Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Игра по теме Кислород. Водород. Вода, 8-й класс

Добавлено: 2018.08.13
Просмотров: 5

Якунина Ирина Ивановна, учитель химии

Цель мероприятия: Повысить интерес к предмету и мотивацию учащихся к учению, продолжить развивать способности работать в команде.

Каждый класс заранее извещается о проведении этого урока-игры, объявляется конкурс на написание лучшего литературного произведения малых форм на заданную тему.

Для проведения урока необходим один ведущий из числа восьмиклассников, 2 наблюдателя в зале из числа старшеклассников.

Оборудование и реактивы:

  1. лист с вопросами викторины для ведущего;
  2. чистые листы для работы команд эрудитов (по количеству команд);
  3. карточки для наблюдателей за правильные ответы при проведении викторины для зрителей (по числу вопросов викторины);
  4. настенная таблица химических элементов (на сцене);
  5. таблица химических элементов (по числу команд);
  6. задания для команд эрудитов;
  7. аппарат Киппа;
  8. кислота соляная;
  9. цинк (гранулы);
  10. пробирка;
  11. спички.

Ведущий (знакомит зрителей с программой урока-игры): «Программа урока-игры: конкурс эрудитов каждого класса, викторина для зрителей, спектакль «Пресс-конференция марсианских химиков».

Перед тем, как перейти к программе на сцену приглашаются учащиеся-победители литературного конкурса (называются фамилии), которые прочтут свои произведения.

Ведущий: «Таким образом, выступившие учащиеся принесли в копилку своего класса дополнительные баллы, которые будут учтены при определении победителя в сегодняшнем поединке интеллектов. От каждого класса приглашаются на сцену три представителя- эрудита, чтобы сразиться в интеллектуальном поединке».

(на сцене столы с табличками 8а,8б и т. д. по количеству классов в параллели).

Во время работы команд эрудитов (около 10-15 минут) зрителям предлагаются вопросы викторины.

Ведущий: «А зрителям предлагаются вопросы викторины. Вы, таким образом, можете заработать дополнительные баллы своему классу. Желающий ответить на вопрос поднимает руку. Если ответ правильный, наблюдатель в зале дает вам карточку».

Викторина для зрителей.

(2 наблюдателя, которые заранее ознакомлены с вопросами и ответами, находятся в зале).

  1. Какие простые вещества находятся в жидком состоянии при атмосферном давлении и комнатной температуре? (бром и ртуть).
  2. Назовите два самых распространенных элемента земной коры. Вместе они составляют порядка 75% массы земной коры (кислород и кремний).
  3. Можно ли сжечь снег? (достаточно пропустить над ним струю фтора – сильного окислителя).
  4. Можно ли в стакане чая растворить неограниченное количество сахара? (нет).
  5. Что такое «царская водка»? (смесь азотной и соляной кислот 1:3).
  6. Какой металл можно расплавить в руке? (галлий имеет температуру плавления 29,8оС).
  7. Назовите кислоту, которую прописывают при некоторых заболеваниях желудка (раствор соляной кислоты).
  8. Как нагреть лед до температуры выше 0оС? Объясните, почему именно так (надо повысить давление, при высоком давлении скорость движения молекул замедляется, следовательно, температура плавления и кристаллизации повышается).
  9. Какой инертный газ используют при наполнении дирижаблей? (гелий).
  10. Какой из предложенных элементов: галлий, ванадий, германий, реагирует со щелочами так же как алюминий, вытесняя водород? (галлий).
  11. Какой элемент III группы добавляют к золоту, чтобы получить сплав, используемый в ювелирном и зубопротезном делах? (галлий).
  12. Что понимал Ломоносов под словом «корпускула»? (молекулу).
  13. Назовите природный карбонат, который может быть строительным материалом (мрамор).
  14. Назовите природный полимерный углевод, содержащийся в клубнях растений, который может служить индикатором на йод (крахмал).
  15. Как называется сплав меди с цинком? (латунь).

Вопросы для команд эрудитов.

Так ли это?

Установите правильное соответствие между понятиями и определениями.

1 ГИДРОЛИЗ 1 Образование сложного вещества из более простых веществ.
2 АДСОРБЦИЯ 2 Процесс соединения множества молекул с небольшой молекулярной массой в одну огромную молекулу.
3 АЛЛОТРОПИЯ 3 Разложение вещества под действием электрического тока.
4 НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ 4 Процесс восстановления металла из его оксида при помощи другого более активного металла.
5 СИНТЕЗ 5 Процесс взаимодействия веществ с водой.
6 ЭЛЕКТРОЛИЗ 6 Процесс осаждения частиц в коллоидных растворах.
7 СЕДИМЕНТАЦИЯ 7 Поглощение поверхностным слоем твердого тела жидких или газообразных веществ.
8 ПОЛИМЕРИЗАЦИЯ 8 Процесс превращения твердого вещества в газообразное.
9 ДЕСОРБЦИЯ 9 Разложение вещества с целью узнать его состав.
10 РАФИНИРОВАНИЕ 10 Свойство веществ поглощать пары воды из воздуха.
11 МЕТАЛЛОТЕРМИЯ 11 Процесс очистки какого-либо химического вещества от примесей.
12 СУБЛИМАЦИЯ 12 Учение о скорости химических реакций.
13 ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ 13 Разрушение молекул вещества.
14 ЭКСТРАКЦИЯ 14 Выделение адсорбированных молекул.
15 АНАЛИЗ 15 Существование одного и того же химического элемента в виде нескольких простых веществ.
16 КИНЕТИКА 16 Процесс перехода вещества из одного растворителя в другой за счет разницы в растворимости.
17 ДЕСТРУКЦИЯ 17 Реакция обмена между кислотой и основанием.

