Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Урок-суд в 10-м классе Качество окружающей среды и экологические проблемы общества

Добавлено: 2018.08.10
Просмотров: 11

Киселёва Ольга Николаевна, учитель географии

Цель урока: углубить и расширить знания по состоянию окружающей среды и экологическим проблемам общества.

Задачи:

Дидактические средства: таблички с надписями: Главный судья, Присяжные, Обвинители, Секретарь, Адвокат Природы, Адвокат Человеческого сообщества, прокурор, Свидетели.

Зрительный ряд (высказывания о природе):

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда, в любое время суток,
Он нам открыт в жару и стынь.
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Сергей Смирнов

Раньше природа устраивала человека, а теперь человек устраивает природу. Жак Ив Кусто.

Приложение. Презентация к уроку

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление целей урока.

Учитель: Сегодня мы слушаем дело о загрязнении окружающей среды и об экологических проблемах общества. Дело состоит из двух частей. В первой – природа обвиняет общество, человека, назначение которого, как считал Ж.Б.Ламарк, заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания. Во второй части человеческое сообщество рассматривается (по словам Ж.Бюффона) как сила, способная из «дикой умирающей природы сделать ее приятной и живой, осушить эти болота, оживить эти мертвые воды, заставить их течь». Своим трудом человек открывает в природе то, что она таила в лоне своем – неведомые ее сокровища.

Я призываю суд объективно разобраться в этом деле, выслушать обе стороны, свидетелей и вынести справедливый приговор.

Секретарь: Приглашается Человеческое сообщество.

Человеческое сообщество: Наивысшая организация жизни и существования - это человеческое общество. В древние времена, когда человек был еще собирателем и охотником, он находился в гармоничном единстве с окружающей природой и полностью зависел от нее, с развитием техники люди становились сильными, даже всемогущими. Они уже могли покорять и подчинять силы природы во благо себе.

Секретарь: Приглашается Природа.

Природа: Прошло уже около 1 миллиона лет, как появился на Земле человек. Благодаря научно-техническим достижениям, он возомнил себя моим господином. И вольно или невольно стал применять ко мне давний принцип всех поработителей – «разделяй и властвуй».

Судья: Теперь послушаем свидетелей и пострадавших. Приглашаю пострадавшую Почву.

Слайд № 1, 2.

Почва: Чтобы прокормиться, одеться, человек пользуется земельными ресурсами. Пашни и плантации занимают примерно 1,5 млн. га. При неправильной обработке почвы разрушаются, что ведет к развитию эрозии, вторичному засолению.

Свидетель: Человек ежегодно извлекает из земных недр более 100 млрд. тонн руд и строительных материалов. Добыча полезных ископаемых приводит к изменению рельефа Земли, образованию котловин.

Судья: (вопрос к Адвокату Природы): Есть ли факты отрицательного влияния удобрений на здоровье человека?

Адвокат Природы: Повышенное содержание нитритов и нитратов в пищевых продуктах приводит ко многим заболеваниям человека. В нашем сельском хозяйстве в больших количествах для борьбы с вредителями различных культур применяются пестициды. Например, в 1986 году было применено в среднем около 1,9 кг пестицидов на 1 га, или 1,4 кг на душу населения.

Адвокат Человеческого сообщества: В некоторых странах (США, Франция, ФРГ) в наши дни уменьшают применение пестицидов или полностью от них отказываются. В 1985 году в США насчитывалось свыше 20 тысяч ферм, не применяющих не только пестициды, но и минеральные удобрения.

Секретарь: Приглашается свидетель Атмосфера.

Слайд № 3, 4, 5.

Атмосфера: Источниками моего загрязнения являются:

Секретарь: Приглашается свидетель Биосфера.

Слайд № 6, 7, 8.

Биосфера: Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2%, скорость уничтожения экваториальных лесов за последние 50 лет составляет 20 га в сутки. По воле человека многие виды растений и животных стали редкими или исчезли совсем. По данным Международного союза охраны природы (МСОП), с 1600г. на Земле вымерли 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. В настоящее время диких животных на земном шаре насчитывается более 2 млн. видов. За последние 56 лет исчезли 42 вида млекопитающих. Под угрозой исчезновения находится 1000 видов животных. Исчезнувшие виды восстановить невозможно.

Секретарь: Приглашается свидетель Гидросфера.

Слайд № 9, 10.

Гидросфера: Вода – неоценимое богатство, без нее невозможна жизнь на планете. Физиологическая потребность одного человека в воде за 70 лет жизни составляет 50 тонн. В современном городе только на бытовые нужды ежесуточно требуется 300-500 литров воды на каждого жителя. Объем ежесуточно расходуемой человечеством пресной воды в настоящее время равняется годовой добыче всех полезных ископаемых.

Источники моего загрязнения:

Судья (вопрос к Адвокату Человеческого сообщества): Сознает ли человек свои ошибки?

Адвокат: Да, человек признает свои ошибки. Во многих странах ведутся работы по искусственному лесоразведению. Для сохранности некоторых видов животных и растений организованы заповедники, заказники, национальные парки.

Судья: Сущность конфликта человека с природой заключается в том, что человечество стремится взять от нее значительно больше, чем природа может дать без ущерба для своего «здоровья». За исторически короткий срок наступления технологической, индустриальной эры, начавшейся 300 лет назад, развитие человечества приняло подлинно взрывной характер.

«Есть победы, которые наполняют воодушевлением; есть и другие, которые принижают. Одни поражения несут гибель, другие пробуждают к жизни», говорил Антуан де Сент-Экзюпери.

Сегодня на каждом из нас лежит огромная ответственность за состояние природы, а следовательно, за здоровье и благополучие нынешнего и грядущего поколений.

Человеческое сообщество: Сотни тысячелетий происходило становление вида человека разумного, но только последние два десятилетия характеризуются тем, что в мировом общественном мнении произошел коренной перелом в понимании необходимости окружающей среды. Если первого миллиарда численность населения Земли достигла лишь в 1800г., то уже через 100 лет – в 1903 году оно увеличилось до двух миллиардов. Несмотря на одну из самых кровопролитных войн в истории человечества – вторую миров, унесшую 50 млн. человеческих жизней, - трехмиллиардный рубеж был достигнут в 1960 году, или всего за 30 лет; на приращение четвертого миллиарда населения Земли потребовалось только 15 лет. В настоящее время население превысило 6 млрд. и ежегодно увеличивается на 75-80 млн. Интенсивный рост народонаселения требует значительного производства и потребления продовольственных, минеральных и энергетических ресурсов. Мы хотим хорошо жить, а для этого нужно сырье.

Суд удалился на совещание.

Суд (объявляет свое решение): Высокий Суд признал, что сегодня человечество испытывает на себе давление взаимосвязанных проблем: экологических, демографических, продовольственных. Человечество ожидает серьезное потрясение. Во избежание катастрофы необходимо:

Настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике, что наша Земля – одинокий небесный цветок. А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов.

Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки!

Необходимо создать Всемирный экологический совет с правом накладывать вето на любое ядовитое производство.

Настало время разработать новую категорию прав – права животных, птиц, деревьев и цветов. Общими усилиями – всеевропейскими и всемирными – мы должны реанимировать города, попавшие в черный экологический список.

Учитель: А что же должны сделать школьники? Каждый из нас?

Выявить редкие и исчезающие виды растений и животных нашей местности, вести их учет и охрану.

3. Подведение итогов.

Таким образом, мы провели с вами урок-суд, объявлено решение суда. Я благодарю вас всех за активную работу и выражаю надежду, что мы с вами будем оказывать посильную помощь в решении экологических проблем.