Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание музыки

Концертно-просветительская деятельность в школе

Добавлено: 2018.08.22
Просмотров: 7

Комиссарова Елена Анатольевна, преподаватель теоретических дисциплин

Подготовка и проведение концертно-просветительских программ - это вид школьной деятельности, помогающий в достижении практически всех целей и задач, стоящих перед детским музыкальным образованием, а именно:

Концертные программы, объединенные общей темой, идеей, пробуждают интерес, обогащают знаниями, сплачивают учеников, учителей и родителей. Кроме того, они дают возможность для достижения еще одной цели, может быть, самой важной: поделиться своими знаниями, умением, эмоциями, всем прекрасным, что дает искусство, со слушателями.

В основе данной статьи - опыт просветительской работы Сходненской детской школы искусств. Это концертные программы, подготовленные к знаменательным датам, праздникам, посвященные музыкантам и музыкальным эпохам, такие как "Михаил Иванович Глинка . Личность и творчество", "Римский-Корсаков и его современники", "Музыка эпохи барокко", "Двойной музыкальный портрет. Гендель и Бах", "Моцарт - духовный мир эпохи", "XX век. Прокофьев и Шостакович", "Весеннее приношение. Музыка И.Дунаевского" и другие.

Процесс подготовки концерта начинается с обсуждения на педсовете возможных тем. Это может быть знаменательная дата или интересная идея. Так, в начале 2011-2012 учебного года было решено посвятить концертную программу 280-летию со дня рождения Йозефа Гайдна, а чтобы сделать ее интереснее и разнообразнее, - включить произведения композиторов, близких Гайдну по духу, творчество которых связано с Веной. Таким образом, обозначилась тема программы: "Йозеф Гайдн. Музыкальная Вена XVIII века".

При отборе музыкального материала учитываются исполнительский уровень и возможности учеников. Педагоги при планировании учебного репертуара стараются включить произведения по намеченным концертным темам.

Очень важно, чтобы в концерте звучали разные инструменты. Если нет оригинальных произведений данного композитора, допустим, для флейты или гитары, педагоги находят всевозможные переложения, делают собственные аранжировки "под учеников", например, ансамбли для флейты и виолончели, синтезатора и скрипки. Порядок музыкальных номеров желательно выстраивать "по восходящей", сохранив эмоциональное crescendo. Этому помогает контрастное сопоставление музыкальных номеров по характеру, чередование звучания разных инструментов.

Правильно составленный текст имеет огромное значение. Литературный и фактический материал для концерта отбирается тщательным образом. Продумывая программу, автор и ведущий концерта стремится к тому, чтобы его рассказ был познавательным и эмоциональным. Это должно быть интересно и понятно для детей, для педагогов и для взрослой, менее подготовленной аудитории (на наших концертах присутствуют все категории слушателей). И одно обязательное условие: не читать, а говорить, рассказывать, общаться. Концерт не должен превратиться в лекцию. Рассказ как бы нанизывается на исполняемые произведения, сохраняя свою логическую линию и подчиняясь основной идее: познакомить с музыкой и личностью композитора, его окружением и чертами времени.

Концертные программы дают возможность творческой реализации не только учащихся, но и преподавателей. Подготовка к концерту - это увлекательнейший процесс, а выступление на сцене педагогов наряду со своими учениками поднимает концерты на более высокий профессиональный уровень.

Можно с уверенностью сказать, что концертно-просветительская деятельность является одним из перспективных направлений работы в школы.

Предлагаем тексты и программы двух последних концертов. Первый посвящен Йозефу Гайдну и рассказу о музыкальной Вене 18 века. В нем приняли участие все отделы школы.

Вторая программа, о первом классике американской музыки, Джордже Гершвине, готовилась непосредственно к Новому году, отсюда и ее жанр, более камерный и "легкий".

В текстах намеренно сохранен разговорный стиль.

