Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Спорт и здоровье детей

Народные игры как средство развития двигательных качеств

Добавлено: 2018.08.02
Просмотров: 18

Абрамова Елена Максимовна, учитель физкультуры Нестерова Надежда Александровна, начальник аттестационного отдела

Скажи и я забуду, покажи и я запомню,
дай действовать и я научусь
(Китайская мудрость)

Я думаю, это изречение имеет непосредственное отношение к народным подвижным играм. Подвижная игра -естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в них ярко отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, волю, стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов и др.) еще до Великой Октябрьской революции призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа. Народные игры являются неотъемлемой частью развития патриотических чувств любви и преданности Родине. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе , что требует активизации умственной деятельности (например, "гуси-лебеди","волк во рву","ловля обезьян"). В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, так же много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату (“палочка-выручалочка”, “пятнашки”).

Подготавливая место для игры, особенно на улице, нужно проверить все вокруг, чтобы ничто не мешало участникам и не могло нанести им травм.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемых качеств ("перестрелка", "коршун и наседка"). Очень важно иметь договоренность с участниками игры об общих моральных принципах поведения во время игровых ситуаций. Предлагаю принять кодекс игроков подвижных игр:

В народных играх много соревновательного задора, шуток, часто игры сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками. По определению русского фольклориста Виноградова они являются как бы игровой прелюдией, дают возможность организовать игроков, настроить на объективный выбор водящего, безоговорочное выполнение правил. Например, считалка: "катился горох по блюду, ты води, а я не буду ", "шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети- кукушата просят пить, выходи – тебе водить". Жеребьевки также создают эмоциональное настроение, увлекают самим процессом, применяются, когда детям необходимо разделиться на команды ("Конь вороной остался под горой. Выбираешь какого коня: сивого или златогривого?", или более короткие: "красное яблочко или золотое блюдечко?", "ниточка или иголочка?"). Все это прочно запоминается и устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.

Следует помнить, что игра для детей важное средство самовыражения, проба сил. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Игра позволяет учителю лучше узнать воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И важно то, что игра сближает учителя с детьми, помогает сплотить детский коллектив.

При подборе игр необходимо учитывать возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности детей. Методика обучения основывается на общих закономерностях процесса обучения, ее эффективность тесно связана с реалистическими дидактическими принципами. Обучение детей народным играм должно представлять собой организованную систему, обеспечивающую полное овладение комплексом необходимых игр. Основное требование к такой системе – постепенность усложнений. Переход от простых игр к более сложным должен быть своевременным, не дожидаясь, пока занимающиеся потеряют интерес к известным играм. Важно опираться на имеющийся опыт, так как это облегчит усвоение и будет способствовать закреплению навыков и умений. Выбор игры зависит от тех задач, которые ставятся перед уроком. Именно в руководстве игрой проявляется мастерство педагога, основанное на его умении видеть и понимать ход игры, умело применять меры поощрения и наказания (штрафные очки). Дозирование нагрузки в игре – важная задача для учителя, так как высокая эмоциональность затрудняет контроль играющих за своим состоянием, следовательно, возникает возбуждение и переутомление.

Регулирование происходит различными способами:

а) сокращение длительности игры;
б) введение перерывов;
в) изменением количества играющих;
г) уменьшением величины игровой площадки;
д) изменения правил и сменой ролей играющих.

Чтобы играть детям не надоело - нужно предлагать и вносить в игры новые правила, знать различные варианты игр. Заканчивать игру нужно своевременно и обязательное подведение итогов.

Весьма действенным подспорьем для повышения эффективности уроков физической культурой является умелое насыщение применяемых в нем игр подходящими элементами современных систем физических упражнений, обладающих высокой мотивационной ценностью и актуальностью (атлетическая гимнастика, шейпинг, популярные виды единоборств).

И еще один момент. Для наиболее результативного решения задач проводимого урока используемые в нем игры должны соответствовать базисному учебному плану данного учебного заведения, учитывая материально-техническую базу и регионально-климатические условия.

Таким образом, практическая деятельность учителя состоит из следующих элементов:

а) выбор игры;
б) подготовка места и инвентаря;
в) организации играющих;
г) объяснения игры;
д) руководства игрой;
е) подведения итогов.

Самой популярной и любимой игрой у нас в школе стала лапта. “Эта народная игра – одна из самых интересных и полезных игр… В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места…”, – говорил известный русский писатель А.И.Куприн. Обид в лапте практически не бывает, потому что это игра веселая, динамичная, поднимающая настроение, азартная. Известно, что уже и во времена Петра Первого лапта была весьма популярна в полках, в дореволюционной России как средство активного досуга и физического воспитания, при комиссаре Подвойском русская лапта была включена как средство физической подготовки красноармейцев. Ведь для игры в лапту не требуется каких-то особых принадлежностей: лужайка, полянка или просто площадка двора или школьного стадиона вполне пригодных для игры. Круглая или плоская палка (бита), мячик, как правило, теннисный – вот и весь инвентарь. Правила игры не ограничивают количество учащихся, размер площадки, все зависит от возраста и физической подготовленности играющих, возможностей площадки, простора для творчества и импровизации более, чем достаточно.

Из опыта работы можем отметить, что большой интерес в нашей школе вызывают у детей соревнования по лапте, проходящие ежегодно в мае по олимпийской системе, особенно, когда на финальном этапе подключается сборная команда учителей. Разработано Положение о школьных соревнованиях по лапте. (Приложение)

Неудивительно и естественно русская лапта, как развивающийся вид спорта не может оставаться в стороне от проявившихся тенденций в развитии соревновательной деятельности. К сожалению, наша республика не относится к числу регионов, где соревнования по русской лапте проводятся, хотя лапта еще в 1994 году была включена в Единую Всероссийскую Спортивную Классификацию, а жаль, ведь при поставленной работе нашлось бы немало команд, желающих участвовать в соревнованиях. Именно от нас, учителей физической культуры, зависит процесс внедрения этой замечательной игры в массы, возрождения и популяризации ее повсеместно, превращения ее в национальный вид спорта.

Следует отметить, что лапту можно включать как в отдельные разделы программы (легкая атлетика – элементы метания, развитие быстроты, спортивные игры – ловкость, ловля, передача мяча),так и отдельным разделом вариативной части учебной программы, а также использовать как элективный курс. Подробные правила игры можно найти на указанных сайтах.

Итак, благодаря подвижным играм дети не только укрепляют здоровье, совершенствуют функциональные возможности организма, но и осваивают актуальные способы физической деятельности с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью учебного предмета, помогают учащимся в процессе социализации.

Используемая литература:

  1. Володченко В.Ю., Юмашев В.Б. Выходи играть во двор. М.: Мол. гвардия. 1984. – 126 с.
  2. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры 5–11 классы. Методическое пособие. М., Дрофа, 2003. – 176 с.
  3. Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры. На6. Челны, 1996, 100 с.
  4. Детские подвижные игры народов СССР. М., Просвещение, 1989. 239 с.
  5. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Научно-методический журнал РАО, Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, 2004 год, № 5.
  6. Сайт федерации лапты России www.lapta.ru
  7. Сайты: www.ruslapta.ru, www.mucnkap.ru/forum/topic, www.1september.ru