Лист с ответами выдается наблюдателям после проведения викторины со зрителями. Наблюдатели проверяют результаты работы команд во время показа пьесы.

Ответы:

  1. 5;
  2. 7;
  3. 15;
  4. 17;
  5. 1;
  6. 3;
  7. 6;
  8. 2;
  9. 14;
  10. 11;
  11. 5;
  12. 8;
  13. 10;
  14. 16;
  15. 9;
  16. 12;
  17. 13.

Ведущий (зрителям): «Спасибо за такую активную работу. Теперь, прежде чем с помощью скрытой камеры узнать, какие секреты обсуждают марсианские химики, послушаем стихотворные произведения землянин о водороде (на сцену вызываются ученики, написавшие стихи о водороде), чтобы потом сравнить наши представления об этом веществе и элементе с представлениями марсианских химиков(учащиеся читают свои стихотворения)».

Во время пьесы подводятся итоги викторины и конкурса эрудитов, подписываются похвальные листы и грамоты ученикам и командам класса.

Конференция марсианских химиков.

На сцене полукругом стулья, в центре - стол с аппаратом Киппа.

Агент марсианской разведки:

- Итак, коллеги, хочу представить вам надежду нашей планеты. Прошу любить и жаловать. Это агент 1,007, его подпольная кличка-водород. Он отправился на планету Земля, чтобы узнать о газе, которым дышат земляне, а также доставить к нам на базу пробы этого так называемого воздуха.

Корреспондент газеты «Марсианский вестник»:

- Но, профессор, здесь же ничего и никого нет?!?

Агент марсианской разведки:

- Правильно. Водород- газ без цвета, запаха и вкуса и именно поэтому он незаменимый шпион. «Как узнать его присутствие?»- спросите вы меня, ничего сложного: если во время поднесения к сосуду с водородом тлеющей лучинки раздается отчетливо слышащийся хлопок, то агент 1,007 на месте и полностью готов к исполнению ответственного задания.

Агент подходит к столу с аппаратом Киппа, наполняет пробирку водородом, с умным видом подносит к пробирке горящую спичку. Ученые в ожидании чуда встали со стульев и надвинули на нос очки, но вместо хлопка послышалось жалобное тявканье.

Агент оробел немного, но вскоре вспомнил о том, что он человек военный, важный и, наконец, оправился.

Агент:

- Так, так, так, не порядочек. Как можно предстать перед учеными в таком виде? А ну-ка…!!!»

Со второй (третьей) попытки рядовой Водород оправдал надежды привередливого жюри и газ в пробирке спокойно «хлопнул».

Один из химиков:

- Да-с. Убедительно, но как можно отпускать такого оболтуса на ответственное задание?

Полковник:

- Ну что вы коллега! У агента 1,007 очень неплохое личное дело. Желаете ознакомиться?

Химик:

- Желаю-желаю.

(Лаборант вручает ему огромную папку с золотой надписью на обложке: «GIDROGENIUM»)

Профессор: (поглаживает бородку и отчетливо читает вслух).

Личное дело рядового Водорода.

Физические данные: газ, без цвета, без вкуса, не имеет запаха, мало растворим в воде, легче воздуха.

Местожительство: самый распространенный газ во Вселенной.

Профессия: экологически чистое топливо.

Замечания знакомых веществ:

Достоинства: имеет способность восстанавливать:

H2 + S = H2S; H2 + CuO = Cu+ H2O.

Недостатки: имеет окислительные свойства при встрече с активными металлами:

H2 + 2 Na = 2 NaH.

Внимание: Огнеопасен! (уравнения реакций написаны на листах ватмана).

Профессор (закрывая папку):

- Хорошо, но я боюсь, что у агента 1,007 больше недостатков, чем достоинств.

Полковник:

- Да, да, но эти недостатки превращаются в достоинства, когда речь идет о карьере межпланетного шпиона. Не так ли?

Химик:

- Но на Земле его сразу заметят, и горе ему, если землянин Менделеев зарегистрирует его.

на проживание в своем семиэтажном доме, который служит местом пребывания всех земных элементов. Если его поймают, то земные ученые начнут за ним наблюдать, а школьники проводить опыты на лабораторных работах по химии.

Полковник:

- Тут все предусмотрено: у агента 1,007 такие противоречивые свойства, что Менделеев не

подберет ему подходящую квартиру.

Профессор делает знаки, требуя тишины. Все затихают. Профессор достает сотовый телефон и звонит.

Президент в это время играет в космический теннис. Услышав звонок, он пытается надеть галстук прямо поверх спортивного костюма, и вальяжно поднимает трубку.

Президент:

- Президент на проводе.

Профессор:

- Господин президент, это профессор Умник прямо с конференции.

Президент:

- Вы нашли подходящую кандидатуру?

Профессор:

- Думаю, что да. Все ждут только Вашего разрешения.

Президент:

- Замечательно. Даю разрешение.

Все громко вздыхают с облегчением

Профессор (положив трубку):

- Ну, солдат, так вы смотритесь гораздо лучше (берет воздушный шарик за веревочку). Доброго полета. Поехали!

Все:

- Ура!

Ведущий: «В заключение нашего необычного урока слово предоставляется учителю химии».

Учитель называет автора пьесы и вопросов для викторины и конкурса эрудитов, благодарит учеников за активную работу и объявляет результаты конкурсов, называет класс-победитель, проводит вручение похвальных грамот.

Звенит звонок!