Музыкальная Вена 18 века

Йозеф Гайдн

(1732 -1809)

1. Мы начинаем наш концерт без предисловий, чтобы сразу окунуться в атмосферу Вены 18 века

Й. Гайдн Менуэт, хореографический ансамбль (фото1).

2. Менуэт - любимый танец жителей Вены. Это в 19 веке будет венский вальс, а пока - венский менуэт. Вена 18 века звенела музыкой: в домах, во дворцах, на улицах - везде звучала музыка. Она пронизывала жизнь венцев до такой степени, что ноты новых произведений печатались и раскупались, как газеты. Их и читали, как газеты: с интересом и удовольствием.

Й. Ванхайль Менуэт, фортепьяно.

3. Музыка в Вене была искусством и любимым времяпрепровождением. Что ни семья - то ансамбль, что ни двор вельможи - то капелла или оркестр. И пышность каждого двора вельможи определялась по количеству музыкантов.

А.Моцарт Дуэт из оперы "Волшебная флейта", переложение для двух флейт.

4. В те необыкновенные времена люди среднего и высшего сословий, все, без исключения, обучались музыке и прекрасно играли на разных инструментах. А люди низших сословий, и не зная нотной грамоты, любили и исполняли музыку. Среди таких простых людей, любителей музыки был и отец Йозефа Гайдна, каретник по профессии. Любимым его инструментом была: арфа! Он сам научился играть на арфе, абсолютно не зная нот. А мать Йозефа - кухарка, обладала замечательным голосом.

Й. Гайдн Немецкий танец, фортепьяно.

5. К Гайднам частенько приезжал родственник, артист и музыкант Матиас Франк, он заметил музыкальные способности маленького Йозефа. И на семейном совете было решено, что мальчика отправят к родственнику: пора заниматься музыкой и начинать самостоятельную жизнь. Так в 6 лет (!) Йозеф оказался в чужом доме, в чужой семье.

Й. Гайдн Тема для вариаций из симфонии "Сюрприз", переложение для виолончели и фортепьяно.

6. Особых занятий не было, но немного научился играть на скрипке и клавесине. И слышал вокруг себя много-много музыки. Австро-венгерская империя в ту пору была огромной страной, на карте она выглядела как лоскутное одеяло, состоявшее из множества княжеств, земель, герцогств. Империя вобрала в себя не только земли, но и культуру Чехии, Словении, Венгрии, Германии, Италии. Сейчас мы услышим произведение итальянского композитора Фердинандо Карулли, одного из первых сольных исполнителей на гитаре, чьи произведения пользовались большой популярностью в Вене. Его полное имя - Фердинандо Мария Меинрадо Франческо Паскале Розарио. Ну как с таким именем не стать музыкантом.

Ф. Карулли Фугетта, ансамбль гитаристов (фото2).

7. Еще через три года (Йозефу всего 9 лет) на мальчика, вернее на его красивый чистый голос обратил внимание Георг фон Ройтер, придворный капельмейстер венского кафедрального собора Св.Стефана, отбиравший по всей Австрии мальчиков-певчих для капеллы.

Й. Гайдн Серенада, фортепьяно.

8. Служба мальчиков в капелле была трудна. Посудите сами: ежедневные длинные богослужения, репетиции, участие в многочисленных придворных торжествах, разучивание сложнейших полифонических произведений. А за любой, даже мелкий проступок - наказание, в том числе и телесное. Вот такая жизненная школа.

Й. Гайдн Менуэт, переложение для ксилофона и фортепьяно (фото3).

9. К 17 годам голос Гайдна начал ломаться, он потерял свой высокий серебряный голос и был выгнан из капеллы, которой было отдано 10 лет неустанного труда. Несколько дней Гайдн бродил по улицам Вены, пока случайно не встретил своего приятеля. Тот помог найти ему маленькую комнату, под самой крышей, холодную, без печки. Но, о чудо, там был старенький, изъеденный червями клавикорд, на котором можно было играть, сколько вздумается.

