Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание музыки

Конспект урока музыки

Добавлено: 2018.08.12
Просмотров: 9

Егорова Светлана Ивановна, учитель музыки

Цель урока: раскрыть значение вальса в жизни человека, образный и содержательный смысл вальса.

Задачи:

Ход урока

Вход учащихся под музыку "Вальса" Ж. Бреля.

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Я рада, что мы с вами начали урок с хорошего настроения.

Вы узнали музыку, под которую входили в класс.

Дети.

Учитель:

Сегодняшний урок мы с вами посвятим вальсу, окунёмся в мир удивительной,

волшебной его музыки, постараемся определить значение вальса в жизни человека,

а тема нашего урока звучит очень просто: "Вальс- это всё-таки Вальс"

Учитель:

Думаю, вы не будете против приоткрыть страницы истории и заглянуть в далёкое прошлое. Перенесёмся в век, скажем 15-ый.

Инсценировка.

Автор:

Друзья, нам посчастливилось с вами побывать в австрийской деревушке. Я хочу сказать вам, что народ в Австрии всегда был работящий, трудолюбивый, но и повеселиться умел на славу. Под звуки очень простенькой, незамысловатой мелодии они с удовольствием начинали танцевать. Это был танец ещё ни на что не похожий, без каких- либо правил и приличий, просто стук башмаков в такт звукам.

Звучит "Ах, мой милый Августин".

Юноша:

Милая девушка, я приглашаю вас!

Танцуют (исп. движения Лендлера)

Автор:

Как называется ваш танец?

Юноша:

Лендлер.

Автор:

Какое интересное название:

Девушка:

Мы - простые крестьяне, живём в живописном месте Ландль, отсюда и такое название. Сегодня у нас праздник в честь сбора урожая. И у нас прекрасное настроение.

Юноша и девушка под музыку уходят.

Автор:

Никто из этих простых тружеников даже и не догадывался, что они положили начало возникновению танца, который очарует позже весь мир.

Выходит "Француз":

Нет. Я вправе поспорить с вами. Вы забыли о Провансе! Было время, когда мы, французы, танцевали наш лёгкий ВОЛЬТ, который мог закружить любого. Правда, его запрещалось исполнять при дворе, а кардинал Ришелье вообще считал вольт неприличным танцем. Им не нравилось, что партнёр держит партнёршу за талию, берёт её руку:

Ох уж эти мне аристократы! Но я-то знаю, как украшал нашу жизнь, жизнь простого народа этот незатейливый танец, который, поверьте, сыграл не последнюю роль в рождении вальса. И многие считают, что родиной вальса является Франция:

Участвующие в инсценировке уходят.

Учитель:

Да, действительно. Как это ни странно, но вальс рождался в народе, среди простых тружеников, которые без церемоний могли обнять партнёршу, хохотать во время танца, выкрикивать, стучать башмаками. Но пройдёт время, вся эта напускная грубость уйдёт, а вытеснит её мелодия с чистотой, поэтичностью.

Учитель исполняет фрагмент вальса (си мин.) Ф.Шопена.

С этого момента танец получит название- ВАЛЬС. Как это не удивительно, но было время, когда вальс, прежде чем он обрёл своё лицо, был запрещён светской публикой.

Как вы думаете, почему?

Дети.

Ученик.

Хочу отметить, что вальс в России не сразу одобрили, а Павел I специальным указом запретил танцевать вальс в России. Но никакая критика, высочайшие указы, непризнания не смогли остановить завораживающее кружение вальса.

Учитель:

Вальс - вы только вслушайтесь в само название. Какие чувства пробуждаются при произнесении этого слова?

Учащиеся.

Учитель:

Ребята, как вы думаете, что требуется от танцующих вальс?

Учащиеся.

Учитель:

Конечно, умение двигаться, и корпус танцующего должен быть строго подтянут, но я бы хотела ещё отметить и полное взаимопонимание, которое непременно в танце выразится.

Как вы считаете?

Учащиеся.

Мы можем убедиться в этом.

Видеофрагмент из худ. фильма "Война и мир" (реж.С. Бондарчук).

Учитель:

Однако я не хочу останавливаться на том, что вальс- это лишь танец и украшение бала, вальс-это помощник творцу музыки, ведь ритм, мелодии вальса зазвучат и в камерных, и в больших концертных залах, в музыке вокальных и инструментальных жанров, в балете, в опере.

