевозок пассажиров.

3. Знакомство с правилами игры.

Ребята, сегодня на уроке вам предоставляется уникальная возможность совершить увлекательное путешествие в мир Московского метро. Вы узнаете, какая линия метро была пущена в строй первой, и когда это произошло. Вы будете сегодня работать с реальными числовыми данными, которые, поверьте, вас заинтересуют и удивят.
На каждого из вас ложится большая ответственность, ведь вы будете отвечать за свой конкретный участок работы. От ваших знаний, вашего взаимопонимания и взаимопомощи будет зависеть итог всего урока. Я желаю вам удачи.

Игра состоит из трех конкурсов:

  1. Отборочного конкурса;
  2. Практического конкурса;
  3. Конкурса “Телефонный звонок”.

За выполненные задания вы будете получать баллы. По заработанным баллам определятся “Главный начальник”, “Лучший начальник”, “Хороший начальник”.

4. Отборочный конкурс.

Чтобы стать участником игры, каждому из вас надо ответить хотя бы на один из поставленных вопросов. Ответившие более чем на один вопрос, получают дополнительные баллы. Каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов. По итогам конкурса определится “Главный начальник”, а именно, учащийся, который на время урока станет Начальником Московского метрополитена. Остальные участники игры получат должности Начальников линий. Приложение 1.

5. Подведение итогов отборочного конкурса. Раздача “портфелей”.

Мы поздравляем Начальника метрополитена с назначением его на должность и вручаем ему символический портфель, содержащий план его работы на уроке. Приложение 2, Приложение 3.

Остальные участники игры становятся Начальниками линий Московского метрополитена и также получают “портфели” Начальников линий, содержащие план их работы на уроке. Приложение 4, Приложение 5.

Под ваше исследование попадают 10 линий Московского метро, а именно:

  1. Калужско-Рижская линия;
  2. Кольцевая линия;
  3. Сокольническая линия;
  4. Замоскворецкая линия;
  5. Арбатско-Покровская линия;
  6. Филёвская линия;
  7. Люблинско-Дмитровская линия;
  8. Калининская линия;
  9. Серпуховско-Тимирязевская линия;
  10. Таганско-Краснопресненская линия.

Каховская линия (состоит из 3-х станций) и Бутовская линия (состоит из 5 станций) не исследуются. Данные по этим линиям будут представлены в итоговой таблице готовыми.

6. Практический конкурс.

Один раз в 3–5 лет на Московском метрополитене проводятся различные исследования: изучается загруженность линий, направление пассажиропотока, исследуется социальный состав пассажиров и т.д.

Вам для ознакомления и исследования предоставлены данные за 1999, 2002, 2005 и 2010 г.г., которые хранятся на Листе 1 файла “Московское метро”. Приложение 6.

Каждый из десяти Начальников линий должен исследовать и обработать данные по вверенной им линии (в соответствии со своим планом), а именно:

  1. используя автофильтр, из информации, хранящейся в файле “Московское метро”, отобрать информацию, относящуюся к его линии;
  2. отсортировать данные по возрастанию порядковых номеров станций;
  3. определить год пуска линии;
  4. определить среднесуточный пассажиропоток линии за исследуемый период;
  5. информацию занести в Мини-отчёт и отдать Начальнику метро; Приложение 7.
  6. определить станции с наименьшим и наибольшим пассажиропотоками в 2010 году;
  7. построить круговую диаграмму, отражающую вклад каждой станции в общий пассажиропоток линии за 2010 год;
  8. построить гистограмму, отражающую изменение общего пассажиропотока на одной из станций линии (по выбору) по годам (1999, 2002, 2005, 2010г.г.).

Свой отчет о проделанной работе вы будете отдавать Начальнику метро в форме Мини-отчёта, а на Начальника метро возлагается обязанность помогать своим коллегам и обработать предоставленные ими данные согласно плану, находящемуся внутри его “портфеля”.

Ознакомьтесь, пожалуйста, с документацией, находящейся в каждом из ваших “портфелей”.

Внимательно читайте инструкцию.

Внимание! Проверять вашу работу будет компьютер, а частично баллы за выполненные задания вы будете проставлять себе сами.

7. Конкурс “Телефонный звонок”.

Если вы закончили выполнять задания Практического конкурса, вас ждёт “Телефонный звонок”.

С помощью электронной таблицы (Лист 1 файла “Московское метро”) необходимо ответить на поставленный вопрос. За правильно выполненное задание начисляются 10 баллов.

(Конкурс проводится для участников игры, раньше всех завершивших выполнение Практического конкурса, а также в то время, когда Начальник метрополитена, получив Мини-отчёты от всех Начальников линий, выполняет свои вычисления и подводит общий итог.)

Суть конкурса состоит в том, чтобы с помощью электронной таблицы ответить на поставленный вопрос, а именно, как добраться:

  1. от станции Красносельская до станции Арбатская;
  2. от станции Рижская до станции Воробьевы горы;
  3. от станции Фили до станции Сокольники;
  4. от станции Ленинский проспект до станции Охотный ряд;
  5. от станции Юго-Западная до станции Кутузовская.

Учащиеся, у кого задания совпадают, проверяют друг друга.

8. Отчёт Начальника метрополитена.

Начальник метрополитена отчитывается о проделанной работе. Он информирует остальных участников игры о:

  1. годе пуска Московского метро;
  2. количестве станций сегодня;
  3. протяжённости линий (км);
  4. удельном весе каждой линии в общем пассажиропотоке метрополитена;
  5. изменении среднесуточного пассажиропотока (чел.) с 1935 по 2010 г.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

15 мая 1935 года в рекордно-короткие сроки, менее чем за три года, в строй была пущена первая линия Московского метрополитена “Сокольники – Парк Культуры” с ответвлением от станции “Охотный ряд” до станции “Смоленская”, протяжённостью 11,2 км, имеющая всего 13 станций.
С этого момента ведёт свой отсчёт история развития первого отечественного метрополитена, ставшего родоначальником создания метрополитенов в нашей стране. Пройден долгий и славный путь, путь побед и свершений, героического повседневного труда.
Идут годы, меняется техника, накапливается опыт, иные горизонты открываются перед новыми поколениями тружеников метрополитена. И, как знать, может быть и кто-то из вас, окончив школу, затем колледж или ВУЗ, придёт работать на Московский метрополитен, и, может быть, даже станет начальником, уважаемым коллегами, технически грамотным, владеющим различными информационными технологиями.
Сегодня на уроке вы показали отличные знания по обработке данных с помощью электронных таблиц. Благодаря вашим знаниям был достигнут планируемый результат нашего урока. Цели, которые, вы ставили перед собой, достигнуты. Занесите, пожалуйста, заработанные вами за время урока баллы в специальную Карточку, и мы определим, кто сегодня стал “Лучшим начальником” и “Хорошим начальником”. Приложение 8.

(Общая сумма баллов складывается из баллов, заработанных участниками в “Отборочном конкурсе”, “Практическом конкурсе” и конкурсе “Телефонный звонок”. Участники, заработавшие 145 и более баллов, становятся “Лучшими начальниками”, а 120–140 баллов – “Хорошими начальниками”. Детям вручаются награды-эмблемы.)

Рекомендации.

Для урока необходимо:

Литература.

  1. http://old.mosmetro.ru
  2. http://metro.ru