Й. Гайдн Маленькая пьеса, фортепьяно.

10. Стремления Гайдна были чрезвычайно скромны: несмотря ни на что учиться музыке и хоть иногда быть сытым. Гайдн брался за все: давал уроки пения, игры на скрипке, сочинял и исполнял серенады, дивертисменты, менуэты, служил лакеем и никогда не унывал. "У меня веселое сердце" - так говорил о себе сам Гайдн. Может, именно это радостное ощущение жизни и легкий характер сблизили двух великих людей: Гайдна и Моцарта. Это случилось позже, когда Гайдну было 50 лет, Моцарту - 26. Они подружились, вместе играли на квартетных вечерах, переписывались и отзывались друг о друге только в превосходной степени.

Й. Гайдн "Мы дружим с музыкой", текст П.Синявского, вокальное трио.

11. Позже Гайдн напишет: "Молодые люди могут убедиться на примере моей жизни, что из ничего получается нечто. Я сочинял, в основном, по ночам. Не понимая, имею ли дар к композиции, записывал усердно собственную музыку". Нужен был учитель, но откуда взять деньги? И Гайдн нашел выход. Он поступил аккомпаниатором, а, в сущности, слугой к итальянскому композитору, знаменитому певцу и педагогу Никола Порпора, который жил тогда в Вене. Порпора обладал чисто итальянским взрывным характером, был горяч и несдержан, обзывал своих слуг ослами, олухами, плутами. Гайдн все сносил терпеливо, потому что понимал: несмотря ни на что, для него это единственная возможность получить профессиональные знания.

Й. Гайдн Соната ми минор, III часть, фортепьяно.

12. Когда Гайдну было 25 лет, ему заказали первую симфонию, и в том же году он устроился на службу к графу Морицу, большому любителю музыки, у которого была своя маленькая капелла, 15 человек. Гайдн 4 года служил у него капельмейстером. В эти же годы он женился, втайне от своего хозяина, потому что граф терпел только холостых музыкантов. К сожалению, брак не был счастливым. Мария Анна не ценила и не понимала гениальности своего мужа, она рвала его партитуры на папильотки, была сварлива и задириста. Тем не менее, они прожили 20 лет и, что отрадно, Гайдн не потерял своего ровного веселого нрава.

Сейчас прозвучит произведение еще одного венского композитора, итальянца по происхождению, Антонио Диабелли. Он также как и Гайдн прошел нелегкую школу мальчика - хориста, сочинял во всех жанрах, позже стал видным нотоиздателем.

А. Диабелли Менуэт, трио гитаристов.

13. Музыка 18 века - одна из величайших вершин в истории искусства. Именно в Вене все достижения европейской культуры сплавились в новый стиль, названный позже венским классицизмом, стиль, отмеченный уравновешенностью, соразмеренностью, ясностью, "высшей простотой" и верой в разум (недаром 18 век назвали веком просвещения).

Й. Гайдн Соната Соль мажор, I часть, фортепьяно (фото4).

14. Венские классики - это Гайдн, Моцарт, немного позже Бетховен, его творчество принадлежит уже XIX веку. Гайдн и Моцарт - редчайший пример дружбы двух великих людей. Безо всякой зависти один признавал величие другого, один учился у другого. Когда Гайдна спросили, почему он не пишет квинтеты, тот ответил, что не хочет, чтобы их сравнивали с квинтетами Моцарта, которые он считает верхом совершенства. А Моцарт, посвятив свои 6 квартетов Гайдну, сопроводил их таким посланием: "Дорогому моему другу Гайдну. Взгляни, вот шестеро детей моих. Прими их и, руководствуясь добротой своей, будь снисходителен к их недостаткам, которые пристрастный родитель может быть и не разглядел. Всем сердцем преданнейший друг твой, Амадей Моцарт".

А. Моцарт Соната Ля мажор, Рондо a la turkа, домра.