Сей час в классе прозвучит один из вальсов польского композитора Фридерика Шопена. Вот уж поистине "чарующие звуки вальса". Слушая вальс, подумайте, это произведение создано для большого концертного зала или

это камерное произведение? Почему?

А также о чём может быть рассказ композитора? Какие средства музыкальной выразительности использует, чтобы донести его до слушателя?

Слушание "Забытый вальс" Ф. Шопен.

Учащиеся:

Учитель:

Шопен-композитор - романтик, который в вальсе раскроет внутренний мир человека.

Действительно, Шопена без прикрас можно назвать королём камерного вальса.

После прослушивания учитель говорит название произведения.

Сколько же удивительных, интересных названий вальсов можно услышать-

"Сентиментальный вальс", "Грустный вальс", "Вальс- фантазия", "Осенний сон", Но всё это лирические вальсы, а представьте себе, что существуют и такие названия, как

"На прекрасном голубом Дунае", "Сказки Венского леса", "Весенние голоса". Автором вальсов с таким удивительным названием является один человек, великий композитор, который жил в Австрии в 19-ом веке. Его имя - Иоганн Штраус.

Вы сейчас посмотрите один из фрагментов фильма, в котором авторы фильма показывают процесс творчества композитора, в результате которого миру предстал один из шедевров Штрауса "Сказки Венского леса".

Я думаю, он поможет вам ответить на вопрос, что помогало композитору в сочинении его чудесных вальсов, что подпитывало его творчество?

Видеофрагмент из худ. фильма "Большой вальс"

Учащиеся.

Учитель:

Конечно, фильм- это идея режиссёра, его представления о композиторе и его музыке, но я думаю, что иначе и представить себе невозможно.

Вальсы Штрауса- это музыка Вены, её народа, её природы.

Слушание вальса "Весенние голоса".

Сравнение вальсов Ф. Шопена с вальсом И.Штрауса.

Летом 1942 года в блокадном Ленинграде, в полутёмной каморке Театра драмы им. А. С. Пушкина, прислушиваясь к близким взрывам снарядов, известный музыковед Борис Асафьев воскрешал в мемуарах радость от вальсов Штрауса "Вальсы Штрауса дышали полнокровием и чувствительным тонусом:" .

Что на ваш взгляд этими словами хотел подчеркнуть известный музыкальный критик?

Учащиеся.

Учитель:

В самой Вене отношение к вальсу особое. В городском саду столицы все желающие танцуют вальс летними вечерами под звуки оркестра, располагающегося на небольшой эстраде у бронзового памятника И. Штраусу. А на традиционном ежегодном новогоднем балу в знаменитом венском Оперном театре большое количество танцоров исполняет этот неувядаемый и романтический танец.

Уважаемые мои слушатели , композиторами создано большое количество вальсов, но и поэты не остались в долгу перед вальсом. Поэт Е. Евтушенко создал своё посвя щение -стихотворение "Вальс о вальсе".Вы отчасти знакомы с текстом, что нам рассказывает поэт о вальсе, как характеризует его.

Учащиеся.

Исполнение "Вальс о вальсе"

Муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко.

При исполнении обратить внимание на интонационную выразительность.

Ученик.

Я - вальс молодой и счастливый.
Нет. Нет. Мне так много лет.
Я юный, нетерпеливый.
Да нет же, я стар и сед.
Но спорить об этом не будем,
И дело не в том, друзья!
Я знаю, что нужен людям
И стариться мне нельзя.
В ваш дом залечу я случайно-
И станет светлей вокруг.
Я друг ваш в часы печали,
И в счастье я верный друг.
Я с вами отправлюсь в дорогу,
Как было уже не раз.
Есть танцев на свете много,
И всё же есть вечный вальс.
Л.Дымова

Учитель:

Сейчас я хочу вспомнить слова Д. Б.Кабалевского: "Любите музыку,- она принесёт вам много радости". Но я думаю, на меня не обиделся бы учитель, если бы немного изменила его фразу и сказала бы:"Любите вальс,- он принесёт вам много радости". Давайте поделимся своими знаниями и впечатлениями о вальсе.

Выходят двое учеников и задают вопросы классу. Идет беседа, подводящая итог урока. Под музыку вальса Д.Б.Кабалевского "Школьные годы" учащиеся выходят из класса.