Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Зарождение религиозных представлений в первобытном обществе

Добавлено: 2018.08.07
Просмотров: 10

Подманкова Светлана Алекссевна, учитель истории

Цель урока:

Оборудование

:Есть Бог, есть мир, они живут во век,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Н. Гумилёв

Ход урока

I. Организация класса к уроку

II. Подготовка к изучению новой темы.

  1. Как вы думаете, что такое религия?
  2. Почему окружающие человека силы природы одушевляли?
  3. Всегда ли были религиозные представления?
  4. Почему формируются религиозные представления?

III. Изучение новой темы по плану:

Возникновение религиозных представлений.

IV. Видеофрагмент "I съезд религий" - беседа о толерантном отношении к религиозным конфессиям в Казахстане. Переход к изучению истории зарождения религиозных представлений в первобытном обществе.

V. Закрепление новой темы

Длившийся долгий период становления человека современного типа, человека разумного завершился 35-40 тысяч лет назад. В первобытном обществе религиозных организаций не было. Руководили религиозными церемониями первоначально старейшины рода и племени. Постепенно появлялись совершители культа: шаманы, знахари и др. По мере разделения труда постепенно образуется сословие жрецов, а вместе с ним и религиозные организации.

К этому рубежу пришли, овладев уже основными способами обработки камня и некоторых других материалов, умея добывать огонь, накопив запас знаний, необходимых для собирательства и охоты. Важнейшие социальные достижения того времени - родовой строй, язык, обряды, живопись. Человек стал человеком - существом социальным. Отныне его поступки регулируются не инстинктами, а традициями-обычаями, соблюдение которых делает возможным сохранение социальной группы. Человеческое существо должно проходить длящийся годами процесс научения жизни в обществе - воспитания, необходимого для осознания своего места и обязанностей в группе, к которой оно принадлежит, овладения соответствующими знаниями и навыками, соблюдения общего интереса, подчинения воле коллектива, его власти.

1. Тотемизм - представление о родственной связи всех членов рода с каким-то видом животных или растений. Это животное или растение являлось тотемом данной группы людей. Тотем - символ, обозначение единства. Мясо "своего" тотема нельзя употреблять в пищу, мужчины и женщины одной тотемной группы не могут вступать в брак - это табу. Пещерная живопись той эпохи почти исключительно изображает животных. Ученые смогли в этом убедиться, изучая жизнь и быт племен живших на уровне первобытного строя в Австралии, в Африке и островах Тихого океана.

2. Фетишизм (лат. factitius - магически искусный) - культ неодушевленных предметов, наделенных, по мнению верующих, сверхъестественными свойствами. Впервые был обнаружен португальскими моряками в Западной Африке, а затем многочисленные аналоги фетишизма были выявлены во многих частях света.

Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Этому предмету приписывались сверхъестественные свойства (способность исцелять, охранять от врагов, помогать на охоте и т.п.).

3. Анимизм - (лат. anirna - душа) - вере в существование душ и духов. Детальный анализ анимистических верований был дан английским антропологом Э. Тайлором в его работе "Первобытная культура". Согласно теории Э. Тайлора эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд - сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире.

4. Магия - обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и явления природы. Магические действия имеют своей целью достижение конкретного результата. Так рождается гадательная магия - мантика. Признавалось влияние предметами-фетишами на человеческие дела (талисманами, амулетами и пр.).

Первобытные верования связаны с особыми церемониями, ритуалами (ритуал - исторически сложившаяся форма символического поведения, выражающая культовые взаимоотношения и ценности), совершаемыми по поводу важнейших событий в жизни - рождения, посвящения (введения юноши в число взрослых охотников), смерти.

Обряды, через которые должен был пройти каждый, сопровождались пением, в котором давалось толкование этих обрядов - мифы о происхождении и развитии мира с точки зрения тотемистических представлений. Со временем стали соединяться, образуя более или менее связную систему - мифологию (мифология - совокупность преданий о миросозидающей деятельности богов, героев и прочих сверхъестественных сил).

Данные археологии позволяют думать, что зарождение тотемизма, магии, анимизма, фетишизма, мифологии относится ко времени существования поздних неандертальцев, происходит еще в каменном веке.

Переход к земледелию привел к появлению нового типа общества, нового отношения человека к природе и человека к человеку. Со временем она претерпевала все большие изменения в направлении, ведущем к религиям древних цивилизаций.

С развитием земледелия в тотемистических ритуалах, имевших целью получение урожая, наиболее характерными становятся обряды плодородия, выделяется роль женщины. Подражательная магия вызывания дождя становится еще одной важнейшей целью обрядов. В эпоху неолита жертвоприношение - приношение богам, духам даров с целью добиться от них помощи в каком-либо деле - становится обязательной частью религиозного культа. Появляются и становятся все более регулярными весенние праздники и праздники урожая. Возникающая необходимость упорядочить ритуал и магию, обеспечить выполнение важнейших функций жизни и управления обществом приводит к появлению религии, организованной в новых масштабах общества.

5. Современная классификация религий

Типы религий Основные направления Время появления
НАЦИОНАЛЬНЫЕ Индуизм, иудаизм, синтоизм, конфуцианство, зороастризм, даосизм и др. I тыс. до н.э.
МИРОВЫЕ Буддизм:
  • хинаяна
  • махаяна
  • ламаизм
  • дзен-буддизм
VI - V вв. до н.э.

VI - V вв. до н.э.
I в. н.э.
VII в. н.э.
VI в. н.э.

Христианство:
  • католицизм
  • православие
  • протестантизм
I - III вв. н.э. Разделение католической и православной церкви произошло в 1054 г. XVI в.
Ислам:
  • суннизм
  • шиизм
VII в.

VI. Подведение итогов.

VII. Домашнее задание: конспект и таблица.

Музыкальное сопровождение к уроку.