15. Квартеты Гайдна стали образцом законченности и совершенства. Состав струнного квартета - 2 скрипки, альт и виолончель. Стендаль писал о квартетах, ссылаясь не некую умную даму: "Когда я слушаю квартет, мне кажется, что я присутствую при беседе четырех приятных людей. 1-я скрипка похожа на человека, наделенного большим умом и прекрасным даром речи. 2-я скрипка, близкий друг первого собеседника, старается подчеркнуть его блестящее остроумие. Виолончель олицетворяет человека, склонного к метким обобщениям. Альт вносит в разговор известное изящество и имеет тайную склонность к виолончели".

Й. Гайдн Квартет №2, op.76, I часть, экспозиция, струнный квартет (фото5).

16. В 30 лет Гайдн поступил на службу к влиятельнейшему магнату и настоящему ценителю музыки, князю Эстергази и, ставя свою подпись под договором, вряд ли предполагал, что будет служить династии Эстергази 30 лет своей жизни.

Й. Гайдн Соната №3, op. 13, часть II, фортепьяно.

17. В усадьбе Эстергази, не уступающей по роскоши Версальскому дворцу, Гайдн обязуется писать и разучивать с оркестром музыку для концертов, которые проходят два раза в неделю, сопровождать прием еды его величества приятными для слуха сочинениями, следить за оркестрантами, их внешним видом, отмечать опоздания, отвечать за сохранность нот и инструментов и т.д. и т.д.

Й, Гайдн Дивертисмент, флейта и фортепьяно.

18. На самом деле, подчиненное положение Гайдна не было унизительно. Таков был обычай времени. Гайдн обладал выдающимся умом и был для князя властителем музыки. Да, Гайдн сочинял на заказ, как в прочем и Бах, и Гендель. Так было принято, и это имело неоспоримое преимущество. Все созданные произведения непременно исполнялось, Гайдн имел, можно сказать, собственный оркестр, музыканты всегда были к его услугам. Именно в эти годы Гайдн смог осмыслить, возвысить и довести до совершенства существовавшие ранее формы сонаты и симфонии.

Й. Гайдн Симфония Ми бемоль мажор, фрагмент I части, переложение для 2-х фортепьяно.

19. За 30 лет службы в семействе Эстергази Гайдн стал знаменитым и почитаемым не только в Вене, но и во всей Европе. Старый князь умер, назначив Гайдну в завещании достаточно большую пожизненную пенсию, молодой князь распустил оркестр, оставив только полковых музыкантов. 60-летний Гайдн получил полную свободу и первое, что он сделал, - отправился по приглашению в Лондон. В первое свое дальнее путешествие. Моцарт за него очень волновался. Ну, как же, годы немолодые и языка не знает. На что Гайдн отвечал, что язык его музыки понятен всем.

Й, Гайдн Шотландская песня, вокал, флейта, фортепьяно (фото6).

21. Сохранились замечательные лондонские записные книжки Гайдна. Он был очень любознателен, его интересовало все: как устроен английский банк, как проходят скачки, какие телескопы в английской обсерватории, как готовят пунш принца Уэльского, как пастеризовать молоко и сколько тачек угля уходит на отопление зимнего Лондона.

В Англии Гайдна ожидает триумф и творческий взлет. Из Англии (он там будет дважды, в общей сложности 3 года) он привезет 12 своих лучших симфоний, ораторию "Сотворение мира" и много других произведений, в том числе и Большой виолончельный концерт.

Й. Гайдн Большой концерт для виолончели До мажор, фрагмент из I части, виолончель, фортепьяно (фото7).

22. Последние годы жизни Гайдн провел тихо и спокойно в собственном небольшом домике на окраине Вены, окруженный любовью и заботой.

Гайдн соединил две далекие по времени эпохи в искусстве. Он родился, когда еще были живы Бах и Гендель, гении эпохи барокко, он на 18 лет пережил Моцарта, при его жизни Бетховен создал свою знаменитую Аппассионату, и уже родились Шуберт и Берлиоз - композиторы эпохи романтизма.

