Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание русского языка

Урок русского языка и литературы в 6-м классе на тему: Поэзия русского слова

Добавлено: 2018.07.30
Просмотров: 21

Зайцева Марина Георгиевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

Оборудование: портрет русского поэта С. А. Есенина, записи с романсами, написанными на стихи поэта, сборники стихов поэта, доска с оформленными на ней записями, тексты, заранее подготовленные.

Ход урока

Слово учителя.

Тема сегодняшнего урока для вас необычна, поэтому хотелось бы начать наш урок необыкновенно красивыми словами, служащими эпиграфом.

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

К. Паустовский

Ребята оформляют записи в тетрадях.

Беседа с учащимися.

- С чем Паустовский сравнивает русские слова?

- Ребята, как вы думаете, почему Паустовский сравнивает русские слова с драгоценными камнями?(Русские слова – это наше богатство, это наследие нашего народа, это наш язык, это наша культура. Именно из слов русских складываются русские стихи, русские песни, русские рассказы, русские сказки. )

- А вот вы представьте, что может произойти, если русские слова попадут в умелые руки?

(Может произойти своего рода чудо)

- Примером тому служит следующее. Послушайте! Будьте внимательны!

Звучит запись.

Беседа с учащимися.

Далее ребята читают наизусть стихотворения, наиболее понравившиеся им, предоставляют их краткий анализ, показывают рисунки, навеянные произведением поэта.

Работа с текстом “Культура спасет мир”.

Ребята прочитывают текст и отвечают на ряд вопросов.

Культура спасет мир.

Культура создается сообща. Законна гордость любого народа своими памятниками, своими изобретениями, своим фольклором, своей музыкой и литературой. Больше того, если такой гордости нет,–это признак какого-то серьезного национального неблагополучия. Гордиться народу следует и своим большим, и небольшим вкладом в культуру человечества. Ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть свое, неповторимое, а потому и особенно ценное.

Но из чего создается это неповторимое? Оно не возникает на пустом месте. Ни одна народная культура не создается из ничего. Материалом для новой культуры служат прежние, соседние “непередвигающиеся” искусства и музыка, фольклор, литература, наука, почти не знающие границ.

Красота спасет человечество. Осознание многоликости красоты облегчит осознание человечеством своего единства. Наука уже объединяет человечество. Необходимо, чтобы красота объединила человечество не менее крепко. Произведения искусства сильнее, чем что-либо другое, способствует взаимопониманию между народами. Надо только осознать, что культура принадлежит всему человечеству. (По Д. С Лихачеву. )

Беседа с ребятами:

Как вы думаете, какое отношение может иметь этот текст к творчеству Сергея Есенина?(Самое прямое. Творчество этого поэта – это наследие и культура русского народа. А что такое культура?(Это обычаи, традиции нашего народа, на чем и основано, чем и пронизано все творчество этого великого человека. )

Ребята высказывают свои мысли и подводят итоги урока. Они говорят о красоте, величии, непревзойденности русского языка и о людях духовно богатых, принесших славу своей Родине.

В конце урока звучит еще один романс на стихи Сергея Есенина.

Ребята делятся своими эмоциями, впечатлениями о поэзии русского слова.

Выводы записываются в тетрадь.