Гофман писал о Гайдне: "Детская радость души". Стендаль - о музыке Гайдна: "Светлая и чистая как улыбка ребенка".

Й. Гайдн Хор из оратории Гайдна "Времена года", обработка для детского хора.

Джордж Гершвин и американская музыкальная культура

1. Наши традиционные предновогодние вечера мы посвящаем выдающимся музыкантам и композиторам - русским, европейским. В этот раз мы обратились к творчеству американского композитора и пианиста Джорджа Гершвина, ровесника XX столетия, ставшего первым классиком американской музыкальной культуры. Кстати, родители его были родом из Санкт-Петербурга, а Джордж родился уже в Нью-Йорке.

"Любовь пришла", фортепьяно.

2. Музыкантом Джорджа никто делать не собирался. Но пианино купили, правда, не для него, а для старшего брата, которому совершенно неинтересно было сидеть за инструментом. Зато Джордж, ему было 12 лет, буквально прилип к фортепьяно. Сразу после школы садился и играл по 4-5 часов, пока не собиралась вся семья и его, мягко говоря, не просили отойти от инструмента. Музыкальной школы не было, брал время от времени частные уроки у разных педагогов и постоянно самостоятельно работал: играл гаммы, упражнения, подбирал, импровизировал.

И вот в 15 лет он нашел первую работу - в нотном магазине, иллюстратором. Покупатели, желая познакомиться с новыми поступлениями, ставили перед ним ноты и он играл с листа, причем замечательно. Такая живая реклама.

"Bess is my whomen" - ария из оперы "Порги и Бэсс", переложение для двух фортепьяно.

3. Это было время, когда пышным цветом расцвел жанр мюзикла. У нас этот жанр назывался опереттой. А позже с появлением звукового кино появились и музыкальные фильмы. Как бы это не назвалось - это были музыкальные спектакли, которые требовали много хорошей музыки. И оказалось, что Гершвину ничего не стоит сочинить сколько угодно песен для спектаклей. Он был прекрасный мелодист. С утра он мчался на Бродвей (это такая улица в Нью-Йорке, где театров и театриков столько же, сколько кафе и ресторанов), показывал написанную за ночь музыку, сам играл, сам пел и тут же садился за аранжировку, расписывал все партии для оркестра. И так день за днем. В течение следующих 7 лет он написал музыку более, чем к 40 бродвейским спектаклям и стал самым востребованным композитором Бродвея.

"I got plenty" - ария из оперы "Порги и Бэсс", вокал.

4. Творческий взлет Гершвина пришелся на годы расцвета нового направления в музыке - джаза. Гершвин не был джазовым композитором. В своих лучших фортепьянных, симфонических, оперных произведениях он тяготел к классической музыке, но влияние джаза на его творчество несомненно. Гершвин создал свой, уникальный по тем временам музыкальный стиль - сплав высокой классической музыки и "несерьезного" (в кавычках) жанра джаза.

Прелюдия №2 для фортепьяно.

5. Вся жизнь Гершвина была заполнена музыкой: концертная деятельность, гастроли, сочинительство, постановки, передачи о музыке на радио. У него не было собственной семьи, но у него были родители, которые прожили долгую жизнь, и о которых он заботился, у него были любимые братья и сестра. С братом Айрой они сочиняли песни. Айра был хороший поэт-песенник. Братья чувствовали друг друга, жили в одном измерении, у них получались отличные песни. О сестре Фрэнки Гершвин не просто заботился и опекал, он всегда знал, где она и с кем. Не пускал ее на сомнительные вечеринки, не разрешал носить короткие платья. Просто удивительно, что, несмотря на такой строгий надзор заботливого брата, она вышла замуж, за Леопольда Годовского, одного из изобретателей цветной фотографии, и была очень счастлива.

"Колыбельная Клары" из оперы "Порги и Бэсс, переложение для гитары.

6. Джаз. Что такое джаз? Как сказал великий джазмен Луи Армстронг, это не объяснить, это надо почувствовать. Тем не менее, несколько слов о джазе. Джаз как форма музыкального искусства, возник в начале 20 века в Америке в результате слияния двух культур - афроамериканской и европейской. Мы сразу определим на слух джазовый стиль: особый ритм, красочная гармония с дополнительными тонами, смешение ладов, импровизация и особый жизненный тонус. Предшественники джаза: блюз, основанный на негритянских песнопениях, которые называются спиричуэлс, и рэгтайм (рваный ритм) - танцевальная форма с острым ритмом.

"Острый ритм", саксофон.

7. Гершвин, самоучка, поднявшийся благодаря таланту, работоспособности и целеустремленности, терпеть не мог дилетантов. Он буквально изнурял себя многочасовыми занятиями за фортепьяно, добиваясь безупречного звучания, виртуозного исполнения. Гершвин никогда не учился ни в каком учебном заведении, но при этом учился всю жизнь. В разные годы, будучи уже известным музыкантом, он обращался к Равелю, Стравинскому, Прокофьеву, Шенбергу с просьбой дать уроки по инструментовке, композиции, фортепьяно, чем вызывал великое удивление замечательных музыкантов. Они недоумевали, зачем ему это надо, считая его равным среди равных.

Прелюдия №3 для фортепьяно.

8. Главным творением своей жизни Гершвин считал оперу "Порги и Бэсс" (мы сегодня уже не раз слышали это название). В основе сюжета - пьеса о жизни чернокожих американцев, написанная "белым" автором, Хейвордом.. Два года Гершвин работал над оперой почти круглосуточно, отодвинув все прочие дела, переделывая по многу раз уже готовые фрагменты. Получилась классическая по форме опера с ариями, хорами, но с использованием традиционных афроамериканских песнопений - спиричуэлс, и с элементами джаза. Сам Гершвин определил ее жанр как народная опера.

Сейчас прозвучит ария из оперы "Порги и Бэсс", Summertime (Летом, Летняя пора). Вы наверняка узнаете ее, она уже есть в вашей памяти, как, например, Yesterday Битлз. Кто-то подсчитал, что мелодия арии существует в трех тысячах вариантах записи в разных аранжировках, разными исполнителями, для разных инструментов. Сейчас мы услышим оригинальный, то есть вокальный вариант этой мелодии.

"Summertime" - ария из оперы "Порги и Бэсс", вокал.

9. Два крупных симфонических произведений прославили Гершвина. Это "Американец в Париже" - симфоническая поэма, совмещающая черты сюиты и симфонии, и "Рапсодия в блюзовых тонах". Ее еще называют "Рапсодией в стиле блюз" или "Голубая рапсодия". Это произведение уже 85 лет исполняется лучшими музыкантами во всем мире. По сути это концерт для фортепьяно с оркестром. На первом его исполнении (Гершвин был за роялем) присутствовали Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский и вся элита музыкального мира. Успех был ошеломляющий. Уж насколько Рахманинов был скуп на похвалы, (о нем говорили, что у него две формы похвалы: он либо сердится, либо очень сердится), так вот, Рахманинов, когда смолкли аплодисменты, громко сказал, по-русски: "Молодец!".

"Рапсодия в блюзовых тонах", переложение для фортепьяно.

10. Гершвин прожил всего 39 лет. Оставшись без брата, Айра, верный друг и соратник, 10 лет собирал и издал все-все произведения Джорджа Гершвина.

Музыка Гершвина звучит на концертных площадках всего мира, ее можно услышать и в джазовых клубах и в консерваторских залах в исполнении лучших музыкантов и оркестров. И ее хочется слушать снова и снова: она буквально излучает жизнелюбие и энергию.

"Как тут усидеть" - хор из оперы "Порги и Бэсс", концертный хор.

Фотографии.